Активная ненависть

Текст: Виктор Фадеев

О березниковских активистах движения «Трезвые дворы» большинство горожан знает немного и говорит скупо. Да, о них относительно недавно сняли сюжет по местному телевидению, да, «Дворы» — это группа крепких юношей, подходящих к распивающим алкоголь в общественных местах дяденькам и мягко, но настойчиво предлагающим спрятать бутылку в пакет. Да, занятие вроде неплохое, так почему бы нет, пусть ребята делают что-то полезное.

Другое дело — «Оккупай-педофиляй». Организации с этим названием попадали в российские сводки новостей не раз — то активисты движения «борцов с педофилией» поймают чиновника, пришедшего на встречу с юным любовником, то сами участники «Оккупая», бывшие или настоящие, окажутся под следствием за множественные правонарушения... Широкие массы узнали, что «охотники» есть и в Березниках, когда на российском телевидении появился сюжет о пойманном активистами представителе судейского сообщества — на назначенном после общения на сайте знакомств свидании вместо четырнадцатилетнего юноши мужчина обнаружил десяток крепких парней. К этому моменту в Березниках «на живца» были пойманы еще девять человек — видеозаписи со своих «сафари» активисты уже несколько месяцев публикуют на странице в соцсети.

Впрочем, в определенном смысле судить о движении можно и по словам одного представителя. Нашего собеседника зовут Леонид. Он студент третьего курса политехнического техникума, будущий программист.

— Занимаюсь общественной деятельностью в виде «Оккупай-Педофиляй», отделение в городе Березники. Также занимаемся «Трезвыми дворами». В принципе, я обычный человек.

ОБЫЧНЫЕ ЛЮДИ
Первым в городе появился «Оккупай», но «Дворы» ненамного «младше» — обе задумки были реализованы примерно два месяца назад. Идея «Трезвых дворов» зародилась в Челябинске четыре месяца назад, и березниковцы стали одними из многих, кто последовал примеру. «Нам надоело наблюдать за беспомощностью людей, бабушек, матерей и их детей, которые страдают от асоциального поведения граждан, распивающих спиртные напитки на детских площадках!» — это восклицание украшает главную страницу сообщества движения. В конце патетический текст приобретает суровые нотки: «Тех, кто идет на принципы и нарушают закон, после огласки нами ваших административных прав, мы не будем руководствоваться лишь толерантностью. Не правильно?! Вот и посмотрим, в нашем движении есть не хилые люди, вот они и будут уже «разговаривать»» (орфография и пунктуация сохранены).

— Сколько человек участвует в акциях? Понятно, что число варьируется...
— Во «Дворах» от десяти до двадцати пяти — это максимум, самый большой рейд. «Оккупай» — десять человек ровно.

— К вам в группу попадают через социальные сети или по знакомству?
— Сначала через знакомых, а потом и через соцсети начали приходить. Сейчас и так, и так, но больше через знакомых.

— Зародить эти движения в Березниках — ваша идея?
— Основателями были я и некий Константин Устинов, который на данный момент не причастен ни к одному из проектов, потому что его выгнали оттуда. Подробности не буду освещать.

— «Дворы» появились в Челябинске, и их отделения существуют по всей России. Вы поддерживаете отношения с отделениями в других городах?
— С Челябинском и Тольятти у нас есть связи. Нам создали официальное отделение «Трезвых дворов». Какого рода связи — они нас курировали поначалу, говорили, что делать можно, что нельзя. Особых правил в «Дворах» нет, грубо говоря, это была помощь опытных товарищей. Вот в «Оккупай» правила есть: есть правила к ролику, определенная схема «сафари».

— По возрасту участников есть верхний, нижний пороги?
— Если речь идет о «Дворах», то от 16 лет, плюс, конечно, негативное отношение к курению и алкоголю — этому требованию участники должны соответствовать обязательно.

— Сколько было задокументированных рейдов «Трезвых дворов»?
— Рейды «Дворов», в принципе, не документируются, только когда приходится подключать полицию. Ну, если считать, то порядка 20 рейдов, наверное.

— Полиция в каких-то случаях привлекалась?
— По «Дворам» я лично делал штук сто вызовов, и на них приехали только единожды. Потом, конечно, мне на почту приходили письма — дескать, ничего не выявлено. Ну конечно, ничего. По сути, мы делаем их работу, а они ночью в танки играют.

— Случалось сталкиваться с агрессией в ответ?
— В случае с «Дворами» агрессии, на самом деле, очень много. Случались стычки, драки. Нас много, но мы пытаемся объяснить ситуацию адекватно — говорим на «Вы», уважительно. Но большинство, процентов 80, реагируют нормально и хотя бы при нас бутылки убирают.

БЕЗ СЛЕЗ И СМЕХА
Постепенно мы заговариваем об «Оккупае» — самой нашумевшей из инициатив березниковских активистов. В соцсетях гул поддержки движения звучит устрашающе — «народное правосудие» выступает во всей своей красе. Комментаторы сладостно мечтают: «эх, попадись мне такой», далее описывая все телесные модификации, которым бы они подвергли незадачливого ценителя юной плоти.

Противники «Оккупая» не оправдывают сексуального насилия, но отмечают, что создатель движения — национал-социалист Максим Марцинкевич («Тесак»), сейчас находится под судом по статье «возбуждение ненависти либо вражды и унижение человеческого достоинства с применением насилия», а унизительные наказания, которым адепты идеологии Тесака подвергают своих жертв, не отличают «охотников» от банальных хулиганов. Их жертвами становятся люди, нарушающие закон, — но закон менялся. Известен случай, когда в 2012 году мужчина, по обоюдному согласию вступивший в связь с 14-летней девушкой, был оправдан. Очевидна и разница между добровольным сексом по взаимному желанию двух людей, которые находят друг друга на сайтах знакомств, и насильниками. К тому же, основные вопросы оппонентов движения вызывает неприкрытая гомофобия «оккупайцев».

— Расскажите немного о схеме, по которой вы действуете.
— У нас задача простая — мы создаем анкету мальчика на сайте знакомств, с произвольной фотографией мальчика, похожего на гея. И ждем. Есть правило — педофилы всегда пишут первыми. Потом мы начинаем переписку с позиции того, что не особенно хотим общаться, и уводим на встречу. Но начинают они — это правило. В акциях участвуют наживки — это мальчики до 15 лет и девочки до 13 с согласия родителей. Мы даем родителям гарантию, что ребенок в безопасности и при желании они могут прийти на любое «сафари».

— Полиция привлекалась к делу?
— Дело заведено в первом случае, в четвертом привлекали полицию, а больше не вызывали. Четвертого мы брали в парке. Я дал обещание людям, что вызовем полицию — и вот, увезли в отделение, написали заявление. Мама написала, мальчик написал. Я не узнавал, что было дальше — пофигу, на самом деле. Я знаю, что он лишился семьи, работы — этого мне достаточно. В принципе, все пойманные состоят на учете.

— Получается, заявление в полицию не является вашей целью?
— Гораздо интереснее, когда человек теряет все — семью, работу, друзей, социум, всё это. Он не может даже заплатить по счетам, на улицу выйти. Вот это интересно.

— Это, выходит, для вас проще.
— Грубо говоря, да. Вызываем общественное порицание. За всеми нашими клиентами мы следим — почти половину из них чуть ли не разорвали на работе. Мы даже ходили на работу к нескольким специально. Некоторые продали квартиры и уехали из города.

— Среди «наживок» есть мальчики и девочки, но попадались исключительно на мальчиков?
— А девочек-наживок у нас нет. Сложно найти девочку, родители которой готовы написать расписку, С мальчиками проще. Плюс — мы выступаем против пропаганды геев, ЛГБТ-сообществ, мы это презираем, и поэтому на это идет больший уклон.

— С какого возраста можно вступать в половые отношения?
— Ну, по сути, возраст согласия в России с 16 лет. Но сейчас девочки с 14 лет, простите, передком трясут. И... черт его знает, когда. В плане морали все намного сложнее. По крайней мере, в современном обществе. К каждому отдельному случаю стоит подходить индивидуально — смотреть на воспитание, обеспеченность девочки. А в принципе, возраст согласия идет с 16 лет. Если разница в Возрасте «ей 16, ему 40» — это неприемлемо, и он педофил и мразь, по крайней мере, в моих глазах. Какие могут быть точки соприкосновения между 40- и 16-летними? — он с ней ради секса и все.

— Есть отличия березниковского движения от общероссийского?
— Немного, наверное, в том, что мы не давим на политические взгляды людей, которых мы ловим. Если в других городах спрашивают «за кого голосовал» — и насмехаются над ответом, то мы так не делаем, мы не разжигаем розни, мы не провоцируем, не бьем их. Грубо говоря, мы делаем все гуманно и стараемся более-менее приемлемо находиться в рамках закона. Мы осторожнее, что ли. Ограждаем себя. По 19 лет сидеть не хочется, тем более с такой властью, в таком государстве.

— Вы просматриваете отзывы в сети, которые идут о вашей деятельности?
— Все комментарии в нашей группе читаю лично. 95% положительные, если не больше. Редко пишут возражения — по мату, косяки в монтаже. Но конкретно по тому, что делаем, претензии приходят очень редко и то — от ненавистников Тесака или геи пишут: «зачем вы нас гнобите».

— А за пределами соцсетей?
— Новость о наших акциях была в топе яндекса, на первой странице. Везде о нас хорошие статьи. Единственное, что в нашем городе один телеканал — я просто знаю, они против нас работают. Не буду говорить, откуда, просто знаю, что они не очень любят нас. В их сюжете такие доводы были глупые, столько вранья — дескать, мы судью первого привели в полицию... короче, ребята не знают ничего, что происходит. Они назвали нас фашистами, и я отказался с ними работать.

— Материальные средства, которые вкладываются в дело...
— Исключительно личные. У нас общественное движение на общественных началах, и никакого спонсорского финансирования у нас нет. Нет рекламы, и никакого дохода мы пока не получаем. Да и тратятся копейки, в принципе, на зеленку, квартиру для «сафари», для ловли.

— Почему вы «занимаетесь работой полиции»?
— Насколько мне известно, полиция не может провоцировать. А наша деятельность все-таки включает провокацию. Наша полиция, если сводки взять, педофилов поймала за десять лет столько, сколько мы за месяц. Может, им недоплачивают, может, им лень — мне наплевать, я знаю, что мы выполняем их работу, и всё. Но особенных отношений с полицией у нас нет. Они знают, что мы есть, мы знаем, что есть они. Они против того, что мы зеленкой обливаем, против ещё каких-то действий, вроде как, унижающих личность. Но ничего, что было бы официальной претензией, на бумаге, нет. Дмитрий Пучков («Гоблин»), переводчик, блогер, бывший оперуполномоченный: «Оккупай» смотреть смешно, но занятие абсолютно бессмысленное. Хотите наказать педофила — только срок лишения свободы. Иначе — детский сад. Замечу, что если педофил находится «в разработке» правоохранительных органов, о чем вы, естественно, не знаете, то всю разработку сорвете, никуда он не сядет, наказан он не будет».— Среди пойманных был какой-то общий паттерн, черта?
— Большинство воспитывалось в семье, где нет отца. Некоторые были изнасилованы в детстве. Некоторые разводились с женой, некоторые сами по себе фрики. От и до это вина родителей, я считаю. Если уж ты завел чадо, воспитывай его нормально. Почему я не вырос фриком, например, почему ребята не выросли, почему у нас нормальные взгляды на жизнь, нормальная ориентация? Родитель дает все азы для счастья в жизни, и потом ребенок уже сам может двигаться, Но нужно объяснять, что хорошо, что плохо. А если не понятно — ну да, объяснять силой не совсем гуманно, но лучше, чем воспитывать неженкой. Лучше, чем не воспитывать вообще.

— Как полагаете, что со временем случится с организацией?
— Нас, в принципе, могут через месяц закрыть, а кого-нибудь и убить — это запросто. Но движение живет третий год, и если проблем и стычек с полицией не будет — жить будем долго. Пока клиенты есть — будем работать.

— Были ли такие книги или фильмы, которые повлияли на ваше мировоззрение?
— Кинга очень много читал. Есть определенные писатели, которые интересны, есть определенные миры. Постапокалиптические, например. Да много книг, вообще люблю читать, Ницше к примеру...

Мнение авторов публикуемых материалов не всегда совпадает с мнением редакции. Ответственность за информацию и оценки, высказанные в рамках интервью, лежит на интервьюируемых.


Опубликовано: «Неделя.RU» (г. Березники, Пермский край)
Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


интервью