Забавная, а может, не забавная, а напротив, грустная неувязочка наблюдается в столичных СМИ, которые предупреждают, точнее сказать, предупреждаЛИ (сейчас больше помалкивают) о возможных, предстоящих, грядущих, надвигающихся социальных потрясениях в различных уголках России. Березники время от времени упоминаются среди городов, в которых из-за кризиса вероятны социальные неурядица, наравне с Норильском или Верхней Салдой и по той же самой причине – в качестве моногорода. Т.е. очень уязвимого к экономическим трудностям.
В действительности, конечно, Березники моногородом, т.е. населённым пунктом, благоденствие которого зависит от благополучия одного предприятия, не являются. В отличие от какой-нибудь Паши Горнозаводского района, в которой один-единственный цементный завод, вокруг которого всё вертится, Березники, слава Богу, на одно предприятие не завязаны.
Понятно, что такое впечатление о Березниках в столицах создалось из-за чрезмерного выпячивания неоценимой роли «Уралкалия» в судьбе нашего города, остальные предприятия вели и ведут себя скромнее (а в отношении «Ависмы», например, московские коллеги уже давно путаются, причисляя титано-магниевые Березники к Свердловской области). И понятно, что один-единственный «Уралкалий» действительно может загубить все Березники – в самом прямом, физическом смысле, авария на БКПРУ-1 это наглядно продемонстрировала (впрочем, и на том же «Азоте» достаточно отравы, поэтому неправильно сводить риски для жизни и здоровья людей к одним только шахтам под городом). Тем не менее, моногород – понятие прежде всего социально-экономическое, и в этом смысле Березники – не моно. Социально-экономическая устойчивость у Березников выше, чем воображают в столицах (грустно лишь то, что в столицах такое воображают).
Впрочем, это нисколько не успокаивает. Потому что… Четыре ножки или три ножки у стола, конечно, гарантируют, что при нечаянном толчке стол не перевернётся, даже и на наклонной плоскости. Но если развалится столешница, количество ножек не имеет значения. А у нас проблема – в «столешнице». В том числе и потому, что не являясь моногородом в экономическом смысле, Березники оказались в дурацком положении моногорода в смысле социально-политическом.
Монополизация политической и общественной жизни города под чутким контролем PR-службы ОАО «Уралкалий», произошедшая с установлением в Березниках пресловутого режима «Березниковского характера» (который раз повторю: имеется в виду вся совокупность общественно-политических институтов управления городом, включая городскую администрацию, городской парламент и средства массовой коммуникации, а не только т.н. «движение «Березниковский характер»), создала Березникам очень серьёзную проблему. Даже две.
Первая – вследствие дурного управления (а любое управление, оказавшись монопольным и избавившись от критики и конкуренции, становится дурным) растёт число точек социального напряжения. Вторая – само управление, будучи монополизировано и тем самым противопоставив себя всему и вся, в том числе и населению города, лишило себя и свободы манёвра в социально-политических действиях (любой огрех – есть огрех ЭТОЙ власти, а не кого-либо иного), и возможности получить поддержку со стороны (а с какой бы стати тем же азотчикам или металлургам, или просто энтузиастам-общественникам спешить на помощь и откликаться на призывы ЭТОЙ власти, которая не только не имеет к ним отношения, а откровенно противопоставляла себя им в предыдущие годы).
Однако вернёмся к рассмотрению точек социального напряжения в Березниках, накопление которых может взорвать социально-политическую безмятежность нашего любимого города.
Ещё одной такой точкой, следующей по важности и массовости за падением доходов массы населения, несомненно являются жилищные проблемы, коммунальные проблемы, словом, жильё. Возможно, даже, что по количеству людей, нервируемых этими проблемами, коммунальные вопросы превосходят даже вопросы доходов и зарплат. Массовое состояние жилых домов, коммунальной инфраструктуры сейчас таково, что даже большие доходы не гарантируют решение проблем. Разве что только уезжать. Речь, разумеется, не только о пресловутых трещинах и просадках, а и об общем состоянии жилого фонда, которое в самом деле обусловлено не только развитием аварии на БКПРУ-1, но и банальным старением домов, ветшанием коммунальных сетей и т.д.
Однако следует повторить: если рушится дом, уже не так важно, по какой причине он рушится. Только самый глупый чиновник может льстить себя надеждой, что сумеет объяснить разгневанной толпе, мол, он тут ни при чём, и «Уралкалий» тут ни при чём, это герои-первостроители напортачили. Человеку объяснить можно, а толпе – нет (впрочем, этот вопрос мы уже обсуждали здесь [3]). И такая толпа, судя именно по состоянию жилых домов, может образоваться в любой момент времени. Причём тактика замалчиваний и отнекивания, избранная местными властями и подвигшая Березниковский Форум [4] начать готовить выставку о «городских паутинках» (подробнее об этом - здесь [5] и здесь [6]), не только не делает данную проблему менее напряжённой, а наоборот стимулирует её превращение в точку именно социального напряжения. И, кстати, лишает того же самого глупого чиновника малейшего шанса что-либо объяснить. Раньше объяснять надо было. Год назад, полгода назад, ещё вчера… Может быть, и сегодня ещё не поздно. Поздно станет тогда, когда жареный петух клюнет, гром грянет. Но в данный текущий момент это – точка социального напряжения. Одна из тех, которые раздражают березниковцев и которых в один прекрасный момент может оказаться слишком много в одно время для большого числа людей.
Вот ещё точка – березниковское здравоохранение. С точки зрения обычного потребителя, нормального, среднездорового обывателя, здравоохранения в Березниках попросту не существует. За исключением, разве что, стоматологии или каких-нибудь окулистов, доступ к которым незатруднителен благодаря развитию платных услуг или распространённости магазинов «Оптика». Немного утрирую, конечно, но совсем немного. Трудно найти более неприятного для березниковца занятия, нежели обращение к врачам, хотя бы даже с целью банального сохранения здоровья, лёгкого излечения какой-либо мимолётной простуды. Только в случае смертельной болезни или тяжелейшей травмы!
А поскольку люди так или иначе всё равно болеют, и болеют тяжело (в том числе потому, что вовремя не обращаются к врачам), и болеют многие, то отсутствие здравоохранения в Березниках тоже нервирует, раздражает, беспокоит и напрягает. Большое число людей. А теперь представьте, что не единожды помянутые хирурги [7] Первой и Второй городских больниц впрямь объявят забастовку? Ну, или попросту все разом уйдут на больничный. В отпуск. Временно уволятся. Толпы больных людей, не получивших врачебной помощи. Толпы их родственников. Толпы! Объясняй им потом, что хирурги и так неплохо получают и сами ездят на иномарках. Кто хочет, пусть пробует это сделать, лично я бы не рискнул.
Школы с нищими учителями, нехватка детских садов, грязь на улицах, общественный транспорт, на котором, вопреки всем расписаниям (или вследствие составленного местными властями расписания?), в час пик из центра города уехать невозможно… Оскудение ассортимента товаров в магазинах, в конце концов. Где, спрашиваете, у нас так тонко, что порваться может? Да у нас везде тонко, у нас тут Тришкин кафтан! В социальном, как уважаемый читатель понимает, плане. И всё это на фоне падения доходов массы населения и ударной пропаганде кризиса местными СМИ.
Кстати, сама местная пропаганда (речь, разумеется, прежде всего о медиа-ресурсах, принадлежащих ОАО «Уралкалий» и занимающих самую большую долю информационного пространства в Березниках) тоже является если не точкой социального напряжения, то стимулятором этого самого социального напряжения. Во-первых, самой пропагандой наличия кризиса в стране и того, как плохо от того, что кризис. Совершенно понятно, что целью здесь является демонстрация того, что в Березниках ещё не плохо, у других ещё хуже. Но на самом деле население не успокаивается, а напротив, нервируется. Потому что, как бы ни хотелось отдельным персонажам березниковской действительности считать березниковцев сплошным «быдлом» и «стадом» [8], а народ у нас сообразительный. И легко догадывается, что, если рушится всё вокруг, то Березники уж никак не останутся островком стабильности (на самом деле могли бы, но тут специальная политика нужна, к которой нынешний режим управления не способен).
Во-вторых, в том, что касается описаний березниковской действительности, местная пропаганда рисует сплошное благолепие на фоне отдельных недостатков. Что, кстати, вдвойне ущербно – и благолепия на самом деле нет, и каждый березниковец это видит сам, и даже отдельные недостатки, на кого бы вину за них ни возложили, в конечном счёте ложатся виной на весь режим БХ, на всю местную власть. Потому что, повторю, оно у нас монополизировано и ни от чего не может откреститься.
Впрочем, не знаю, как Вам, уважаемый читатель, а Вашему корреспонденту в последние недели всё чаще начинает казаться, что все разговоры о точках социального напряжения, рассуждения, где тонко и может порваться, и Тришкин ли кафтан, утрачивают практический смысл. Время, когда можно было предполагать, что и как будет, и надеяться, что будет не так и Бог милует, уходит. Похоже, приходит время наблюдать за тем, как оно происходит. Но это, по крайней мере, интереснее.
Текст: Андрей Лучников
Cсылки в статье:
[1] https://www.beriki.ru/lichnoe-mnenie
[2] https://www.beriki.ru/author/andrei-luchnikov
[3] https://www.beriki.ru/2009/04/14/bez-zavisti-k-geraklu
[4] http://berforum.ru
[5] https://www.beriki.ru/2009/04/19/pereselyatsya-podano
[6] http://berforum.ru/index.php?showtopic=4939&st=1400
[7] https://www.beriki.ru/2009/04/01/vernite-bereznikam-zdravookhranenie
[8] https://www.beriki.ru/2008/11/15/vy-bydlo