Из леса в... интернет

Текст: Наталья Новожилова

Странная зима нынче выдалась: то мороз и снега нет совсем, то невероятно тепло и белый пух беспрестанно валит с неба. Что там люди. Даже рыба и лесные звери пребывают в шоке. А не пора ли их проведать? Да и свежего воздуха хочется аж до мурашек на теле. И неважно, что выходные опять пролетят оглянуться не успеешь, зато как же приятно на душе...

РОСПИСЬ НА СНЕГУ
На этот раз отправляюсь с ребятами в новый для меня лес, на речку, где зимой ни разу не была. На машине проезжаем лишь полпути, после чего машем ей ручкой, закидываем рюкзаки за плечи, как в старые добрые времена, и дальше отправляемся пешком по нечищеной дороге. «Мороз и солнце – день чудесный» – о да, это было написано именно про сегодняшний день. Сквозь пушистые белые ёлочки протискивается яркое солнышко. Оно ничуть не греет, даже кажется, что слегка морозит, но как чудно оно заставляет блестеть снежинки, иногда просто хочется зажмуриться. А начинаешь наклонять голову то вправо, то влево, и вовсе кажется, что снежинки подмигивают.

Мы идём уже более получаса, но усталости совсем не чувствуется. Ноги то и дело ширкают по мягкому снегу, наметённому на дорогу ветром. А как только свернули с большой дороги, в лесу то и дело стали появляться следы зверей. Ну заячьи знаю даже я. Хотя тут и зайцы-то какие-то странные. В салочки они играли, что ли. И зигзаги, и петельки, и крючочки, а то и вовсе следы резко обрываются. Ну не на дерево же они залезли. А вот и плавная волнистая дорожка – очень красиво смотрится на белом снегу, даже как-то нежно.

– Это лиса бегала, – подсказывают мне попутчики. Почему-то я так и думала, что это она. И птичьих следов немало – разных размеров. Надо будет как-нибудь их изучить.
– Эй, зайцы! Вы где!!! – громко кричит один из моих попутчиков.
– Ты чего так кричишь, – возмущается другой, – всех перепугаешь, вот сейчас сидит какой-нибудь зайчик под ёлочкой, смотрит на нас и крутит лапой у виска.

Вдруг меня внезапно хватают за плечо, я оборачиваюсь и вижу характерный жест «палец у закрытого рта». Все остановились, замерли и глядят в одну сторону. Туда, под ту самую ёлочку, где сидит тот самый заяц, только что у виска лапой не крутит. Тоже замер, не шевелится, уши поджал и глядит во все глаза на нас.

– Ба-бах!!! – и надо вот было кому-то это крикнуть. Мгновение – и только снег слетел с веточки ели. И даже следов не осталось.

ПТИЦА СЧАСТЬЯ
Вот мы и добрались до избушки. Совсем небольшая, слегка покосившаяся и запорошенная снегом. Чтобы открыть двери, пришлось ещё немного потрудиться – откидать занесённую дверь. Внутри темно и выглядит всё каким-то замёрзшим. Стол, пара больших увесистых стульев, подобие кровати. Разные вещи и коробочки со съесными запасами развешены под потолком. Впрочем, даже так мыши умудряются утащить приглянувшиеся им кусочки. А ещё под потолком висит птица и от сквозняка грациозно покачивает крыльями.

– Настоящая птица счастья! – подмигивают мне ребята. – Вот пойдём завтра на рыбалку – обязательно дотронься до неё, и возможно, увидишь в лунке рыбу.

«Ну да, аргумент, – думаю я, – в такую непонятную погоду, стремительный перепад температур и давления действительно будет счастьем увидеть хоть одну рыбёшку».

Печка откликается не с первого раза. Всё промокло и подмёрзло, но спустя какое-то время доносится до боли приятный запах костра, вперемешку с дурманящим душу дымом. А потом и кипяток начинает бурлить в старом погнутом чайнике, и замёрзшая колбаса плавится на такой же погнутой сковородке. Мы ужинаем, а мне рассказывают про новую землянку, которая находится километрах в шести от этого домика. Сейчас в неё не забраться, но по весне мне просто необходимо там побывать. Они строили её потихоньку целый год: рыли яму в непослушной земле, заготавливали стойки, ставили их, обвязывали, обкладывали брёвнами, а щели забивали глиной. И всё вдвоём, руками, вооружившись лишь пилой и топором. Сверху положили три слоя плёнки и закидали землёй. Сейчас на их землянке летом как ни в чём не бывало растёт трава. А печку и вовсе тащили со старой землянки пять километров на себе. Нет, и действительно, я просто обязана буду там побывать.

ПО ЩУЧЬЕМУ ВЕЛЕНЬЮ
Ещё совсем темно, а мы уже просыпаемся. Странно, но ночью даже не было холодно. Комнатка маленькая – отогревается быстро, а промёрзнуть не успевает. Горячий чай с бутербродами, касание птицы, которая смотрится ещё загадочней под отблеском самодельного фонаря-лампы, и можно выдвигаться на речку. Ребята впереди на широких лыжах, а я осторожно плетусь сзади. «Я лёгкая!» – то и дело повторяю сама себе, но всё равно время от времени ноги непослушно проваливаются в снег.

– Смотрите! – все замирают и оглядываются. Между ёлок виднеется пушистый хвост. Мы тихонько продвигаемся к хвосту. Хвост не шевелится. Ещё ближе – не шелохнётся. И лишь когда подошли напрямую, увидели потрясающе красивую, но грустную картину. Белка попала в чьи-то силки, вырваться не смогла и так и замёрзла во всей своей красе, будто живая, будто сейчас махнёт хвостом и спрячется в ветвях деревьев.

До речки шли молча, каждый думал о своём, погрузившись в шумную тишину леса. Вот где действительно можно забыть обо всём и думать душой, дышать душой и растворяться в окружающем.

Но вот уже и первые лунки готовы. Руки окоченели, и пальцы совсем не хотят слушаться. Радует лишь, что и опарышу так же холодно, хоть он и греется время от времени в тёплой коробочке у самого сердца, и он совсем не пытается убежать прочь, хотя на крючок насаживается всё равно с трудом. Скорей бы кинуть его в воду и спрятать руки в большие тёплые рукава зимнего костюма. Но лунка то и дело замерзает, а пальцы снова приходится доставать из укрытия и счищать с лески налипший лёд.

Вот справа от меня первый улов – хоть малюсенькая, но всё же рыбка. Вот и слева кого-то достали и бросили рядом на снежок. А мне всё только кажется, что кто-то повис на том конце лески, но это очередной кусочек льдинки, который ширкается о край лунки и сбивает с толку. Хотя нет: птичка счастья всё-таки счастливая – мой первый окушок. Маленький, полосатенький, так и сверкает на снегу. И ещё один... а за ним оккупировали ерши. Вот кто самая наглая зимняя рыбка. Они не дают даже наживке опуститься ко дну, дёргают её на лету. Пытаешься запихать их обратно в их холодное мокрое царство, но всё тщетно. Они в который раз виснут на крючке. И сразу вспоминается старый анекдот. Встречает лещ ерша.

— Как дела, пучеглазая колючка? — Да отлично, червей классных наелся только что.
— Ё! И где ж тебе такое счастье привалило?
— Да за кустами мужик сидит с удочкой, полный лапоть. Вот у него и оторвался.
— Ну спасибо, поплыву тоже пообедаю.
Уплыл лещ, а ёрш ему вслед так тихонько:
— Давай-давай, посмотрим, как тебя из лодки три раза выбрасывать будут.

А следующий анекдот был рассказан в красках прямо у меня перед глазами. Один из моих рыбаков восклицает: «О, наконец-то что-то стоящее!» – и пытается аккуратно, но быстро тащить леску. Я уже было обрадовалась за него, но краем глаза вижу, что и слева от меня упорно борются с удочкой. Ха! Они поймали друг друга. Хотя тут явно не в течении дело, всяко это ерши постарались. Чтоб мы не расслаблялись, а пораспутывали крючки в ледяной водичке.

ДОРОГА ДОМОЙ
Улов, конечно, небольшой, но удовольствия полный рюкзак, ещё и вываливается. Аж идти на обратном пути тяжело. Иду, проваливаюсь раз от раза, и такое чувство, что на меня кто-то пристально смотрит. Оглядываюсь по сторонам – точно. За поворотом стоит лисица, немного серая, потрёпанная, но хвост всё равно яркий и пушистый. Стоит, наклонилась чуть вбок и смотрит на нас. И что же на нас все так смотрят, и почему они нас не боятся. Делаем шаг в её сторону, она вальяжно разворачивается и шагает прочь. Нет, не убегает, не прячется, просто шагает, ещё пару раз на нас оборачиваясь. «Ну хорошо, что не медведь», – проносятся в голове мысли, а мои попутчики рассказывают, что по осени не раз видели вырытые лисьи норы и лежбища медведей с отпечатками лап у входа на разрытой земле.

Думки прерывает вспорхнувшая с веток птица или кто там был. Снег валится со старой ели прямо за шиворот, заставляя натянуть капюшон обратно на голову, и хочется в горячую ванну, отогреть замёрзшие пальцы и обязательно заглянуть в Интернет. Надо, обязательно надо ознакомиться со следами животных, оставленными на снегу.


Источник: «Городская газета» (г. Березники, Пермский край)
Фото автора
Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс