Прослеживается занятная зависимость видных и незавидных деятелей пресловутого режима БХ от публикаций «Иной газеты» и, особенно, в нашей еженедельной рубрике Постфактум. Стоит ИнГе опубликовать что-нибудь не очень приятное… Тут надо заметить, что не очень приятными для калийного режима являются практически все наши публикации, причём независимо от действительного содержания. В нашей редакции давно уже бытует шутка, в которой действительно присутствует некоторая доля шутки: если ИнГа (особенно Андрей Лучников) напишет, что снег идёт, в городской администрации, а также PR-службе «Уралкалия» немедленно усмотрят подрывную деятельность и необъективное критиканство, мол, намекает на то, что дороги от снега плохо чистятся и к отопительному сезону не готовы.
Однако Постфактумы отчего-то (боюсь даже предполагать, почему) вызывают наиболее резкую реакцию со стороны калийной управы (имеются в виду обе – и на Советской, 1 и на Пятилетки, 63), желание немедленно действовать, отомстить, наказать, повлиять. То, понимаешь, побегут выискивать, на каком кинотеатре реклама сайта Beriki.ru размещена, и, грозя всеми немыслимыми карами, проверками и штрафами, требовать эту рекламу убрать. То – не имея возможности пожаловаться главному редактору «Иной газеты» на вольнодумство Андрея Лучникова – начинают приставать к работодателям тех людей, которые в знакомстве с Андреем Лучниковым (или участии в совместной общественной деятельности) замечены, и требовать их увольнения.
Так, в минувшую неделю, насколько известно ИнГе, калийные чиновники потребовали увольнения краеведа и уникального специалиста камнерезного дела Сергея Кульбикова (работает в ЦНТТ) и журналиста корпоративной газеты «Металлург» Романа Коротаева. Мотивом в обоих случаях называется чрезмерно активная общественная деятельность (может, потому что калийные чиновники не знают, что такое на самом деле «общественная активность»?), но нетрудно предположить и то, что эти выпады стали по-детски непосредственной реакцией на наш предыдущий, номер сорок три, Постфактум.
Дело в том, что тот же Сергей Кульбиков проявил «общественную активность» 6 ноября – от имени инициативной группы передал в Березниковскую городскую Думу очередное заявление о проведении публичных слушаний по проблеме переселения (ну какая «активность»? Совершенно мирные, спокойные и законные действия гражданина, любящего родной город. Вот если бы бомбу бросил или баррикаду построил…). А реакция, требования уволить и всё такое начались 16 ноября. Не после того, как местные власти получили уведомление, что жители города Березники желают слушаний, а после того, как ИнГа оценила скоропалительную встречу Андрея Мотовилова с новыми переселенцами (в Постфактуме от 15 ноября - «Царь испугался, издал манифест» [3]).
Даже интересно, какой реакции на этот, который Вы читаете сейчас, Постфактум ждать. К чести работодателей обоих, угодивших под давление, граждан города Березники, немедленных увольнений не последовало. К чести работодателей и, замечу, к большому счастью для местных властей. Потому что в действительности это только им (деятелям калийного режима) кажется, что таким образом они избавляются от проблемы и даже (оцените хитроумность замысла!) втягивают в свои делишки других людей (в уголовном мире есть такое понятие «повязать кровью», а эти аналогично пытаются повязать руководителей предприятий неправедным увольнением). В действительности они только увеличивают количество проблем.
Ведь с точки зрения практической революционной работы совсем недостаточно, чтобы человек имел собственное мнение или даже не испытывал тёплых чувств к правящему режиму. Человек должен этот режим ненавидеть – это первое. И второе – человек должен иметь много свободного времени, чтобы эту ненависть реализовать. Неправедное увольнение по требованию калийных чиновников даёт и первое, и второе. Плюс сочувствие самых широких березниковских масс (об этом можно судить даже по отзывам на ситуацию пользователей Березниковского Форума [4]).
Аналогичный эффект, кстати, дал публичный, через газету «Березниковский рабочий» наезд (простите терминологию, но с такой властью в Березниках именно уголовное арго наиболее точно отражает ситуацию) на газету «Новый Регион». Довольно мирная, вполне незлобивая газета, чуть-чуть, минут на пять более радикальная, чем травоядная, хотя и немножко бодливая «Неделя.RU». От имени редакции в БР появилась информация, что некий депутат Забаев обратился в милицию с жалобой на «Новый Регион», и что вообще нехорошие газеты в городе имеются.
Оставим здесь в стороне личность и правопорядочность депутата Забаева [5] (хотя лично я на его месте не рискнул бы лишний раз привлекать к себе внимание СМИ). Не будем обсуждать несолидарное поведение редакции «Березниковского рабочего» (соучастие в травле любого другого средства массовой информации является нарушением корпоративной этики и фактически выводит БР за пределы нашего, журналистского цеха. Собственно, тем самым у нынешних БР-овцев вся жизненная перспектива – быть работниками соледобывающей промышленности, исключительно). Всё это – мелочи, личная жизнь соучастников, не более того. Но каков общественный эффект!
А общественный эффект состоит в том, что у жителей Березников, многие из которых даже краем уха про газету «Новый Регион» не слыхали (всего-то тираж 10 000, не в каждый почтовый ящик попадает, особенно, если учесть старания «активистов БХ» вытащить газету из почтовых ящиков – в офисе БХ на Юбилейной, 1 уже скопились груды «изъятой продукции»), у березниковичей пробудился интерес к этому изданию. Люди стали эту газету разыскивать, друг у друга спрашивать, потянулись в редакцию (редакция «Нового Региона» находится в ДК Ленина, кабинет № 8).
Замечание историка. На прошлой неделе мы сравнили березниковскую ситуацию с положением дел в России в октябре 1905 года – «царь испугался, издал манифест» и всё такое. В смысле, напуганный стремительным развитием событий режим пошёл на некоторые послабления (в 1905 году царь издал Манифест о разного рода свободах, в 2009 году березниковский мэр пошёл даже на непосредственную встречу с жителями по поводу переселения). Минувшая березниковская неделя снова позволяет вспомнить ту же аналогию – после некоторого послабления режим попытался прибегнуть к репрессиям, запугать недовольных и несогласных. Всё в полном соответствии с социально-исторической логикой. В 1905 году тоже так было. Чем дело закончилось – известно.
И не надо стенаний по поводу разрушенной (потом) большевиками России, миллионах загубленных и т.д. Всё это – и разрушение России, и приход к власти кровавого большевистского режима – всё стало прямым результатом бездарной, корыстной и недальновидной политики самодержавия, которое само, своими глупыми действиями толкало Россию к революции. Фактически совершало самоубийство. Пресловутый «режим БХ» делает то же самое. Не могу сказать, насколько обусловлены эти действия социально-исторической логикой, а насколько – личными характеристиками деятелей режима (вечная дискуссия о роли личности в истории!). Но последствия этих действий происходят вполне в соответствии с ней, социально-исторической логикой.
В минувшую неделю в прокуратуру города Березники поступили три жалобы. Одна – на превышение должностных полномочий председателем Березниковской городской Думы Николаем Зелениным, самолично отклонившим правотворческую инициативу граждан. Всего-то – о внесении изменений в Положение о публичных слушаний. Что опасного для режима в такой инициативе? А вот, поди ж ты.
Другая жалоба – о нарушении Березниковской городской Думой права граждан на местное самоуправление. Гордума, вопреки законодательству, отказалась назначать слушания о переселении в соответствии с заявлением, поданным 20 октября, и даже не стала рассматривать этот вопрос. Что страшного в диалоге между властями и народом о важнейшей березниковской проблеме? А вот поди ж ты. Третье заявление - с просьбой предупредить Городскую Думу о недопущении нарушения законодательства. Завтра состоится очередное заседание Думы, на котором, как ожидается, вновь будет отвергнута инициатива граждан о публичных слушаниях (эта инициатива представлена в Гордуму 6 ноября). Хотя, что страшного… А вот поди ж ты.
Николай II и его придворные тоже когда-то думали, что очень страшно дать народу конституционные свободы, допустить парламентаризм, свободу слова, и тоже всячески сопротивлялись вольнодумству. И даже думали, что вот, бомбиста повесят, типографию разгромят и всё уляжется. В 1917 году оказалось, что это не самое страшное. А в 1918 году, полагаю, гражданин Николай Романов многое бы отдал, чтобы повернуть время вспять и сделать так, как просят. Когда просили.
Это был постфактум сорок четвёртый с начала 2009 года.
Cсылки в статье:
[1] https://www.beriki.ru/spetsialnye-prilozheniya/postfaktum
[2] https://www.beriki.ru/author/andrei-luchnikov
[3] http://www.beriki.ru/2009/11/15/tsar-ispugalsya-izdal-manifest
[4] http://berforum.ru
[5] https://www.beriki.ru/2006/06/08/v-bereznikakh-gde-piraty-tam-i-deputaty
[6] https://www.beriki.ru/2009/10/10/inaya-gazeta-gorod-berezniki-ofitsialnye-svedeniya
[7] http://blogber.ru/andrey-luchnikov