Благое устройство города

Из всех направлений деятельности березниковского муниципалитета, пожалуй, самым молодым является благоустройство. Отдельное структурное подразделение управление благоустройства, ответственное за красивую городскую среду, было создано сравнительно недавно, в 2008 году. Именно с этого периода расходы городской казны на благоустройство существенно возрастают. Сейчас управление работает в соответствии с трёхлетней программой «Комплексное благоустройство территории города Березники». Планируемые расходы местного бюджета на три года составляют 1 миллиард 25 миллионов рублей. О трудностях и новых задачах в работе управления благоустройства рассказывает его начальник Лариса Хомутова.

ЭХ, ДОРОГИ...
– Лариса Михайловна, судя по отчётам вашего управления, доля плохих дорог в Березниках сокращается, причём довольно существенными темпами. По вашей оценке, когда все наши дороги будут отвечать требованиям нормативов?
– Каждое муниципальное образование, город Березники в том числе, обязано в своих отчётах приводить показатель дорожной деятельности. А это и есть доля дорог, отвечающих нормативным требованиям. Думаю, что к ста процентам нам не приблизиться в ближайшие десять лет. В первую очередь потому, что Березники не могут позволить себе финансировать содержание и ремонт дорог на сто процентов от потребности. В этом случае пришлось бы весь городской бюджет направить на цели благоустройства.

– И всё-таки деньги огромные. Тем более обидно видеть весной дороги в ямах и трещинах. Думаю, что вас, как руководителя, такая ситуация тоже не устраивает.
– На самом деле причин здесь несколько. Начиная с законодательной базы, ГОСтов, СНиПов. Большая часть их устарела и не отвечает современным условиям эксплуатации городских дорог, нагрузки на которые выросли в несколько раз. А требования к основному строительному материалу – асфальтобетонной смеси – остались прежними. И мы вынуждены их соблюдать. Но не секрет, что качество основного компонента смеси – битума – снижается, поскольку технологии переработки нефти не стоят на месте и всё меньше полезных компонентов уходит в остаток, то есть в битум.

Второй фактор, влияющий на качество дорог, – это соблюдение технологии изготовления асфальтобетонной смеси. Когда наша служба благоустройства разрабатывает конкурсную документацию, то в требованиях к подрядчику всегда прописан рецепт смеси. Он должен быть утверждён аккредитованной лабораторией.

– Если от подрядчика требуется рецепт асфальтобетонной смеси, то он, конечно, будет представлен. Но кто контролирует соблюдение этого рецепта?
– Служба благоустройства, которая от лица муниципалитета выступает заказчиком работ по капительному ремонту дорог, имеет допуск СРО для проведения технического надзора. Специалисты берут пробы смеси непосредственно из кузова самосвала для испытания в лаборатории на соответствие качеству. Но количество таких проб ограничено и зависит от объёма произведённой смеси. Однако основная ответственность за соблюдение технологии производства асфальтобетонной смеси лежит на подрядчике.

И наконец, третий фактор, влияющий на дороги – это жёсткое соблюдение технологии укладки. К примеру, все капитальные ремонты дорог, которые были сделаны в прошлом году, хорошо себя показали в нынешнем. Поскольку подрядчики уложились в летний период, в осень не зашли. В отличие, например, от участка улицы Юбилейной от К.Маркса до проспекта Ленина. Ремонт в 2008 пришёлся на осенний период, и результат получился соответствующий.

ВОДА АСФАЛЬТУ НЕ ТОВАРИЩ
– Потоки воды, которые текут по дорогам весной или после дождя, наверное, тоже неполезны и ухудшают состояние асфальта.
– Конечно, для дороги такие потоки воды вредны. Справиться с такой проблемой может ливневая канализация. По действующим нормативам приёмники ливневой канализации должны быть расположены на дороге через каждые 50 метров. К сожалению, у нас есть дороги, особенно в старой части города, где ливнёвки нет совсем.

– Так может, построить её?
– Устройство новых сетей ливневой канализации происходит при строительстве новых дорог или их реконструкции. До сих пор реконструкциями мы не занимались, это очень дорого. Представьте, чтобы проложить такую сеть, к примеру, на Советском проспекте, надо взрыть всю дорогу, выкопать траншеи глубиной более трёх метров, положить трубы и восстановить дорожное полотно. Насколько сразу возрастёт стоимость работ. Поэтому там, где это возможно, мы закладываем в проект работы по продлению существующей сети ливневой канализации.

– Как быстро разрушается дорога после капремонта?
– Практика показывает, что асфальт разрушается уже через пять лет. Замечу, что с 2012 года мы увеличили сроки гарантийного ремонта. С этого времени он составляет пять лет вместо трёх. А межремонтные сроки по капремонту составляют десять лет. Такой срок ни одна дорога без ремонта и хорошего содержания не выдержит. В период действия гарантии подрядчик за свой счёт ремонтирует дорожное полотно, заливает трещины, заделывает ямы. Когда гарантия заканчивается, то же самое начинает делать эксплуатирующая организация, сейчас это «Спецавтохозяйство». Напомню, что с этого года работы по содержанию дорог выполняет именно данное учреждение.

ПЛИТКЕ ПРЕДПОЧТЕНИЕ
– «Спецавтохозяйство» является муниципальным учреждением. Ожидалось, что, как только оно заработает, ситуация улучшится. Однако согласитесь, что замечаний по поводу уборки города, особенно в зимний период, было много.
– «Спецавтохозяйство» создано с нуля. Именно с этим, на мой взгляд, связаны все недоработки и замечания по поводу его работы. До сих пор в учреждении не создан костяк инженерно-технических работников, которые могут грамотно, в соответствии с технологией, выстроить работу. Информация о вакансиях размещена на сайте городской администрации.

– После того как на отремонтированной площади Первостроителей «повело» плитку, березниковцы очень внимательно следят за судьбой Советской площади. И там без дефектов не обошлось. Не планируете совсем отказаться от плитки?
– Мы не намерены отказываться от плитки в скверах и парках. Во-первых, это красиво, эстетичность достигается за счёт разной конфигурации и расцветок. Во-вторых, можно без ущерба провести ремонт, заменить участок и декоративность не нарушится. Эстетичный вид сохранится. Сейчас всё упирается в соблюдение технологии укладки плитки и в качество водоотвода.

На площади Первостроителей подрядчик некачественно провёл работы по заполнению пространства под лестницами. Песку есть куда уходить, поэтому и плитка посыпалась. В прошлом году подрядчик работу переделал, но поторопился. В этом году будет делать снова. Гарантийные обязательства рассчитаны на три года.

Работы на Советской площади ещё не закончились. Даже без экспертных заключений видно, что плиточное покрытие нарушено там, где были проложены сети водоотвода. В этом месте грунт был плохо уплотнён, поэтому он просел, а следом и плитка. Теперь подрядчику предстоит устранить все дефекты.

– Какие у вас на этот год планы по скверам?
– Планируем закончить Советскую площадь. В сквере перед ЦУМом появится памятник Любимову, скульптура уже готова. Ждём, когда определится подрядчик по Комсомольскому парку. Объект очень большой, поэтому будем делать его в три этапа, в течение трёх лет. Начнём с той части, которая идёт от улицы Свердлова. Там будут установлены спортивные и детские площадки, чтобы парк уже в этом году начал выполнять свою функцию. Планируем сделать небольшой сквер на площади Торговой, у магазина «Спорт и туризм». Работы там небольшие: привести в порядок дорожки, поставить красивые скамейки, клумбы разбить. В этом сезоне должны завершиться работы в сквере у «Авангарда».

И МИНДОВСКИЙ ПРИГОДИЛСЯ
– Последний вопрос касается озеленения. В Перми появилась должность главного садовника. Вы такую не планируется?
– У нас в штате есть сотрудники со специальным образованием озеленителей. Плюс к тому активно изучаем опыт других городов. Читаем книги Миндовского. Вот начали сажать крупномерные саженцы деревьев. Осенью прошлого года подрядчик высадил клёны. Горожане увидели, что листва пожухла, забеспокоились: мол, деревья погибли. Недавно мы осмотрели каждый саженец, почки живые. Посмотрим, как с наступлением тепла поведут себя деревья после адаптации. Если какие-то всё же погибнут, то подрядчик заменит их на новые.

АДРЕСА КАПРЕМОНТОВ
Кажется, что в Березниках капитальные ремонты дорог были всегда. На самом деле история началась в 2007 году. Тогда в рамках краевой программы «Муниципальные дороги» на условиях софинансирования с региональным бюджетом из городской казны начали выделяться миллионные суммы.

2007 год. Отремонтировано пять участков магистральных улиц общей длиной 2,9 километра. Израсходовано 79 миллионов рублей. Ремонты прошли по адресам:
– проспект Ленина от улицы Пятилетки до Юбилейной;
– улица Мира от улицы Пятилетки до Юбилейной;
– улица Пятилетки от улицы Березниковской до проспекта Ленина;
– улица Юбилейная от проспекта Ленина до улицы К.Маркса;
– мост через реку Зырянка. Гарантийный срок закончился.

2008 год. Капремонт проведён на трёх участках магистральных дорог города общей протяжённостью 2,5 километра. Общая сумма затрат – 87,9 миллиона рублей. Ремонты прошли по адресам:
– улица Юбилейная от улицы Ломоносова до Свердлова;
– улица Мира от улицы Парижской Коммуны до Околицы;
– улица К.Маркса от улицы Пятилетки до Юбилейной. Гарантийный срок на работы закончился.

2009 год. Из городского бюджета выделено 117 миллионов рублей. Отремонтировано 3,1 километра магистральных дорог. Ремонты прошли по адресам:
– улица Юбилейная от улицы Мира до Пятилетки;
– улица Пятилетки от Мира до улицы 30 лет Победы;
– проспект Советский от проспекта Ленина до Чуртанского шоссе. Гарантийный срок на работы закончился.

2010 год. Капитальный ремонт дорог не проводился, поскольку такие расходы не были предусмотрены в городском бюджете.

2011 год. Из городского бюджета выделено 30 миллионов рублей на ремонт одного участка магистральных дорог протяжённостью 0,9 километра – улица Ломоносова от улицы Юбилейной до Пятилетки. Гарантийный срок – 3 года.

2012 год. Заключены контракты на капительный ремонт трёх участков улиц. Общая протяжённость – 2,95 километра, общая стоимость работ – 200 миллионов рублей. Работы были начаты по адресам:

– улица Ломоносова от улицы Пятилетки до Парижской Коммуны. Контракт заключён 4 сентября с ООО Строительно-Коммерческая Фирма «АТМ». В четвёртом квартале выполнены работы, которые не носят сезонный характер: расширение проезжей части, замена бортового камня, устройство нижнего слоя асфальтобетонного покрытия, реконструкция светофоров. По погодным условиям работы прекращены: – улица Пятилетки от улицы Ломоносова до Мира;
– улица Юбилейная от улицы К.Маркса до Ломоносова.

Контракт на оба участка заключён 23 октября с ООО «Химспецстрой». В четвёртом квартале на обоих участках выполнены работы по реконструкции сетей наружного освещения, троллейбусной линии, сетей ливневой канализации, замена бортового камня с устройством нижнего покрытия.

2013 год. Завершён капитальный ремонт трёх участков дорог, начатый в предыдущем году. Гарантийный срок – 5 лет.

2014 год. Запланирован капитальный ремонт улицы Юбилейной на участке от улицы Свердлова до Мира.

СПРАШИВАЛИ? ОТВЕЧАЕМ
На вопросы читателей «Городской газеты» отвечают специалисты управления благоустройства.

«Дворы в «брежневках» и «хрущёвках» не рассчитаны на такое количество машин. Поэтому водителям невольно приходится парковаться на газонах, точнее на месте бывших газонов. Как администрация планирует разбираться с этой проблемой?»
– В текущем году управление благоустройства планирует организовать несколько муниципальных парковок в общественных зонах. Одну планируется оборудовать на перекрёстке улиц Мира и Юбилейной, рядом со Сбербанком. Другую – напротив Рябинового сквера. Территория парковок будет заасфальтирована, огорожена, установлен банкомат для взимания платы за стоянку. В дальнейшем парковки будут переданы на содержание бюджетному учреждению.

«В частном секторе освещаются только центральные улицы. А что с остальными, когда там появится свет?»
– Программа комплексного благоустройства города, рассчитанная до 2017 года, включает в себя и большой список работ по восстановлению и реконструкции сетей наружного освещения. Сейчас протяжённость сетей составляет порядка 180 километров. В год вводится в эксплуатацию примерно 15 километров сетей. В перспективе все улицы города, в том числе и в частном секторе, должны быть освещены. В настоящее время заканчиваются работы на большом участке улиц района Абрамово, начатые ещё в прошлом году. Свет загорелся на улицах Ермака, Хользунова, Суворова (отрезок от Л.Толстого и до П.Коммуны). На подходе свет на улицах Менжинского, Октябрьской, Степанова и т.д.

В 2014-2015 годах работы затронут деревни: Чкалово, Легино, Дурино, Круглый рудник, Шарапы, Пермяково. Стоимость работ – 19 миллионов рублей. Общая потребность составляет порядка 260 миллионов рублей. Оплата уличного освещения обходится городской казне в 14 миллионов рублей ежегодно.

«Считаю, что нужно сделать освещение пешеходной дорожки вдоль парка по ул. К.Маркса. Очень темно».
– В 2014 году запланированы мероприятия по проектированию реконструкции существующей сети наружного освещения на всём протяжении улицы К.Маркса. При проектировании будут учтены требования по приведению освещённости улицы в соответствие с нормативными требованиями. В том числе будет приведена к нормативу освещённость тротуара вдоль городского парка.

«Когда нам ждать образцово-показательную набережную со всеми необходимыми элементами благоустройства?» «Обещали очистить первый пруд. Когда начнутся эти мероприятия?»
– По информации отдела по охране окружающей среды и природопользованию, в настоящее время разрабатывается проектная документация по очистке первого и второго пруда, в которой будут предусмотрены мероприятия для благоприятного отдыха горожан. Очистка водоёмов от мусора – это трудоёмкая работа, которая займёт не менее трёх лет (работы должны выполняться в летний период). Мероприятия по благоустройству территорий прибрежных зон возможны после очистки прудов от мусора.

«Живу в частном секторе в Абрамово на улице Полевой. Каждую весну, когда сходит снег, дорога превращается в непролазную жижу. Выбраться из дома с ребёнком на руках (а иначе никак) равносильно подвигу. С ужасом жду потепления. Может, можно что-то сделать с дорожным покрытием? Я даже не прошу асфальта, но хоть что-нибудь».
– До 30 мая 2014 года будет проведено обследование состояния улицы Полевой. По результатам обследования будет принято решение о проведении работ по профилированию проезжей части улицы с добавлением щебня.

«Есть ли планы по асфальтированию дорог в частном секторе? Когда будет заасфальтирована объездная дорога по Сёмино?»
– В рамках работ по содержанию автодорог в частном секторе запланированы мероприятия по грейдерованию дорог с добавлением щебня. Участки дорог для проведения ремонта будут определены по результатам ежегодного обследования дорог. Работы по асфальтированию ул. Мира и части ул. Большевистской, при условии финансирования, запланированы на 2015-2016 годы.

«Не кажется ли вам, что так называемый «ямочный ремонт» дорог – это анахронизм? К тому же неэффективный, кирпичи очень быстро вылетают».
– Заделка аварийных выбоин кирпичом носит временный характер и выполняет главную задачу – обеспечивает безопасность дорожного движения в условиях весенней распутицы при наличии на проезжей части большого количества воды. В 2014 году запланированы работы по устранению деформаций покрытия картами до 100 метров на всю ширину проезжей части горячим асфальтобетоном. Состав и виды работ по содержанию автодорог определены приказом №402 от 16.11.2012 Министерства транспорта Российской Федерации.

«Для «Спецавтохозяйства», которое занимается уборкой города, была куплена шнековая машина. Она показала высокую эффективность. Может быть, таких машин нужно больше? Есть ли график уборки тротуаров в зимний (да и летний) период? Почему снег из города начали вывозить только в конце зимы? Почему не получается делать это регулярно?»
– Шнекороторная машина предназначена для погрузки в автомашины и откидывания на обочины снега. Данная машина имеет большую производительность, дополнительное приобретение подобной техники не планируется.

Периодичность уборки тротуаров определена техническим заданием и составляет, в зависимости от категории дороги, от одного раза в двое суток до одного раза в пять суток. В связи с набором большого количества сотрудников специализированных профессий во вновь созданное муниципальное бюджетное учреждение «Спецавтохозяйство г. Березники», реорганизационными вопросами, необходимостью размещения заказов на официальном сайте РФ для закупки материалов и услуг спецтехники по вывозу снега имелись проблемы с нарушением периодичности уборки улиц города.


Опубликовано: газета «Городская газета» (г. Березники, Пермский край)
Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


благоустройство