Мандель Штамп. Что это такое грамотность?

Текст: 
Яна Агеева

Международный день грамотности, отмечаемый 8 сентября, прошёл незаметно. Возможно, скоро мало кто вспомнит, что это такое – грамотность.

В конце августа учителя русского языка и литературы собрались в школе №12 и обсудили проблему грамотности наших современников.

«Я ДУШОЮ СКОРБЕЛА»

– В этом году на меня нашёл зуд, – призналась Людмила Худякова, председатель городского методического объединения учителей русского языка и литературы. – Я везде стала находить ошибки: в печати, книгах, в объявлениях, в бегущей строке, в общественном транспорте. Я вижу тысячи ошибок, мне кажется, сейчас их больше, чем когда-либо. Мне стало грустно, потому что к этим ошибкам даже мы, профессионалы, стали относиться снисходительно, мол, что уж тут поделаешь. И эта всеобщая неграмотность, пренебрежение к русской речи вопиет, что мы сдаём позиции, предаём свой язык. Как говорил Кюхельбекер: «Я душою скорбел…». Так и я скорбела душою. Тем не менее требования к преподаванию русского языка ужесточаются, нормы оценок становятся жёстче, материалы ЕГЭ и ГИА всё сложнее и сложнее… Государство, с одной стороны, повышает требования к знаниям норм государственного языка, с другой – мы видим полную безграмотность. Мы должны стоять на страже языка, как защитники Брестской крепости, – до последнего держаться!

А мне стало интересно, учителя русского языка должны «держаться», а остальные учителя? Им можно говорить «звОнишь», «договорА», «по кАЛидору»? Или всё-таки школа в целом должна быть оплотом грамотной речи, как письменной, так и устной?

В этом году 11-классникам предстоит поучаствовать в эксперименте – написать сочинение, которое станет допуском к итоговой аттестации. И на совещании, которое провели организаторы этого мероприятия, прямо было сказано, что готовить выпускников к этому испытанию должны все члены педагогического коллектива. Ведь в сочинении этом школьникам предстоит показать весь комплекс усвоенных знаний, а не только умение рассуждать на литературную тему.

Как вы думаете, дорогие читатели, станут в подготовке выпускников к сочинению участвовать учителя математики, биологии, физкультуры, технологии, физики, географии да любого другого предмета? Я лично очень сомневаюсь, что кто-то придёт на помощь филологам – «защитникам Брестской крепости».

А ведь массовая безграмотность коренится ещё и в общей неосведомлённости. Не дадут мне соврать филологи нашего города, что именно им приходится на уроках литературы объяснять, кто такие Наполеон и Кутузов. А Михаила Ломоносова если кто-то из выпускников и знает, то не как математика и химика, а как поэта с малопонятными и трудночитаемыми стихами. И про Киевскую Русь тоже рассказывают филологи, с другими «литературными» городами и весями примерно та же история. И про какое Запорожье вообще идёт речь у Гоголя? Где Оренбург, куда едет Петруша Гринёв? В какой стране находится Царьград?

МИММЕЛЬШТОЙ И ЦЫЦКАРИДЖА
Об этом – общей неосведомлённости наших детей – написала в своём блоге нейрофизиолог Наталья Романова. Наталья занимается центральными механизмами письма и учит школьников грамотно писать не на основе школьной программы. Но речь сейчас не об этом. Наталья Романова поделилась в сети Интернет (http://www.echo.msk. ru/blog/n_romanova/1391440-echo/) таким наблюдением.

«Я работаю с подростками на краткосрочных десятидневных курсах. Мои ученики – учащиеся старших классов питерских школ (иногда попадаются школьники из других городов). Социальный срез – средний класс, дети законопослушных граждан, твёрдо стоящих на ногах (обучение у нас стоит как средняя зарплата по Питеру). В конце каждого курса мы проводим письменный опрос учащихся, где они отвечают на самые элементарные вопросы. При этом учащимся говорится, что это небольшой тест на кругозор (в смысле на интеллект. Приходится уточнять, так как далеко не все знают, что такое «кругозор»).

Да что там какой-то «кругозор»! Подавляющее большинство старшеклассников обнаруживают обескураживающую непросвещённость не только в реалиях окружающего мира, но не понимают смысла самых, казалось бы, обычных и простых слов...

Почти никто из школьников не понимает слова «навзничь» (на просьбу придумать словосочетание с этим словом пишут «дождь пошёл навзничь», «пришёл навзничь» и т. д.), практически никто не знает слов «кумачовый», «пунцовый», «бирюзовый», «толчёный».

Все без исключения не знают, кто написал «Песнь о вещем Олеге». Кроме «не знаю», на этот вопрос отвечают: «крестьянство», «нестер Летописец», «какой-то писатель», «композитор Великий», «музыкант», «никто», «церковные люди», «Виктор Цой».

Автор последнего ответа не знает толком, кто такой Цой, слышал только, что он «песни поёт», а когда Цой жил, узнать у него невозможно, так как на вопрос: «Ты полагаешь, что Цой жил ещё до революции?» – учащийся не может ответить, так как не понимает, что значит «до революции». На попытку установить, что это за зверь такой – «революция» – только пожимает плечами.

В старшей группе ещё есть такой вопрос: «Мандельштам, Коллонтай, Бабель – кто из них женщина?». Самый популярный ответ: Бабель. Все три фамилии звучат для них как полная абракадабра, хотя читаются внятно, громко и в полной тишине. Всё равно в их транскрипции они выглядят так: «МАНДЕЛЬ ШТАМП», «МАЙДЕЛЬШТАЛЬ», «МАНДАНШТАН» и недавнее «МИММЕЛЬШТОЙ».

Есть миф, что, мол, «дети» зато хорошо разбираются в новых системах коммуникаций и так далее. Увы, дальше социальных сетей, приложений и игрушек дело не идёт, и для многих найти в Интернете нужную информацию – большая проблема, а иногда и правильно выйти на нужный адрес группы «ВКонтакте» не в состоянии. На вопрос «Кто изобрёл социальную сеть “Фейсбук”?» – сами они ответить не могут, нужны варианты ответов. Предлагаем: Цукерман, Цукерберг, Цукерсон, Цискаридзе. И что вы думаете? Отвечают наугад и как попало: СУКЕР СОН, ЦЫЦКАРИДЖА.

Еще новенькое: Столица Белоруссии – Украина, Турция, Киев, Белгород, а Эстонии – Мексика. Чукчи живут в горах, в лесу, в Игле, в холодных странах, где таджики, на востоке, в хатах, на северном полюсе, а один написал, что нет такого народа – «это брет». То, что Великая Отечественная война была с немцами, тоже знают НЕ ВСЕ! Дату один из них указал 41-98 г., а другой с 1710 по 2005 год. Но на этот вопрос чаще всего ответы – правильные.

В конце идут вопросы «блиц»: любимая книга, любимый фильм, блюдо и т.д.

Среди блюд лидируют суши, пицца, тирамису, а на вопросы про книгу и фильм почти все ответы одинаковые: «НЕТ».

В ТЕМУ
Министр образования и науки России Дмитрий Ливанов, выступая в июле этого года на первом заседании Совета по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах, предложил не оценивать грамотность выпускников в сочинениях. «Считаю, ставить оценку за грамотность не нужно. Это сковывает, человек боится сделать ошибку и пишет совсем не так, как мог бы или хотел», – заявил Ливанов, говоря о сочинении, целью которого, по словам главы Минобрнауки, является «проверка способности человека самостоятельно мыслить, аргументировать свои выводы с опорой на литературные произведения как русской, так и мировой литературы, как входящие в школьную программу, так и выходящие за её рамки». Вопрос серьёзно обсуждается...


Опубликовано: газета «Березниковский рабочий» (г. Березники, Пермский край)
Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс