… Черномырдину докладывали, что оба предприятия («Сильвинит» и «Уралкалий». – Прим. ред.) до такой степени разработали (в частности, прямо под Березниками) уникальное месторождение, что после соликамского пятибалльного землетрясения в 1995 году всем стоит призадуматься. И пускай выработка под городом больше не ведется, но имеющиеся пустоты необходимо закладывать (а то «страшно представить, что произойдет»). И «Уралкалий» закладывает. В меру своих сил. Но своих сил, равно как и средств от целевых налоговых освобождений – региональных и местных – явно недостаточно...
В ноябре 1998 года Виктор Степанович Черномырдин побывал в Березниках. Сегодня мы публикуем выдержки из репортажа, опубликованного тогда в газете «Березники Вечерние».
«В минувшую пятницу, 20 ноября, из газпромовского вертолета на березниковский аэродром вышли экс-премьер (Виктор Черномырдин. – Прим. ред.), губернатор, экс-губернатор…
Из аэропорта под аккомпанемент мигалок и сирен гости направились в управление АО «Уралкалий» совещаться с промышленными генералами Верхнекамья. Гибэдэдэшники, расставленные на каждом перекрестке, отдавали кортежу честь. Автомобили крепко прижались к обочинам. Пассажирский автобус замер прямо на повороте с Пятилетки на Карла Маркса. Прохожие вглядывались в тонированные стекла. Какой-то старичок аж шапку снял.
Вместо запланированного часа совещание растянулось на два. Промышленники делились своими бедами, Черномырдин конспектировал, задавал вопросы.
… Черномырдину докладывали, что оба предприятия («Сильвинит» и «Уралкалий». – Прим. ред.) до такой степени разработали (в частности, прямо под Березниками) уникальное месторождение, что после соликамского пятибалльного землетрясения в 1995 году всем стоит призадуматься. И пускай выработка под городом больше не ведется, но имеющиеся пустоты необходимо закладывать (а то «страшно представить, что произойдет»). И «Уралкалий» закладывает. В меру своих сил. Но своих сил, равно как и средств от целевых налоговых освобождений – региональных и местных – явно недостаточно: управиться надо за 10 лет, а наскрести удается лишь 24 миллиона рублей в год вместо необходимых семидесяти. Поэтому хочется еще и государственных субвенций. А потом Черномырдин сказал «свое веское слово». Точнее, много слов. О том, что он понял из услышанного и как понятое оценивает. Более всего экспремьер разволновался по поводу подземных пустот. Даже поругался чуток:
– Что же вы на себя жизнь целого города берете?! Кто вы такие? Да еще и не понимаете ничего! Оставили пустоты неизвестно почему... Кто может гарантировать, что ничего не произойдет? Вам придется отвечать перед народом! Почему город строится? Почему его вообще построили?
И так далее. Общий смысл тирады был таков, что закладка – это забота государства, нужна соответствующая государственная программа. Но инициатива должна исходить от местных властей…
(После совещания корреспонденту «Вечерки» удалось задать Черномырдину два, волновавших тогда народ, вопроса):
– Почему за время пребывания в Пермской области вы ни разу не обмолвились о своих притязаниях на президентство?
– Рано еще, предвыборная кампания пока не началась. Сейчас главная задача – хорошо подготовиться к выборам в Государственную Думу, избрать туда как можно больше грамотных и профессиональных политиков от НДР (партия «Наш дом – Россия». – Прим. ред.). А там посмотрим.
– А правду говорят, что Черномырдин – самый богатый человек в России?
– Ну, это только дебилы так говорят. Какое может быть богатство? Ведь Черномырдин жестко контролируется со всех сторон. Как никто другой!»
«Березники вечерние», 26 ноября 1998 года
P.S. Масштаб личности Виктора Черномырдина и его вклад в становление новой России оценили, как это часто водится, после его смерти.
Cсылки в статье:
[1] https://www.beriki.ru/spetsialnye-prilozheniya/istoriya
[2] http://bervecher.livejournal.com/542.html