Проект «Белкомур» сегодня привлек внимание премьер-министра РФ на Международном инвестиционный форуме «Сочи-2008». Владимир Путин подошел к единственному из всех представленных от Госинвестфонда стенду и задал несколько вопросов губернатору Пермского края Олегу Чиркунову. Премьер-министр РФ спросил губернатора Пермского края об участии бизнеса в проекте и поддержке федеральных министерств. И, как было отмечено, ответами главы региона остался доволен.
Таким радостным, едва ли не торжествующим сообщением завершила рабочие дни прошлой недели пресс-служба губернатора Пермского края. «Как отметил Олег Чиркунов после разговора с Владимиром Путиным, «проект строительства железнодорожной магистрали важен не только для Пермского края, но и для других регионов-участников: Архангельской области и Республики Коми. А внимание премьер-министра РФ – это гарантия его реализации. Теперь все зависит от федеральных министерств и инвестфонда», - дословно пересказывает пермская газета “Новый Компаньон” [3] сообщение пресс-службы, опубликованное 19 сентября на официальном сайте губернской администрации.
Проект железной дороги «Белое море – Коми – Урал» (короткое название «Белкомур») может стать удачным примером частно-государственного партнерства и получить финансирование из федерального инвестиционного фонда. Напомним, этот глобальный проект предполагает строительство спрямляющей железнодорожной магистрали меридионального типа Архангельск – Сыктывкар – Гайны - Соликамск, возведение в Архангельске глубоководного порта, а в дальнейшем - включение «Белкомура» в транснациональную магистраль «Баренц-Линк» (железнодорожный путь из Норвегии в Индию).
Суть же проекта – в комплексном социально-экономическом развитии сразу трех субъектов РФ – Пермского края, республики Коми и Архангельской области. Уже сейчас бизнес взял на себя обязательства вложить в развитие своих проектов на их территории порядка 200 млрд руб., если «Белкомур» будет построен. Так что эту железную дорогу можно сравнить с артерией, которая обеспечит работу и принесет жизнь в самые труднодоступные уголки большого организма трех регионов, богатых полезными ископаемыми и лесом, но бедных дорогами.
Первоначальный проект этой железной дороги разработан еще в конце 1980-х годов. Однако смена экономического уклада страны отбросила его воплощение в жизнь на десятилетия вперед. Сегодня три региона, по которым должна пройти дорога: Пермский край, республика Коми и Архангельская область, решили объединить усилия для строительства нового пути. Теперь к ним присоединилась и Мурманская область.
Значение «Белкомура» трудно переоценить. Он даст возможность быстро доставлять грузы или путешествовать из Сибири в страны Скандинавии. Общая протяженность дороги составит 1252 км. Новых рельс предстоит проложить 794 км, причем большая часть нового строительства предполагается на территории республики Коми и Пермского края. «Белкомур» на 800 км сократит путь товарных поездов из Сибири к портам Белого моря и снизит постоянные затраты предприятий на перевозки. Ведь сегодня стоимость отправки грузов рассчитывается как произведение тонны на километр – то есть, чем длиннее путь, тем дороже стоит транспортировка.
Сметная стоимость строительства железнодорожной ветки оценивается примерно в 100 млрд руб. На данный момент завершается процедура подачи заявки в Инвестиционный фонд РФ на финансирование разработки проекта «Белкомур». На подготовку всех документов затрачено порядка 150 млн руб.
Важно отметить, что строительство железной дороги «Белкомур» уже включено в Стратегию развития железнодорожного транспорта России до 2030 года, которую премьер-министр РФ Владимир Путин подписал в июне. Губернатор Пермского края Олег Чиркунов поставил перед региональным правительством задачу как можно быстрее воплотить в жизнь этот проект. Для этого и подается заявка в Госинвестфонд РФ.
Кстати, несколькими часами ранее на официальном сайте администрации губернатора было обнародовано сообщение, что «проектирование и строительство железнодорожной магистрали «Белкомур» возьмет на себя крупнейшая российская строительная компания «Трансстрой», входящая в холдинг «Базовый элемент». Соглашение об этом было подписано также в минувшую пятницу на том же Инвестиционном форуме в Сочи.
Нескрываемые радостные нотки в информации пресс-службы вполне объяснимы. Экс-Президент, ныне – Премьер и Вождь Партии лично подошёл к губернатору и лично с ним пообщался, задал несколько вопросов. Их, губернаторов в России даже после всех слияний субъектов Федерации всё ещё больше восьми десятков, а вот поди ж ты. Гордись, родная деревная, словом. Куда там Александр Сергеичу с его «старик Державин нас заметил»! А уж некоторым калийным королям, всего лишь молча отсидевшимся среди верноподданного купечества на рядовой встрече [4] царствующего Президента, впору локти пообкусывать.
Между тем для Березников, точнее сказать - для ГОРОДА Березники перспективный эффект от этого, вполне благого со всех точек зрения, проекта выглядит достаточно удручающим. По большому счёту, «Белокомур» может похоронить все мечты березниковцев о возрождении родного города и его, не просто стратегическом, а хотя бы каком-то прогрессивном развитии.
Поскольку основой городского развития является прежде всего развитие экономическое. А экономическое развитие прежде всего зависит от качества и состояния транспортных коммуникаций. В центре России речь идёт прежде всего о железнодорожном сообщении, как основном способе доставки продукции промышленных предприятий. Которые являются основой экономического развития города Березники. Собственно, экономический рост Березников в предыдущие десятилетия был обусловлен ничем иным, как тем, что Березники, имея собственную развитую промышленность, являлись одновременно и перевалочным пунктом для не менее развитой промышленности Соликамска, да и остального Северного Прикамья. Именно это обстоятельство делало Березники претендентом на роль североприкамской столицы.
Сейчас – как говорится в Березниках, спасибо одной известной корпорации – в Березниках есть Провал и практически нет железной дороги. Совершенно нет пассажирского сообщения и с чрезвычайной осторожностью совершаются грузовые перевзки. С чрезвычайной осторожностью и до тех пор, пока не будет завершён 53-километровый обводной путь. Интенсивность движения по которому снизится, как только начнёт действовать Белкомур. Впрочем, и 53 километра в объезд Березников – уже достаточный крюк. Впрочем, и отсутствие пассажирского железнодорожного сообщения в Березниках уже сейчас – достаточно серьёзный шаг на утрату Березниками статуса города де-факто. Уже сейчас березниковцам, чтобы сесть на поезд, необходимо добираться до станции час или около того. Как из глухой деревни.
Правда, сейчас такие же трудности испытывают жители всего Северного Прикамья. И соликамичи, и чердынцы… Но строительство Белокомура эту проблему для всего Северного Прикамья разрешит. Не при делах останутся только Березники – не наш город станет конечной станцией Белкомура, именно Соликамск станет крупной транспортной развязкой (для сравнения: одно лишь такое обстоятельство поддерживает сейчас жизнь в Чусовом, не имеющем индустрии сравнимой с Соликамском). Нет, разумеется, Березники не останутся вовсе в стороне – все березниковские предприятия получат возможность отправлять грузы, и на березниковско-соликамской ветке будет очень интенсивное сообщение. Грузовое. Но грузовое сообщение не способствует развитию именно города, примером тут может служить станция Углеуральская Свердловской же железной дороги.
Таким образом: ура, Белокомур! Эта дорога свяжет Урал с Северо-Западной Россией, даст толчок развитию Коми, Удмуртии и т.д. Что же до будущего Березников, то славный город на Каме в этом ракурсе ждёт перспектива консервации в качестве деревеньки возле Провала…
Текст: Антон Пятница
Фото из архива "Иной газеты"
Cсылки в статье:
[1] https://www.beriki.ru/promyshlennost-i-biznes
[2] https://www.beriki.ru/author/anton-pyatnitsa
[3] http://www.nk.perm.ru
[4] https://www.beriki.ru/2008/09/17/rybolovlev-na-berezniki-tv-s-chuvstvom-glubokogo-nedoumeniya