Текст: Елена Лодыгина
Фото: из архива "Иной газеты"
В этом году в составе приемной комиссии больше было людей в погонах, все чаще обсуждались вопросы безопасности детей. А неоднократная учебная пожарная эвакуация персонала школ подтверждала старую избитую истину: надейся на лучшее, но готовься к худшему… 1 сентября в нашей стране уже знаменовалось не самыми радостными событиями: там террористы захватили школу, тут произошел пожар. И хотя ежегодно представители надзорных органов пытаются заранее учесть все нюансы, заглянуть в каждый «угол» и предугадать все возможные действия педагогов – всех нюансов им не просчитать.
ОПОЗДАНИЯ НА УРОКИ
– С этого года образование наконец-то начало освобождаться от несвойственных ему функций, – рассказал начальник управления образования Геннадий Ковальчук. – Ремонты, требующие больших капиталовложений, были переданы в ведение управления капитального строительства (УКС), и этими вопросами они занялись самостоятельно. В планах администрации – освободить директоров школ от несвойственных им функций полностью. Для чего даже мелкие ремонты предполагается в перспективе отдать на контроль специализированных организаций, в данном случае УКСу, чтоб еще в июле директор с чистой совесть мог отдать ключи от школы организациям, призванным привести здание школы в соответствие с вынесенными требованиями, и затем уже в составе приемной комиссии их получить обратно. Такой подход к проведению ремонтных кампаний я считаю верным, так как заниматься этими вопросами должны все же специалисты, а руководитель должен отвечать за знания детей, а не техническое состояние школы.
Однако идея полного директорского освобождения в ходе уже нынешней ремонтной кампании не оправдалась на практике: на момент приемки школ лишь в некоторых из них капитальный ремонт завершился, на остальных объектах продолжится вплоть до 1 сентября. Причиной тому стали слишком сжатые сроки и недобросовестность подрядчиков.
– В отведенные на ремонт сроки мы пока не укладываемся, – говорит директор УКСа Владимир Милованов. – Так как действие 94-го Федерального закона требует проведения определенных процедур. Плюс к этому, не во всех учреждениях были корректно составлены ведомости, пришлось их переделывать. Ремонт пищеблоков мы выставили на аукционы слишком поздно, поэтому работы по ним начались с опозданием. На сегодняшний день готовность учреждений – 50%. К 1 сентября он, возможно, составит 70%.
– Вписаться в установленные сроки очень сложно, – считает Геннадий Ковальчук. – Так как все ремонтные работы мы начинаем только в августе: в июне в школах идут экзамены, а в июле начинается летняя оздоровительная кампания, до начала приемной кампании остается лишь три недели августа.
Уложиться в эти сроки, по словам Владимира Николаевича, невозможно еще и потому, что некоторые ремонтные работы требуют дополнительных затрат времени. Например, между заливкой полов и укладкой на них плитки должно пройти не менее семи суток, оштукатуренные стены перед облицовкой нужно выдерживать не меньше недели. Чтобы не пострадало качество работ, сроки их выполнения сохраняются, зато увеличиваются сроки проведения ремонта. Так, например, до сих пор не закончены ремонты в школах №№ 6 и 7.
– В школе № 6 ремонтируется пищеблок – это самый проблемный участок: изначально там были некорректно составлены ведомости, и их пришлось переделывать. В итоге начало работ отодвинулось. Успеет ли подрядчик завершить их к началу учебного года, пока неизвестно. Под вопросом и тот факт – сможет ли школа, находясь в ремонтном состоянии, встретить своих учеников, – поясняет директор УКСа. – В школе № 7 идет ремонт санузла, и к началу занятий это может создать детям и учителям неудобства.
В этом году стало понятнее, что раз аукционы и подготовка смет занимает столько времени, значит, необходимо делать их заранее, а не в апреле, как это было теперь, когда аукцион шел за аукционом.
УЧЕБНАЯ ТРЕВОГА
Приемная кампания, начавшаяся в середине августа, изначально поделилась на три этапа: приемка учреждений допобразования, детсадов и школ. И если первые принимали по два дня, на школы отвели четыре. Время с запасом, как потом выяснилось, как и спортсменам перед самым важным в их жизни забегом, давалось неспроста: процесс принятия, а иной раз и непринятия, шел куда медленнее, чем в остальных учреждениях, и с большими сложностями.
– В связи с событиями, имевшими место в прошлом году, когда часто горели объекты соцкультбыта, администрация города максимально выделила средства на устранение замечаний надзорных органов, – говорит председатель приемной комиссии, заместитель главы города по социальным вопросам Евгения Насекина. – Приемная комиссия в этом году была усилена силовыми структурами, которые в настоящий момент проверяют не только безопасность зданий, но и правильность действий персонала в непредвиденных ситуациях.
Однако в вопросах безопасности не все оказалось просто. Неоднократно представителям управления образования и силовых структур приходилось сталкиваться по проблеме материально-технического обеспечения: первые пеняли на западные школы с хорошим финансовым обеспечением, вторые подписывали приемную документацию с большими «если».
Первая же эвакуация в здании школы № 1 вызвала горячие споры, насколько правильны действия персонала и исправна ли имеющаяся там система оповещения на случай возникновения пожара.
– Что из себя представляет эта система? – пояснил присутствующим заместитель начальника 2-ОГПН Соликамска Максим Чудинов. – На третьем этаже здания школы началось возгорание, в этот момент срабатывает система оповещения, идет звуковой вызов - три звонка - и начинается эвакуация детей и персонала. У вас же вызов пошел, и персонал не среагировал, отключил ее, в итоге дети «погибли в огне».
Смелое заявление представителя Госпожнадзора приемная комиссия приняла в штыки.
– Во-первых, детей в школе сейчас нет, – вменили в укор пожарному представители управления образования. – А во-вторых, персонал как раз и отреагировал - отключил ее.
Спор перекочевал в плоскость работоспособности самой системы, в итоге члены комиссии решили испробовать действия пожарной системы на «собственной шкуре» и эвакуировались на улицу.
– Данная ситуация – яркий пример того, как в сложную минуту может отреагировать персонал, – объяснил «Нашему Соликамску» Максим Викторович. – Самое интересное – педагоги были уверены, что идут так называемые учения и не предприняли никаких действий по эвакуации. А если в данный момент действительно, где-то начался пожар?
Вопрос пожарной безопасности с первого же дня приемки школ стал вопросом номер один. Замечания возникали в каждом образовательном учреждении, где комиссия побывала. В школе № 4, например, выяснилось, что извещатели в спортзале разбиты. В вечерней сменной школе Госпожнадзор потребовал сертификат соответствия на линолеум в коридоре, в гимназии № 1 вопрос пожарной безопасности обострился, когда стало известно, что в подвале складируется ненужная мебель, размещается архив и столярная мастерская. «Опасное соседство горючих вещей, да еще и мастерских, – это прямой путь к большой пожарной нагрузке», – пояснил представитель Госпожнадзора.
Однако на вынесенные замечания со стороны проверяющих структур представители управления образования отреагировали по-своему.
– Ситуация с вынесением предписаний надзорных органов всегда была «плавающей», – замечает заместитель начальника управления образования по экономике Татьяна Горх. – По каким-то позициям она меняется, острота снимается, по другим появляется вновь. Так, например, в прошлом году по требованиям Госпожнадзора все двери образовательных учреждений мы оборудовали дверными доводчиками. Теперь няням с кастрюлями в детсадах приходиться продираться сквозь эти двери. В этом году у нас возник вопрос и с уплотнителями...
С последними, как выяснилось, в школах совсем беда. Бытовых хватает ненадолго (максимум несколько дней), а более долговечных, похоже, еще не разработали.
– Получить все в один миг да с иголочки не получится, – считает Евгения Насекина. – Потому что требований много, и удовлетворить их все в одночасье никаких денег не хватит. В этом году было выделено почти 36 миллионов рублей на ремонт школ, и все они были потрачены лишь на устранение предписаний надзорных органов. Да, нам хочется соответствовать школам западного образца по оборудованию, безопасности, но надо решать и первоочередные задачи.
В число которых, как выяснилось, не входит и охранная сигнализация школ, детсадов, от установки которой в управлении образования в этом году решили отказаться.
– В этом году мы будем передавать охрану образовательных учреждений на аутсорсинг, – пояснил Геннадий Ковальчук, – так как эта функция не свойственна образованию. На сегодняшний день практически во всех образовательных учреждениях работают сторожа, везде за исключением четырех учреждений есть кнопки тревожной сигнализации.
По словам Евгении Насекиной, чтобы привести здания школ, детсадов и учреждений здравоохранения в надлежащий вид необходимо ни много, ни мало, полтора миллиарда рублей. Только этой суммы хватит на то, чтобы в течение года привести все в надлежащее состояние.
– Но городской бюджет – это не волшебный мешочек, который исполняет все пожелания, – сказала председатель приемной комиссии. – У нас сегодня и так половина бюджета выделяется только на нужды образования, 214 миллионов выделено в этом году на детские сады (нормативно-подушевое финансирование), и в кои веки там стали закупать оборудование, мебель. Год от года ситуация по образовательным учреждениям улучшается, и хотя мы не достигли идеального варианта, в общем идем к лучшему.
В следующем году Соликамск выйдет из фонда софинансирования (наш город признан самодостаточной территорией наравне с Березниками, Пермью), прекратит действие программа «Новая школа», ремонты образовательных учреждений целиком и полностью лягут на плечи местной власти. По предварительным данным, сумма финансирования ремонтов школ в следующем году в условиях кризиса и низкой собираемости налогов составит лишь четыре миллиона рублей. Удастся ли обеспечить вопросы безопасности и комфорта пребывания детей в образовательных учреждениях при таких условиях, и как будут пилить эту сумму на все учреждения, покажет время. Удивительно, что за все время пребывания приемной комиссии в детсадах и школах мы ни разу не услышали, чтобы речь зашла о том, насколько детям будет здесь комфортно: в тесных раздевалках, переоборудованных из санузлов медицинских кабинетах и узких лестничных маршах. Удобно ли?
Cсылки в статье:
[1] https://www.beriki.ru/sotsium
[2] https://www.beriki.ru/partnery