Текст: Кирилл Гуманков
Если бы традиционную школьную программу подсократили и добавили действительно полезных в жизни занятий, люди, вырастая, совершали бы меньше ошибок – в том числе, финансовых.
Помню, что один из самых бесполезных и нудных уроков в школе назывался ОБЖ – основы безопасности жизнедеятельности. Сегодня «Википедия» дает весьма пафосное описание этого предмета. Но на практике он представлял собой пустое и скучное времяпрепровождение. Возможно, потому что урок с таким названием обязали ввести сверху, но не рассказали, что именно нужно преподавать и как. Учителям приходилось выкручиваться – например, рассказывать в теории, как пользоваться противогазом или тушить пожар подручными средствами.
Значительная часть времени, которое дети проводят в школе, тратится впустую. И отнюдь не по вине детей. А ведь его можно было бы проводить с реальной пользой для себя, путь даже этого не осознавая. Если бы на тех же занятиях по ОБЖ давали уроки финансовой грамотности, список редких и действительно полезных для жизни предметов, вроде иностранного языка, пополнился бы.
Долгие годы тему повышения финансовой грамотности мусолят чиновники и депутаты. Однако толку от словоблудия немного. Некоторые коммерческие организации, в том числе – банки, сами проявляют инициативу. Например, сочиняют и издают для детей сказки с финансовым уклоном. Но все это – капля в море. Нужен системный подход.
Почему бы, например, в игровой форме не рассказать детям о том, зачем нужны пластиковые карты, когда и как ими пользоваться, чего нельзя делать, чтобы не попасться на удочку бармалеев-мошенников? Отчего бы не поведать про кредиты, которые могут в одних случаях, как по волшебству, сделать жизнь лучше, а в других… скажем, испортить настроение.
Но кто мог бы давать уроки финансовой грамотности в школе? Если подходить к вопросу так, как это было с ОБЖ, ничего не получится. Традиционно в школе есть «важные» предметы, к которым учителя относятся трепетно – в том числе, математика, физика, химия. Есть предметы «второстепенные», которые классный руководитель «преподает» по совместительству и ставит оценки автоматом.
Сомневаюсь, что среднестатистический преподаватель русского языка или даже математики сможет грамотно учить детей финансовым азам. Это должен быть отдельный предмет, из разряда приоритетных, с отдельным учителем. А преподавателю нужна разработанная специально для разных классов программа.
Реально ли это в нашей стране? Теоретически – да, если проблему финансовой безграмотности будут не обсуждать, а решать на федеральном уровне, выделяя на это средства. Кстати, чем больше появится обывателей, разбирающихся в финансовых вопросах, тем прозрачней станут продукты банков. Допустим, если ежемесячными комиссиями все равно запутать не удастся, то и вводить их смысла не будет: это лишь отпугнет большую часть клиентов.
Но в действительности слабо верится, что чиновники и депутаты всерьез озабочены финансовым образованием населения и пойдут на усовершенствование школьной программы. Куда лучше – проще и дешевле – предъявлять претензии финансовым организациям: мол, клиент недопонял, потому что банковские сотрудники недообъяснили, и теперь гражданин попал в долговую кабалу. В общем, банку – стыд и позор, правозащитникам – легко заработанные фанфары, а гражданам – учение в бою, на своих ошибках. К примеру, хорошим уроком может стать отправка данных пластиковой карты как бы «представителям банка» на запрос по электронной почте.
Cсылки в статье:
[1] https://www.beriki.ru/lichnoe-mnenie
[2] http://www.bankir.ru/news/article/6099702