– Продать что ли квартиру в смрадном городе, да купить избушку здесь? – мечтательно рассуждал мой нижнетагильский приятель-историк, прогуливаясь летним днем в старом Усолье. – Такую красоту не везде увидишь, а колорит-то какой! Развивать и развивать.
Честно сказать, я, жительница Березников, испытала неподдельную гордость за то, что в нашем сугубо промышленном крае есть настоящая жемчужина, словно спрятанная под сенью заводских гигантов, но продолжающая свое размеренное бытие несмотря ни на какую экспансию прогресса.
По сути, архитектурный ансамбль старого Усолья – это главная на сегодня достопримечательность не только усольчан, но и березниковцев, активно открывающих это место своим гостям. Правда, время сегодня для достойной жизни памятников старины, особенно в малых городах, суровое. Средств для их поддержания государством не выделяется, и весь груз ответственности берут на себя муниципалитеты и специалисты-энтузиасты, стараниями которых мы можем любоваться этой красотой.
Как сделать ее привлекательной для инвестиций, как привлечь сюда многочисленных туристов, и не только российских?
ГОРОД КАК СИМВОЛ
Порассуждать на эти темы в минувшую пятницу собрались ученые мужи из Перми и Березников. Круглый стол под названием «Образ и символы малого города как фактор его инвестиционной привлекательности» прошел по инициативе главы Усольского района Геннадия Шехматова как раз в вотчине рода Строгановых – Строгановских палатах, восстановленных несколько лет назад.
Как сообщил директор Пермского филиала по исследованию политических институтов и процессов ИфиП УрО РАН Олег Подвинцев, в России сегодня насчитывается 1096 городов, из них подавляющее большинство (свыше шестисот) – малые города, в которых проживает более трети населения страны.
– На них Россия и держится, – сказал он. – Однако многие из таких городов остаются в тени. А все потому, что малые города зачастую имеют очень узкую специфику: это либо чисто промышленный город, либо военный, либо административный центр. В качестве отдельного типа городов надо выделять исторические города-памятники, к которым принадлежит Усолье. С одной стороны, это сокровище, которое можно и нужно использовать, с другой – это создает много проблем для местной власти по сохранению исторического потенциала в условиях ограниченных финансовых возможностей.
Выходом, по мнению ученого, могла бы стать ситуация, когда подобные города оказались бы востребованы в качестве регионального символа, представляющего территорию в целом. Усолье в этом отношении несколько «обижено», поскольку именно как символ Пермского края оно активно не позиционировалось. Куда более известны, скажем, Пермская галерея, Белая гора или Кунгурская пещера.
ЧТО ЗНАЧИТ ИМЯ?
Совсем недавно группа пермских ученых провела исследование, одной из целей которого было выяснить, что же влияет на развитие местного патриотизма и, как следствие, развитие символов той или иной территории.
– Здесь может оказывать влияние экономический фактор. Но в малых городах он не решающий, – рассказал участник исследований, доцент кафедры политических наук ПГУ Константин Сулимов. – Более важна социокультурная сфера, а также наличие исторического наследия, хотя и оно само по себе тоже не является главенствующим. Куда важнее ощущение «особости» своей территории. Ощущение, что твой город уникален. Оно сидит глубоко внутри, но ни с чем конкретно не связывается. Необходимо достать эту уже имеющуюся в жителях малых городов «особость», проговорить ее, объяснить, выпустить наружу.
Этому служат разные вещи – гимны, гербы, памятные стелы, разные проекты. Элитные группировки пытаются менять эти процессы, втягивают в это много людей. Так, например, в Свердловской области все муниципальные образования утвердили свою символику – большую активность в этом проявляют региональные власти. Но это формальные вещи, куда важнее, чтобы эти процессы запускались «снизу». То, что навязывается искусственно, не работает.
Характерный пример в подтверждение этой мысли привел Олег Подвинцев. В настоящее время в Перми проходит публичная акция, подобная завершившемуся в декабре прошлого года телепроекту «Имя России». Называется она «Имя Перми Великой» и инициирована Минкультом Пермского края. Промежуточные итоги Интернет-голосования, приведенные агентством «59.ru», показали, что лидирует в списке кандидатов… Патрис Лумумба, на втором и третьем местах Заратустра и Чингисхан, а вот род Строгановых занял четвертое место.
По мнению агентства, за этим стоит своеобразный протест пользователей сети против официоза и казенщины. Организаторы конкурса провели несколько передач, посвященных этой теме, тем самым попытавшись увеличить количество голосов за «приличных» кандидатов. В результате род Строгановых вышел в лидеры.
Вполне возможно, что он станет символом Перми, а значит, и Пермского края.
– Пойдет ли это на пользу имиджу Усолья как вотчины Строгановых? С точки зрения официального признания, возможно, но подлинно народного выбора не будет, – резюмировал Олег Подвинцев.
Усолий много, а Строгановское – одно
УСОЛИЙ МНОГО, А СТРОГАНОВСКОЕ - ОДНО
Какова отдача от символического позиционирования, которое есть сейчас? Какова отдача от флага, гимна, герба? Вот в США у каждого штата все это есть, имеются даже своя птица, свое насекомое и свой «25-центовик». В России сейчас внедряется что-то подобное, но нужно ли это? Сколько должно быть таких брендов и смогут ли они помочь малым городам? Одни участники круглого стола считают, что их должно быть больше, другие, как, например, замдиректора по научной работе филиала УрГЭУ в Березниках Владимир Шилов, полагают, что бренд должен быть один, но самый яркий. И лучшего бренда для Усолья, чем имя Строгановых не придумаешь.
– Сегодня Усолье затеряно, на него не обращают внимания ни на федеральном, ни на региональном уровнях. И это при 400-летней истории! – подчеркнул он. – «Усолий» сегодня в России много, один из примеров Усолье Сибирское в Иркутской области. Считаю, что необходимо конкретизировать эту территорию, подчеркнуть ее исконную связь с родом Строгановых, официально изменив название города на Усолье Строгановское. Город заслужил это название. Думаю, это поможет продвинуть Усолье не только в пределах края и Российской Федерации.
У этой идеи нашлись и сомневающиеся. Так, Михаил Нечаев, директор государственного общественно-политического архива Пермского края отметил, что на «бренд» Строгановых могут претендовать и другие города, где этот род оставил свой исторический след, имея в виду Строгановский дворец в Санкт-Петербурге, исторические памятники в Москве, Новгороде, Великом Устюге.
Впрочем, именно Усолье, как исконная территория великого рода с 15 века, как никакой другой город, может считаться родовой вотчиной. На фоне ученых споров вполне практичным и конкретным выглядел доклад главы Усольского района Геннадия Шехматова, отметившего, что постепенно город движется к созданию условий для туристического бизнеса.
– У нас уже стал традицией «событийный» туризм. Такие мероприятия, как ежегодный Фестиваль колокольных звонов, Строгановская регата, привлекают все больше туристов, – сказал он. – Кроме этого, готов генеральный план развития города, подготовленный по нашему заказу Санкт-Петербургским институтом урбанистики. А Московским институтом регенерации создан проект регенерации Строгановского Усолья – рабочий документ, на основании которого мы можем участвовать в любой программе, включая федеральные. Тот же институт нам сделал проект охранной зоны этого заповедного места, и сейчас мы заказываем рабочие проекты по организации зон отдыха на территории от Лысьвы до поселка Орел. Все это в совокупности дает нам определенное вдохновение. Надеюсь, в перспективе при моральной и материальной поддержке мы сможем конкурировать с лучшими городами Золотого кольца России.
Вселяют оптимизм результаты работы МУ «Историко-архитектурный музей» «Палаты Строгановых», директором которого с 2002 года является Станислав Хоробрых. Кстати, Дом Строгановых, в котором с 2003 года расположился музей, – памятник архитектуры федерального значения. Правда, сам статус при всей его важности никаких материальных выгод музею не несет. И все же, если в 2006 году количество посетителей музея составило 1920 человек, то уже в 2008 их было 19 458. При этом поступление финансовых средств от предпринимательской деятельности музея за два года увеличилось с 430 до 815,7 тысяч рублей.
Словом, стремление ученых найти формулу процветания малых городов, безусловно, похвально. Но сколь бы ни ценна была любая теория, практика находится в руках тех, кто реально работает на этой территории, превозмогая трудности, которых сегодня, к сожалению, еще слишком много. Это и есть проявление местного патриотизма, который вкупе с прочими символами вполне можно считать брендом Усолья.
Текст: Ольга Ерёменко, березниковская независимая газета “Неделя.RU” [2]
Фото: Вадим Белов
Cсылки в статье:
[1] https://www.beriki.ru/sotsium
[2] https://www.beriki.ru/partnery