Двигатели прогресса

Текст: Екатерина Каменщикова

Местом демонстрации силы и мощи моторов стал выставочный павильон ВВЦ. Под одной крышей объединились более 100 российских и зарубежных компаний.

Свою «авиадвигательную» продукцию представила и корпорация ВСМПО-АВИСМА. Моторы и двигатели часто сравнивают с сердцем машины. Именно они обеспечивают полноценную жизнь любому механизму. Самолёт не поднимется в небо, автомобиль не помчится по трассе, электростанция не даст энергию без работы мотора. Турбины, дизели, двигатели внутреннего сгорания, электромоторы - всё, что приводит в движение мир вокруг нас - было представлено на Международном форуме двигателестроения. Организатором мероприятия выступила российская Ассоциация «Союз авиационного двигателестроения» при поддержке Министерства промышленности и торговли РФ,Торгово-промышленной палаты РФ и ОАО «Объединённая двигателестроительная корпорация».

Виктор Чуйко, президент Ассоциации «Союз авиационного двигателестроения»: «Форум продолжает традиции Международных салонов «Двигатели», которые ранее проводились с частотой раз в два года. Однако он имеет принципиальные отличия от предыдущего формата мероприятий. Прежде всего, в рамках Форума существенно увеличена научно-техническая часть. Сегодня отечественное двигателестроение поднимается из кризиса. Чтобы это движение происходило с наименьшими издержками, отрасль должна опираться на какой-то фундамент. Мы убеждены, что этим фундаментом должна стать наука».

Открытие форума состоялось в лучших традициях русского гостеприимства: с хлебом-солью и добрыми словами от многочисленных VIP персон. Член военно-промышленной комиссии при правительстве РФ Михаил Каштан сравнил двигателестроение с локомотивом в ряду других отраслей промышленности и пожелал его «машинистам» высоких скоростей при достижении целей. А академик РАН, профессор и генеральный директор Всероссийского научно-исследовательского института авиационных материалов Евгений Каблов добавил, что двигаться вперёд надёжней под крылом научной мысли.

Евгений Каблов, академик РАН, профессор, генеральный директор ФГУП «ВИАМ»: «Производство полноразмерного двигателя - это высочайший уровень машиностроения. Приведу пример, лопатка турбины двигателя работает при температуре на 300-400 градусов выше температуры плавления. Без труда учёных, конструкторов мы никогда не достигли бы этих температур. Поэтому роль науки, материаловедения, инженерной мысли является определяющей в развитии двигателестроения».

Перерезав, как и полагается в особо торжественных случаях, красную ленточку, гости отправились знакомиться с экспозицией. В этом году выставочный павильон был оформлен по принципу обеспечения жизненного цикла двигателя. Свои разработки представили научно-исследовательские институты, опытно-конструкторские бюро, заводы-изготовители и металлургические компании. Безусловно, главными героями выставки стали авиадвигатели всех типов и размеров.

Пожалуй, самый большой интерес вызвал ПД-14. До сих пор этот перспективный двигатель тягой 14 тонн от пермских моторостроителей представ лялся в виде отдельных узлов, деталей или макетов. С «живой» новинкой отечественного двигателепрома познакомил генеральный конструктор и управляющий директор ОАО «Авиадвигатель» Александр Иноземцев. Он отметил, что ещё неделю назад ПД-14, представленный на форуме, проходил стендовые испытания. Кстати, к производству этого гиганта приложили руку и уральские металлурги.

Владимир Кропотов, главный кузнец ВСМПО: «В создании ПД-14 мы участвовали не только как металлурги, но и как конструкторы. Специалистами корпорации ВСМПО-АВИСМА была разработана уникальная технология получения дисков и пустотелой лопатки для этого двигателя. Сейчас у нас проговаривается конструкция корпуса вентилятора двигателя. Мы предлагаем использовать титан, а не алюминий».

На выставке в Москве корпорация ВСМПО-АВИСМА представила полный комплект титановой «начинки» для авиадвигателей: начиная от простых деталей, таких как биллеты, прутки, листы и заканчивая сложными изделиями - дисками, кольцами и лопатками. Нужно сказать, что интерес к компании, которая поставляет продукцию на мировой рынок, на форуме был очень высоким. Три дня наш стенд был в центре внимания конструкторов, инженеров, учёных и промышленников из России и зарубежных стран.

Александр Иноземцев, генеральный конструктор и управляющий директор ОАО «Авиадвигатель»: «Без металлургов ни авиация, ни двигателестроение не могут существовать. Потому что это основа. Когда-то титан выручил нас. Мы проектировали самолёт ИЛ-76 и сделали стальные шасси, которые оказались очень тяжёлыми. Тогда мы применили титан, он - лёгкий, хотя его было чертовски трудно обрабатывать! Но мы этому научились, а потом и Boeing у нас учился. Поэтому я считаю, то, что делают уральские металлурги очень полезно и необходимо».

Сегодня доля поставок титановых полуфабрикатов российским моторостроителям составляет порядка 30% от всей произведённой продукции, отметил директор по сбыту ВСМПО Николай Чуланов. В то же время на международный рынок идёт около 20-25%. Это очень хороший показатель, учитывая, что стоимость изделий, соответствующих мировым стандартамкачества, очень высокая. Тем не менее, специалисты компании уверены, что нет предела титановому совершенству. Корпорация всегда открыта для новых заказов, новых проектов и нового сотрудничества. Об этом инженеры ВСМПО рассказали на симпозиуме, который проходил в рамках Международного научно-технического конгресса.

Алексей Шибанов, ведущий специалист кузнечного производства научно-технического центра ОАО «Корпорация ВСМПО-АВИСМА»: «Цель у нас очень благородная. Во-первых, послушать выступления главных и генеральных конструкторов ведущих российских двигателестроительных компаний. А во-вторых, сообщить о том состоянии дел, которое сегодня существует при производстве деталей двигателя. Мы надеемся, что информация из первых уст заинтересует наших коллег, и мы сможем найти новые точки пересечения».

Пока теоретики двигателестроения обсуждали перспективы развития отрасли на конгрессе, практики говорили о текущем состоянии дел. За время форума делегация корпорации ВСМПО-АВИСМА провела более 50 переговоров со своими деловыми партнёрами.

Олег Ледер, заместитель генерального директора по маркетингу и сбыту ОАО «Корпорация ВСМПО-АВИСМА»: «Без титана сегодня не летает ни один двигатель. На выставке мы представляем полный спектр титановых полуфабрикатов, необходимых для производства моторов. Однако наша цель не столько показать свою продукцию, она достаточно традиционная, сколько встретиться с нашими многочисленными заказчиками. Выставка – это место, где можно достаточно продуктивно провести время с точки зрения обсуждения текущих вопросов и перспектив сотрудничества».

Авиационная корпорация «Рубин», НПО «Сатурн», ОАО «Протон-ПМ», ОАО «АК Сухой», Пермские моторы, ФГУП «ВИАМ», ОАО «Русполимет», «Корпорация «Иркут», компания Honeywell. С представителями этих и других компаний провели встречи наши менеджеры.

Владимир Мамоничев, директор по материально-техническому обеспечению ОАО «АК Рубин»: «Одним из направлений нашего производства является изготовление колёс и тормозов к летательным аппаратам. У ВСМПО-АВИСМА закупаем штамповки, прутки и плиты. С корпорацией мы работаем плотно, и отказываться от сотрудничества не намерены. Встреча с менеджерами предприятия прошла на позитивной волне, в обсуждаемых вопросах удалось прийти к определённому консенсусу».

Вячеслав Богуслаев, президент АО «МОТОР СИЧ» (Украина): «Очень приятно, что корпорация не только развивает номенклатуру выпускаемой продукции, но и предлагают новые виды услуг. Нас это очень устраивает. К примеру, чтобы не возить лишний вес через границу, на ВСМПО организована предварительная обработка наших деталей. Даже в самые трудные времена наши компании не теряли друг друга из вида. Мы высоко ценим доверие, которое оказывает корпорация ВСМПО-АВИСМА украинской МОТОР СИЧ, и понимаем, что гарантии ваших руководителей гораздо выше гарантий любого банка или правительства».

Финальную точку в работе Международного Форума поставил президент Ассоциации «Союз авиационного двигателестроения» Виктор Чуйко. Он отметил, что в своё время в Советском Союзе выпускалось до 300 самолётов. Сейчас на этих же площадях производится лишь 36 лайнеров. Не трудно посчитать, во сколько раз упали мощности производства.

Виктор Чуйко, президент Ассоциации «Союз авиационного двигателестроения»: «Мы надеемся, что авиа- и двигателестроение в нашей стране в ближайшие годы будет возрождено, и корпорация ВСМПО-АВИСМА обеспечит всех участников этого процесса своими прекрасными заготовками. Мне хочется искренне поблагодарить коллектив предприятия за активное участие во всех наших салонах и выставках. Ваша работа очень важна. Потому что совершенствование двигателя в части снижения веса идёт, в первую очередь, за счёт применения титановых сплавов. Я желаю металлургам успехов и процветания».

Как постоянный участник Международного форума Двигателестроения корпорация ВСМПО-АВИСМА была отмечена благодарственным дипломом и получила приглашение на очередную встречу, которая пройдёт в Москве через два года.


Опубликовано: газета «Металлург» (г. Березники, Пермский край)
Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


промышленность