Китай прирастает Сибирью

Текст: Алексей Тарасов

Сибирские города окружены китайскими становищами — теплицами, площади которых лучше всего оценивать с борта самолета. Поразительное зрелище. После овощеводов с их удобрениями остается мертвая земля. Эти полиэтиленовые города повсюду: на юге Сибири и ее севере, на западе и востоке, даже в самых изолированных горных долинах. Дальше — плеши от лесоповала, они объединяются в пустыни — стараниями бригад из азиатских стран.

В Лесосибирске увидел, как китайские овощеводы строем шли в православный храм. Картинка из Сорокина. Чем не идеальный народ для Кремля? Местные рассказали: это самые примерные прихожане. К нашему Богу китайцы лояльны, вот только в школах китайских детей я не встречал. Таджиков, киргизов, узбеков — сколько угодно, красноярские окраинные школы уже чуть не целиком ими заняты, китайчат — нет. Китайцы приезжают в Россию не жить. Работать. Так будет всегда?

…Незадолго до нынешней поездки Владимира Путина в КНР мне предложили стать комиссаром формируемого партизанского отряда, призванного противостоять китайской оккупации Сибири. Базироваться отряд будет на одном из притоков Енисея у Полярного круга. Понятно, что шутки в этом плане присутствовало больше, чем реального расчета, и все же.

Мы знаем друг друга третий десяток лет: два моих собеседника — серьезные бизнесмены, крепкие мужики, на Севере они держат зимовья. Рыбачат, охотятся. Мужики не говорят, что родина — она и для того, чтобы ее отстаивать, нет. Они просто со всей трезвостью осознают, что жить при китайцах далее не смогут, поэтому и роют себе на Севере «окопчики». Не всерьез, естественно. На всякий случай.

Наверное, тут еще российское ТВ подыграло. Рекламируя Донецкую Республику, оно еще не то сотворит; эта самоорганизация снизу, партизанский отряд — цветочки. Такие дела в Красноярске.

В Хакасии с китайцами сегодня не церемонятся. Тех, кто кормит, одевает, строит, — вытесняют. Китайские теплицы ликвидируют. Этому, по случайности, предшествовала громкая история: четверо молодых людей изнасиловали трех китаянок, убили, сожгли их тела. Убийц нашли, дали пожизненное. Но родные убитых китаянок требуют расстрела, наш мораторий на смертную казнь их не колышет. Что, если КНР возьмется защищать права соотечественников на прилегающих территориях — по нашему же примеру?

Особых страхов среди земляков перед все крепнущей «дружбой» с Китаем не замечаю. Другое есть, во многих. Понимание, что начальство — наше, российское, — рано или поздно поменяет работников на тех, с кем проще, дешевле, которые больше и лучше трудятся. Надо будет — народ поменяют.

Не скажу, что эта земля ждет Китай. Но люди, в большинстве, уже все поняли и прочувствовали. И относятся к данному явлению, как к восходу солнца или разливу вешних вод. Мол, ничего тут не поделаешь. Вопрос, что для всех этих людей может сделать/не сделать Путин в Китае, излишен.

Боятся Китая, по моим наблюдениям, в Москве. Для многих объяснение на поверхности: Москва живет на сибирских углеводородах. А будет жить — Китай. Опасения связаны с тем, что совместную на сегодня колонию Москвы и Пекина (кондоминиум) последний переоформит на себя окончательно.

Вот Зубов, бывший красноярский губернатор: переехал в Москву, стал депутатом Думы и начал Китая бояться. Недавно сказал: после Крыма мы остались с Китаем один на один. Процитирую Валерия Зубова по «Красноярскому рабочему»: «От Урала до Дальнего Востока нас 20 с небольшим миллионов человек. А у них только в Хейлунцзяне 110 миллионов. И вот это как раз и есть для нас проблема из проблем. Китайцы уже сказали вслух о том, что российско-китайские договоры 1850—1860 годов о разграничении территории являются несправедливыми. Да, конечно, об этом китайцы заявляли еще и до ситуации с Крымом. Но тогда, если бы у России что-то произошло с Китаем, у нас были бы потенциальные международные союзники. А теперь все эти возможные союзники точно и ясно скажут: как вы решаете проблемы, так пусть и с вами поступают. То есть потенциальных союзников на мировой арене мы после Крыма лишились. А перевес по материальным ресурсам — понятно на чьей стороне».

Сколько у нас живет китайцев? Вы не найдете ответа. Называемые цифры очень приблизительны. Во многих западных странах полиция вообще держит китайцев за бессмертных — своих покойников они тайно сжигают, а их паспорта передают новым незаконным мигрантам. У нас вот тоже не так давно в гараже нашли труп китайца-нелегала. Он два года пролежал в холодильнике. Как заявили его товарищи, они просто побоялись идти в органы.

Впрочем, это все субъективные впечатления и опасения, психологические комплексы, синдром «осажденной крепости». Вот факты. 2011 год, трансляция из Кремля в День России с церемонии вручения Госпремий РФ. Доктор философских наук Артем Кобзев: «…Моя благодарность несказанная, поэтому я скажу о своей мечте. Слыша в нашем гимне о хранимой Богом родной земле, я вспоминаю, что Святая Русь в ХIII веке входила в единое государство с Китаем. И наше особое отношение отражает само название — Китай, отличное от принятых на Западе…» Но речь не о взглядах ученого, он волен иметь их любые, тем более он далеко не первый придерживается именно таких воззрений. И даже не о том речь, что за это дают Госпремию. Я о том, что это было произнесено в день национального праздника не где-нибудь, а в Кремле.

В последние годы подписаны тома бумаг о том, как половчей распорядиться Сибирью. Соглашения «Единой России» и компартии Китая, проекты создания госкорпораций, «осваивающих Сибирь», всевозможные стратегии и планы. По сути, Китай уже перекраивает и формирует экономическую инфраструктуру Восточной Сибири и Дальнего Востока в своих интересах. А Кремль ему помогает, соглашаясь с отведением громадных территорий азиатской России роли тыла, донора, доильного парнокопытного для КНР в борьбе за процветание китайской нации и мировое лидерство. Экономические аспекты нашей дружбы не оставляют в том сомнений. Нефть и лес уходят в Китай по очень смешным ценам.

Это данность. Сотрудничество «Евросибэнерго» Дерипаски с китайской госкорпорацией Yangtze Power (они объявили о создании совместного предприятия YES Energo для строительства в азиатской части РФ до 10 ГВт новых мощностей, преимущественно ГЭС), масштабные соглашения «Роснефти» с китайскими CNPC и Sinopec об углеводородах Восточной Сибири, поручение Путина разработать программу строительства ГЭС на притоках Амура лишь подтверждают и закрепляют этот курс.

Компания «Лунсин», входящая в крупнейший горнодобывающий холдинг Китая Zijin Mining Group, осваивает месторождение полиметаллических руд Кызыл-Таштыг в Туве, в истоках Енисея. Российские в проекте — только недра, все остальное — китайское. Владимир Белоголовов, ученый-геолог, замдиректора Бурятского регионального объединения в защиту Байкала говорит об угрозе исчезновения малочисленной народности тоджинцев из-за процессов смешения. Действительно, тоджинцев — всех, старых и молодых, — всего-то четыре тысячи, и все они компактно проживают здесь, в Тоджинском кожууне, где и раскинулось рудное поле. Из-за притока китайцев с хорошими заработками (вахтовый поселок построен на 1200 человек, и это именно вахты) женихам из автохтонов придется туго.

Это — проекция. Сибирь, если она так и будет утверждаться в статусе сырьевого донора КНР, вся станет Тоджей.

Диффузия как метод покорения новых земель китайцами применяется давно. А.П. Чехов, плывший по Амуру, писал 27 июня 1890 года: «Китайцы начинают встречаться с Иркутска, а здесь их больше, чем мух. С Благовещенска начинаются японцы… Китайцы возьмут у нас Амур — это несомненно… Все смеются, что Россия хлопочет о Болгарии, которая гроша медного не стоит, и совсем забыла об Амуре. Не расчетливо и не умно».

Если поменять Болгарию на, скажем, Крым, покажется, что это — о дне сегодняшнем. Нет. Тогда Россия «забыла» об Амуре, сегодняшняя же политика превращения Сибири и Дальнего Востока в сырьевой придаток Китая осуществляется планомерно и сознательно. Мою родину пускают на электричество, кругляк, руду для восточного соседа. Ему продают куски, отрезанные от тела России, вывозят Сибирь кубометрами, тоннами, эшелонами. Выжигают, вырубают, затапливают Сибирь — все для того, чтобы сбыть полученный в результате продукт в Китай.

Это — улица с двусторонним движением? Ну да. Из Харбина дальневосточникам летать в Москву дешевле, чем из родных городов. Ангару от загрязнения нефтью спасали китайцы, самолетами высылая активированный уголь — в России его не нашлось. Да и лучшим губернатором в Сибири 90-х был иркутянин Юрий Ножиков — наполовину китаец.

Азиатская Россия без китайской предприимчивости давно бы «скисла», факт, — если мерить все деньгами, кубами и тоннами. А так — все бурлит. И в перспективе, если еще крепче «задружим», нас, наконец, начнет бояться Америка. Вот радости-то будет думцам, кремлевцам, первому и второму каналам!

Бегемот и бабочка вполне могут дружить. Главное — не очень близко: чревато. И бегемота-то винить будет не в чем, разве только в его размерах и весе.


Опубликовано: Новая газета
Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


политика