Смотритель вод подземных

Текст: Татьяна Тихомирова

На «Уралкалии», как и на любом большом промпредприятии, работают люди разных профессий и специальностей. Назовут иную, и без словаря не догадаешься, чем бы мог заниматься этот человек. Александр Большаков – главный гидрогеолог «Уралкалия».

Когда впервые слышишь про такую специальность – на ум сразу же приходит три греческих корня: «гидро» – вода, «гео» – земля, «логос» – учение. Наука о подземных водах?

В кабинете меня приветствует высокий и улыбчивый молодой мужчина – Александру Владимировичу 27 лет. Первым делом интересуюсь, угадала ли про гидрогеологию.

– Да,– подтверждает Большаков. – На каждом действующем руднике «Уралкалия» есть гидрогеолог. А я координирую отделы на рудниках в части гидрогеологического обслуживания: отбора проб, обследования в шахтных стволах и горных выработках.

О работе Большаков говорит увлеченно и долго, о личном – кратко. Спрашиваю, как он выбрал столь необычную профессию. Отвечает быстро: мол, в профессию его, кизеловского мальчишку, внука шахтера-угольщика, привело школьное увлечение географией и романтическое представление о работе геолога. И снова о работе. О производственной практике пермских студентов-геологов в Архангельске, где романтики было вдосталь: и костров, и жизни в палатках. О том, что в «Уралкалии» работает с 2009 года: сразу после университета устроился на БКПРУ-4 участковым геологом в геологический отдел. О том, как впервые спустился в шахту и моментально понял, что хочет работать именно здесь – впечатления были незабываемыми. Само ощущение того, что находишься на такой глубине, завораживало; заворожили и прихотливые узоры соляных слоев на срезанной комбайном «стене», и жизнь шахты: целый подземный город!

– Два с половиной года я проработал «в поле», занимался документацией горных выработок, – вспоминает Александр. – Проходит комбайн, геолог берет сумку, линейку, полевую книжку и пошел рисовать, как выглядит срез. По этим данным определяется качество руды с выемочной единицы. Обязанности главного гидрогеолога, конечно, оказались другими, иная специфика работы. На новом месте появилась необходимость в принятии решений, больше ответственности, важных и интересных задач.

Одна из таких задач гидрогеологов – контроль за состоянием шахтных стволов. В стволе не должно быть водопроявлений. Традиционный, но не всегда эффективный способ борьбы с ними – тампонаж (заполнение пустот и трещин) на основе цементного состава. С 2008 года на «Уралкалии» начали внедрять гидроизоляцию с помощью полимеров. Для ясности Александр наскоро чертит на листке бумаги схему гидроизоляции: вот порода, вот ствол, внутренняя часть ствола закреплена чугунными тюбингами, а внешняя «одета» в бетонную «рубашку». Получается что-то типа горизонтального среза многослойной трубы.

– Цементный раствор закачивается за пределами всей крепи в породу. А с помощью полимерных материалов мы изолируем именно контакт между бетонной рубашкой и чугунной крепью ствола. Полимер, вступая в реакцию с водой, расширяется и закупоривает все мельчайшие трещины, попасть куда цементному составу не под силу, – обратив внимание, что мне, журналисту, не совсем ясна «тема», Большаков обращается к бытовым примерам. – Внешне такие полимеры немного похожи на строительную пену, которой заделывают щели при установке окон, только тверже и не такие пористые.

Перевожу разговор в личное русло: как семья относится к такой увлеченности работой? И узнаю, что супруга, Татьяна Большакова, работает здесь же, на «Уралкалии», и тоже гидрогеологом. Она, шутит Александр, последовала за ним сюда, «как жена декабриста». Познакомились студентами, она, уроженка Березников, много лет назад уехала в Кировскую область, да судьба развернула в город детства вслед за любовью. Интересно, чем гидрогеологи в свободное от работы время занимаются: хобби, увлечения. Или и дома – сплошные обсуждения рассолов, их состава, плюсов и минусов различных методов гидроизоляции? Александр улыбается: нет, нет, есть хобби, и совсем не связанные с профессией. Во-первых, футбол: Большаков давно болеет за «Амкар». Во-вторых, глава семьи несколько лет назад всерьез увлекся сноубордингом, каждую зиму немало времени проводит на снежных склонах. В-третьих, Александр любит и ценит хорошую музыку, отдавая предпочтение ритмам рок-н-ролла. Правда, сейчас не до хобби: к лету семья гидрогеологов Большаковых ждет появления первенца. И, кто знает, может, так будет основана новая династия калийщиков.


Опубликовано: газета «Березниковский рабочий» (г. Березники, Пермский край)
Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


березниковцы