Журналист - животное всеядное

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ: Рубрика предназначена исключительно для чтения журналистов и тех, кто по непонятным причинам мечтает заняться этим ремеслом. Подбор материалов для рубрики производится лично Андреем Лучниковым.

На предыдущих занятиях мы посвятили весьма и весьма много времени попыткам определить, что же такое журналистика и какими критериями должно руководствоваться при оценке качества нашей работы. Если постараться выразить сказанное коротко, то: журналистика – это прежде всего и только бизнес. Соответственно, являясь бизнесом, журналистика должна ориентироваться прежде всего на интерес потребителя ( соответственно, и реакция потребителя есть едва ли не главный показатель эффективности работы журналиста).

СРАЗУ УТОЧНЮ: имею в виду массовый потребитель, потребитель-читатель-слушатель в массе своей. Может, конечно, казаться, что здесь возможны варианты – в конце концов, для сути бизнеса действительно неважно, сколько у тебя потребителей. Если, скажем, большой дяденька готов платить большие деньги штатным редакциям за удовлетворение исключительно его большедядьских прихотей... Не стоит, пожалуй, разбирать частности, возьмём пример, так сказать, канонический – пожалуй, все смотрели французский фильм «Игрушка» с Ришаром в главной роли или, по крайней мере, видели его американский римейк. То самое, о чём мы говорим: газетный олигарх платит журналисту за то, что тот играет с его (олигарха) сыном в газету. Можно было бы ограничиться одним этим примером, но здесь же легко видеть и ещё один пример, подтверждающий наш тезис: в конце концов журналист и его напарник по играм выпускают игрушечную газету массовым тиражом. То есть: настоящая журналистика так или иначе с железной необходимостью стремится к массовому потребителю. Это закон природы. Почему так? Понятия не имею, мы закон выявили, а объясняют его пусть другие исследователи.

Но как, повторим, выявить, что ж этой зарррразе, потребителю нужно? Одному большому дяде, порой, угодить не получается, хотя вроде бы и так стараются и эдак, а тут – масса! На самом деле всё предельно просто. Мы же бизнесмены, не так ли? Определяем, для кого мы делаем нашу продукцию. Специализируются же магазины одежды: для мальчиков, товары для девочек, товары для мужчин. С массовой газетой (для простоты будем называть так все СМИ) вопрос ничуть не сложнее – существуют же универсальные, унисексуальные и унивозрастные продукты. Хлеб, например. Или пиво с водкой.

А КАК ЖЕ УНИКАЛЬНОСТЬ человеческой особи, разнообразие её вкусов и интересов? Да никак, они, эти уникальности нам нисколько не мешают. В конечном счёте, интересы всех (всех!!!) людей можно свести к нескольким базовым, можно сказать, природным, на инстинктах основанным. Да-да – в том числе и инстинктах самосохранения и продолжения рода. Вот из наличия этих основных инстинктов и можно исходить при работе с любой (любой!!!) темой. Чтобы избежать наглядного разжёвывания предлагаю не принимать данное утверждение на веру, а провести эксперимент – выбрать любую тему и просто попробовать хотя бы тезисно провести её связь с любым из основных инстинктов. Например, национальный проект «Образование» или дело рядового Сычёва. Конечно, требуется ещё и знать, что это за основные, животные, природные инстинкты человека, но пересказывать школьный курс биологии не входит в задачу нашего обучения.

Здесь, обращу Ваше внимание, легко впасть в заблуждение, перепутать понятия. Например, присутствие у любого человека инстинкта продолжения рода и, соответственно, интереса ко всему, связанному с этой темой, вовсе не означает его автоматический интерес ко всему, связанному с сексом. В этом смысле лёгкий эротизм нетленок одного из березниковских персонажей, претендующего на принадлежность к нашему цеху, выдаёт лишь его собственные сексуальные комплексы, а никак не служит пробуждению интереса читателей.

ДЕЛО В ТОМ, ЧТО СЕКС как таковой есть лишь одна из многих, очень многих составляющих вопроса продолжения рода. Более того, это та составляющая, о которой люди предпочитают говорить очень осторожно (не зря же сексопатологи и венерологи, делая свой медицинский бизнес, гарантируют конфиденциальность), а публичные соития почти во всех цивилизациях считаются извращением и непристойностью. Причём с точки зрения не государства, которое, согласен, не всегда право, а именно массового обывателя. Того самого потребителя, который суть забота нашего бизнеса. Не потому нам, журналистам не стоит усердствовать в смаковании сексуальных подробностей, что мы должны блюсти общественную нравственность, аки доминикацы какие, а потому, что обществу, обывателю, потребителю нашему сей продукт неприятен. Торговля непристойностями, как и телом, с журналистикой соотносятся не более чем палец с... ягодицей (и то, и другое – части человеческого тела).

Таким образом (если уж закончить с данным примером), свести любую тему к сексу, конечно можно, как можно свести любую тему к выборам в Законодательное Собрание, и вообще к чему угодно. Но это значит сознательно ограничить количество потребителей вашего журналистского продукта теми, кто, скажем, имеет аналогичные вашим сексуальные комплексы или, подобно вам, коллекционирует спичечные коробки. Наша же задача – максимально расширить круг ваших читателей. И единственное, что здесь нужно понять: это возможно. Потому что наш потребитель – человек, а у него есть общие для всех людей интересы. А соответственно на любой теме журналист может, да что может! должен сделать интересно любому.

Таким образом мы можем уже сформулировать один из главнейших принципов успешной карьеры профессионального журналиста:
ЖУРНАЛИСТ – ТОЖЕ ЧЕЛОВЕК
и вывести Следствие первое этого принципа:
А человек – животное всеядное.

Уклонимся сегодня от подробного разбора газет минувшей неделе, поскольку есть одна характеризующая черта березниковской прессы, постоянно ускользающая от нашего внимания. А именно – несомненные профессиональные достижения наших коллег (разве мы договаривались только выбранивать очевидные недостатки?). Профессиональные, поскольку одним из показателей, не критериев!, а именно показателей, признаков профессионализма является стабильность результата. Здесь не идёт речь об оценочном бале, здесь речь идёт о профессионализме, как таковом. К вопросу, кстати, о тематике.

В частности, безусловно одной из важных тем местной прессы является освещение деятельности органов местного самоуправления и признаком профессионального подхода к этой проблеме тут может служить не генитальное описание очередного заседания, скажем, местного парламента, а стабильное, из раза в раз «капля-камень-точит» этой темы. Независимо-азотовская Неделя.ru в этом смысле избрала очень удачную методу – интервью с одним за одним депутатами березниковского парламента. Удачно во всех смыслах. И с точки зрения возбуждения интереса массового потребителя (собственно, у избирателей-обывателей интерес к местному самоуправлению вообще может проявиться только при методичной его, избирателя-обывателя, обработке, а не как у нас обычно делается, с периодичностью раз в четыре года). И с точки зрения оказания влияния на городскую элиту (та же методичность заставляет народных избранников напрягаться в ожидании, кто следующий... а отказаться – себе дороже выйдет). И с точки зрения, чего греха таить, проявления собственных политических симпатий – ведь можно при желании не только вопросы неожиданные задать, но и откомментировать по полной программе (особенно это стало заметно в последних публикациях НеРу). И с точки зрения самой практической – 25 депутатов – это 25 номеров газеты, новых тем искать не надо, на полгода вперёд план. Последний момент наиболее важен с точки зрения профессиональной.

Другим несомненно удачным примером профессионализма может служить проект муниципальной «Новой газеты-1» под общим лозунгом «Мы из России». Даже с учётом того, что название слишком очевидно перекликается к июньской единороссовской акцией. Но этот «учёт» можно смело сбрасывать со счетов, поскольку никак иначе березниковская ЕР эту тематику, увы, не отыграла и уже несколько месяцев рассказы о национальных диаспорах в Березниках выглядят как собственный проект НоГи. Мы не рассматриваем здесь тщательность проработки и практику реализации проекта, важен факт. Следует отметить, что, если НеРу фактически подобрала валявшуюся на асфальте древнюю затею «Березниковского рабочего» (публиковался некогда в БР сериал под общим заголовком «Слуги народа»), то НоГа «национальную идею», когда-то зачатую тем же БР (достаточно вспомнить периодические выпуски тематической страницы «Guten Tag»), усовершенствовала и развила, додумавшись вперёд всего журналистского цеха о наличии в Березниках многих национальностей. Пока, правда, начали с того, что лежит на поверхности – немецкой и татаро-башкирской общин, но есть основания полагать, что на этом проект не остановится. В конце концов, поговаривают, что в Березниках даже цыгане левой пяткой в грудь себя бьют относительно национальной идентификации.

Этими проектами, разумеется, удачные профессиональные ходы березниковской прессы не ограничиваются, но и детские страницы «Березников Вечерних», и вопросы-ответы «Березниковской недели», и читательские письма«Березниковского рабочего», и «Народный корреспондент» БерТВ не имеют столь же явно уникального характера. Поэтому их обсудим в другой раз.

АХ ДА! ПРО ЯДЕРНЫЙ ВЗРЫВ... Задержание во вторник на березниковской территории части тиража газеты «Вечерняя Пермь» - это окончание мирной передышки, знак начала очередной избирательной кампании, которая для Березников всё равно что мировая война, и тактический ядерный взрыв, которого березниковские обыватели пока и не заметили, но поражающие факторы которого достанут и нас, и не только нас. Версии происшествия могут теперь высказываться различные, но массовое убеждение уже ничем не переломить – это попытка административного воздействия в политической борьбе.

На всякий случай повторю: так всё это выглядит и так об этом говорят, а как было на самом деле (подробности уважаемый читатель легко найдёт сам на пермских сайтах, реклама которых не входит в наши задачи), для Школы Лучникова не имеет ни малейшего интереса. Потому что. Отношение к свободе слова этот эпизод имеет гораздо менее прямое, нежели история рядового Сычёва к обороноспособности России. Это вопрос политической борьбы, в которой печатное издание (избежим термина «СМИ») является всего лишь одним из инструментов. Мы же исходим из того, что журналистика – бизнес, а не политический инструмент. А о политике мы говорим в других рубриках.

Кстати, уже в выходные «задержанная» ВП попала в почтовые ящики и пермяков, и березниковцев, и соликамцев. Это действительно политическая агитка, содержание которой не имеет к журналистике отношения. Причём агитка, имеющая совершенно тактический смысл. История с задержанием в данном случае – всё равно что ядерная бомбардировка района высадки одного диверсанта. Причём ещё до начала основных военных действий (кампания-то ещё толком не началась). Причём, что характерно, это также и демонстрация (кто бы ни был инициатором акции) неумения, нежелания (в провокациях никого подозревать не станем) или невозможности противопоставить банальной агитке хотя бы агитационную же работу. Словом, с профессиональной точки зрения здесь говорить не о чем. Хотя, конечно, всё в этом мире взаимосвязано.

Текст: Александр Наковальня
Публикуется впервые.

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


Школа Лучникова