Текст: Николай Пономарёв
В СССР 23 февраля совмещало в себе японский праздник мальчиков [2], праздник всех мужчин (в противовес 8 марта), праздник для отслуживших срочную службу (кроме мареманов, погранцов и десантуры) и собственно День профессиональных военных. Советскую армию в целом поздравляли разве что генсеки.
Из нас с малолетства готовили защитников социалистического отечества, которое вечно в опасности. К старшим классам военруки подточили во мне святое убеждение, но вбитое с пеленок оно выжило и даже расцвело, когда я провалился в МГУ и добровольно решил отдать долг Родине, хотя и понимал, что вряд укреплю обороноспособность. Однако через полгода стал отличником боевой и политической подготовки и поднялся до старшего стрелка с пулеметом АКМ на треноге. Не можешь – научим, не хочешь – заставим!
Я свято верил в Союз нерушимый республик свободных, которых навеки сплотила Великая Русь. Я готов был по первому приказу и по уставу расстрелять любого, кто посягнет на Мою Державу, которая отгородилась колючей проволокой, МЗП (малозаметными препятствиями) и системой «Кактус». Я стрелял на «отлично», хотя ОЗК (общевойсковой защитный комплект образца 1953 года) никак не застегивался, а противогаз отпотевал без стыренного старшиной специального карандаша. Впрочем, того и другого должно было при химической атаке хватить ровно на час. Так зачем мучиться?
23 февраля какого-то года замполит от греха подальше, дабы на три-четыре часа уберечь личный состав от «чернил», отправил нас в саратовский цирк, где мы промолчали полтора часа. После покраски бордюров под проливным дождем, отбивания уголков на койках посредством табуретки с дыркой посредине, разгона грязи по каменному казарменному полу, «рота, подъем!» за двадцать секунд и прочих армейских узусов, уже узаконенных за год вердиктом «Положено!»… На этом фоне разве что гимнастки в трико притягивали влажные взоры, но отнюдь не клоуны. Куда им до спонтанных шуток наших командиров!
Жизнь была размеренной и понятной, с приемами пищи, сменой портянок, банями по четвергам, нетрезвыми самоволками и мечтами о светлом будущем на гражданке. И даже горючие слезы текли по щекам, когда я покидал сей уголок земли с дембельским альбомом в чемодане. Еще лет десять снилась казарма, тропа наряда и матерные напутствия комроты.
Выпьем же за то, чтобы всегда возвращаться из параллельных миров, но никогда не забывать о прошлом! Ну, дембеля, за нас!
Cсылки в статье:
[1] https://www.beriki.ru/lichnoe-mnenie
[2] http://www.calend.ru/holidays/0/0/1247