Учитель под микроскопом

Текст: 
Яна Агеева

В Березниках подвели итоги городского этапа конкурса «Учитель года». В номинации «Учитель. Педагог дополнительного образования» – главной номинации конкурса – победу одержала Ольга Молчанова, учитель начальных классов школы №1. 7 апреля для неё начнётся новое испытание – краевой этап конкурса. Ольга Анатольевна уже в Перми – готовится, но перед отъездом она дала интервью нашему журналисту.

- Ольга Анатольевна, сложно было вам, учителю начальных классов, бороться с предметниками?
– Я по жеребьёвке была одиннадцатой: последней приезжала, выступала и уходила. Никого толком не видела, потому и оценить, как выступили коллеги, не могу.

- Не страшно было заявляться?
– Страшно, как не страшно. Решиться на участие – это самое главное и первое решение. А второе – когда там оказываешься, начинаешь готовиться, и уже некогда думать о страхе. Тебе дают задание, ты уже ответствен не только перед собой, за тобой стоит школа, хочется выступить хорошо, не подвести.

- Это была ваша инициатива – принять участие в конкурсе?
– В большей степени меня подвигла наша школьная администрация. Сначала я участвовала в школьном этапе конкурса, победила, а это автоматически означает участие в городском этапе. Администрация школы очень помогала мне в подготовке к конкурсу. В таких конкурсах добиться успеха можно только в команде. Урок, конечно, я составляла сама, но его смотрели, вносили коррективы, добавляли штрихи, которые улучшили занятие. Кроме сильной методической помощи, очень важна помощь и поддержка моральная.

- Вы впервые участвовали в конкурсе «Учитель года» или уже был опыт, победы?
– Я работаю в школе 17 лет, но это был мой первый опыт участия в городском конкурсе. В первый раз я 11 лет назад участвовала в школьном конкурсе «Учитель года», несколько раз давала открытые уроки в школе, и всё.

- Расскажите, из каких этапов состоит конкурс?
– Сначала заочный тур: два конспекта урока, эссе на тему «Школа будущего». Потом очный тур. На самопредставлении нужно показать свой педагогический опыт – это самое сложное. О себе рассказывать непросто. Потом урок по заявленной теме в чужой школе с чужими детьми (на знакомство с детьми отдельного времени не дают). Тут надо детей завлечь уроком, если урок интересен, понравился – будут с тобой работать, не понравился, не интересен – ничего не выйдет. Потом мы давали мастер-классы для учителей школы №3. Это дело знакомое – с учителями работать, поскольку я руковожу школьным методическим объединением учителей начальных классов. И последнее испытание – разговор с учащимися или классный час, если так понятнее. Вытягиваешь тему, готовишься и проводишь.

- Как вам дети, с которыми пришлось работать?
– Очень понравились дети в гимназии №9, с которыми мы отработали урок. Это был класс Елены Андреевны Науменко. В этой же гимназии у меня был разговор с учащимися, но это уже был другой класс, в котором тоже отлично поработали ребята. Другие учителя, бывает, жалуются, что класс работать не хочет. Мне повезло.

- Чем вы отличаетесь от других педагогов? Педагогика – поле широкое и отлично вспаханное, трудно найти что-то новое на нём – всё уже придумано. Вы нечто новое отыскали?
– Я стараюсь учить детей так, чтобы захотел учиться каждый. Это тема моей педагогической деятельности. И урок, который я запланировала и провела, – урок- открытие, исследовательская работа. А такая работа, когда ребёнок сам смотрит в микроскоп и сам находит ответы на свои же вопросы, гораздо интерес - нее, чем когда учитель даже что-то очень мудрое вещает. Погрузиться в работу детям было интересно. Тема моего урока – «Кожа – орган защиты человека». В микроскоп рассматривали и свою кожу, и кусочки свиной, поскольку она похожа на кожу человека. Посмотрели отпечатки пальцев – наносили на пальцы специальную краску и делали отпечатки на бумаге и стекле. Дети узнали, что у каждого отпечатка свой рисунок. Они поработали «экспертами-криминалистами»: нашли отпечаток пальца шведского художника, который так подписывал картины, чтобы отличать свои работы от подделок. Ещё мы выполняли физические упражнения, и увидели, что кожа выделяет пот и жир, познакомились с научной литературой. Пока ставили опыты, узнали всё про кожу. Любой шаг должен был увлечь, и это получилось.

- Последнее испытание прошли и «выдохнули»?
– Не выдохнула. Не было ощущения, что всё закончилось, как будто ещё дальше надо в этом направлении двигаться.

- Ожидали победы? Или был сюрприз?
– Обычно Комитет по вопросам образования держит имена победителей в тайне до самого концерта с подведением итогов. А тут получилось иначе. Подведение итогов было 5 марта, а до 3 марта уже надо было отправить документы на краевой конкурс. Пригласили трёх финалистов и велели готовить документы. Нам не сказали, кто какое место занял, но что я в тройке, стало ясно. Так что для меня всё-таки победа стала немного сюрпризом.

- Узнали, что победитель, ясно стало, почему «не конец»...
– Да, когда все отдыхали и ждали результатов конкурса, мы работали и готовили материалы на краевой этап.

- Усталость, наверное, накопилась? От уроков по расписанию вас не освобождали?
– Когда городской конкурс закончился, почувствовала такую усталость, словно выгорела вся. Но потом прошло время, я отдохнула, и снова можно в бой. От уроков нас не освобождают ради конкурса, это ни к чему. Я ещё параллельно готовила мальчика на научно-практическую конференцию «Старт. Учение с увлечением». Только у меня конкурс закончился, мы пошли с ним на конференцию. Заняли второе место.

- Учебный процесс не страдает, пока вы на конкурсе?
– Я бы не сказала. Месяц всего проходит, пока готовишься. У меня четвёртый класс сейчас, ребята уже приучены к самостоятельности, с ними можно поработать и в группах, и самопроверку в группах провести. Я в своих учениках уверена, и процесс не пострадал. Вот если бы были первоклашки...

- Спать успевали?
– Не спалось, не хотелось.

- Конкурс такого уровня, вы уже говорили, – стресс. Чем вы его снимали?
– Я стала менее эмоциональной по отношению к людям. Все привыкли, что я улыбаюсь, общаюсь. А здесь я стала замкнутой, и это было заметно. Никто не обижался, ждали, когда я приду в себя. Друзья и близкие с пониманием относились к моему состоянию. Кто понимает, какой это колоссальный труд, сочувствует. А потом стресс как-то сам прошёл.

- Вы всё время работаете в школе №1 или где-то ещё преподавали?
– Я в этой школе ещё и училась. После окончила Соликамский педагогический институт и пришла работать в родную школу.

- Не скучно всю жизнь работать в одной и той же школе?
– Нет, не скучно. Дети разные. Программы разные постоянно. Само образование – полигон для испытаний, но нас это уже не пугает. Мы всё что угодно можем пережить. Не скажу, что нам скучно. А менять школу на другую мне и в голову не приходило. Я всем говорю, что я в этой школе с 1982 года. Сейчас ко мне в первый класс привели детей мои одноклассники.

- А что за лабораторию вы ведёте?
– Городскую педагогическую мастерскую по внеурочной деятельности. Каждая школа исходит из того, какие услуги она может предоставить детям во внеурочное время, что учителя могут. Кто-то ведёт кружки: риторику, математику, физику и т.д. У нас в школе ещё имеется центр творчества «Элегия», там есть вокал, хор, изостудия и так далее. Мы с ними сотрудничаем. Детям интересно дополнительное образование. Есть секция баскетбола. Ребёнок после уроков 10 часов в неделю может заниматься внеурочной деятельностью, можно выбрать два-три кружка. Школа эти услуги предоставляет бесплатно. А на лаборатории мы делимся опытом организации внеурочной деятельности.

- На дом, семью, детей есть время?
– На детей у меня времени всегда хватает, у меня их двое – 16 и 6 лет. Летом я занимаюсь только детьми. Уезжаем на месяц в Редикор, живём в палатках, рыбалка, лес, костры. Моё детство прошло в Тамане, на реке, и мне нравится слиться с природой. В выходные мы ходим на лыжах, катаемся на коньках. Мнение, что учительские дети обделены вниманием, неправильное. При любой занятости можно найти время на своих детей.

- Разница у вас между детьми значительная, так запланировано?
– Да, когда старший ребёнок стал самостоятельным, можно стало подумать и о втором. У нас всё по плану. Я ведь работаю в начальной школе. Когда берёшь первый класс, потом очень жалко их бросать: к учителю им придётся другому привыкать, родители на тебя надеялись. Вот я и подгадала со вторым ребёнком так, чтобы выпустить четвёртый класс, и только потом идти в декретный отпуск. Получилось.

-А муж вас поддерживает?
– Во всём. Пока я занималась конкурсом, например, я из семейной жизни «выпала», муж семьёй занимался, детьми. Если у меня были проблемы технического характера – что-то не подключалось – он приезжал, помогал.

- Вы во всём везучая?
– Нет. У меня никогда всё гладко не проходит. В этот раз тоже проблемы были. Технического плана, постоянно техника не сразу включалась. В школе №10 не шло видео, долго просидели, но настроили. В других кабинетах не идёт система голосования, доска не срабатывает. Я уже знаю эту свою невезучесть, потому и проверяю всё по сто раз. Я и в Пермь несколько раз ездила, чтобы быть уверенной, что всё заработает. Не хочется выглядеть беспомощной, если техника закапризничает.

- Соперников своих в Перми не видели, не знаете ещё?
– Видела их портфолио и краткие резюме на сайте министерства. Очень серьёзные у меня соперники. По заочному рейтингу есть очень сильные специалисты. Но настрой боевой.

– Желаем вам победы на краевом конкурсе!
– Спасибо. Спасибо всем, кто меня поддерживает, болеет за меня.


Опубликовано: газета «Березниковский рабочий» (г. Березники, Пермский край)
Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


березниковцы