Березники в ожидании Медеи

Очень скоро Елена Зебзеева, мастер сцены в театре «Бенефис», получит ещё одно высшее режиссёрское образование. Сейчас она заканчивает учёбу в московской Академии переподготовки работников искусства, культуры и туризма.

На вступительных экзаменах в пермский институт культуры Лена Зебзеева исполнила есенинскую «Песнь о собаке», басню «Ворона и Лисица» и монолог Жванецкого. Вот этот: «Хорошо въехать на базар и через щель спросить «Скоко, скоко?». Приёмная комиссия веселилась, глядя на девушку с косой до пояса. А она чётко усвоила, по её мнению, главное требование к поступающим – говорить громко и чётко. С отличными оценками за вступительные экзамены березниковская абитуриентка и начала постигать секреты актёрского мастерства и режиссуры.

Распределение выпало на «смутный» 1994 год. Выпускникам института культуры их преподаватели советовали возвращаться домой, в свои города, там было проще найти работу. Елена начала работать в «театре Тихонравова», так порой называют период в истории березниковского театра, когда его режиссёр едва ли не каждый спектакль превращал в ребус для зрителя. Он искал новые формы. Елена подчинялась всем режиссёрским изыскам: надо петь – поём, надо прыгать – прыгаем. Да и приезжие режиссёры с удовольствием работали с темпераментной актрисой. Без работы Лена не простаивала.

Иногда ей казалось, что работа в провинциальном театре заедает, что в отсутствие новых идей приходится вариться в собственном соку. Тем более что заезжие критики то и дело повторяли: «А вы знаете, что в Москве происходит?».

Чем живут театры столицы, Елена Зебзеева воочию увидела, когда начала учиться в Академии. Просмотр всех театральных новинок – это тоже элемент обучения: «Я поняла, что в Москве всё то же самое. Конечно, с другим уровнем актёрского и режиссёрского мастерства, но тенденции развития те же, что в Березниках – столица в поисках новых форм». Для себя Елена поняла, что ей ближе всего эстетика Малого театра, где у каждого героя есть своя история, где каждое действие и реплика психологически мотивированы и актёры взаимодействуют как петелька и крючочек. Собственно, именно так и учили Елену педагоги по актёрскому мастерству: «Я против новых форм ради самой формы, и если у режиссёра не хватает фантазии придумать что-то своё, лучше в это не влезать».

У самой же Лены режиссёрских идей хоть отбавляй, но так даже лучше, есть из чего выбрать. В качестве дипломной работы она придумал свою «Медею». Спектакль о взаимоотношениях мужчины и женщины в их самом первозданном, почти дистиллированном виде. Пока обстоятельства складываются так, что работу над спектаклем нужно отложить: «Понимаю, что молодость уходит. Поэтому я боюсь упустить время, боюсь упустить свою Медею». Хочется надеяться, что история Медеи всё-таки не минует подмостки «Бенефиса».

Сейчас Елена Зебзеева репетирует роль Донны Розы в спектакле «Тётка Чарлея», премьера которого, скорей всего, будет приурочена ко Дню театра.

«ХОЧУ ВЕРИТЬ В ЧУДО»
Для краткого интервью актрисы «Городская» выбрала вопросы из анкеты, сочинённой французским писателем Марселем Прустом.

– Где бы вы хотели жить?
– В России. Где конкретно – не принципиально, важнее – с кем.

– Какие ошибки вы считаете достойными наибольшего снисхождения?
– Глупость. За что винить такого человека? Его пожалеть нужно.

– Ваш главный недостаток?
– Наверное, несдержанность. Но я умею прощать. Могу первая извиниться, даже переступив что-то в себе.

– Дар, которым вам хотелось бы обладать?
– Крепкое здоровье, не хочу быть немощной. Боюсь этого. Когда я была маленькой, то всегда хотела иметь маленькую дверку, чтобы нырнуть туда, а страхи бы тем временем улетучились. Даже сейчас я, взрослый человек, всегда загадываю желание и очень хочу верить в чудо.


Опубликовано: «Городская газета» (г. Березники, Пермский край)
Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


березниковцы