Коновал людей не лечит

Коновал людей не лечитПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ! Рубрика предназначена исключительно для чтения журналистов и тех, кто по непонятным причинам мечтает заняться этим ремеслом. Подбор материалов для рубрики производится лично Андреем Лучниковым.

Избирательная кампания приятно разнообразила содержание местной прессы на истекшей и позапрошлой неделях (нетрудно догадаться, что то же мы увидим и в неделю наступающую). Причём разнообразил действительно приятным образом, не создавая впечатление, что все газеты заполонила агитация и читать стало нечего.

Въедливый сетевой читатель, конечно, не упустит случая съязвить, типа, и раньше читать нечего было, поэтому и не возникло впечатления, что нечего стало читать. Однако, замечу, возможны и иные мнения, а есть ли смысл спорить? Не было – стало, не суть. Факт очевиден – в нынешней избирательной кампании местная пресса играет куда менее значительную роль, нежели во все предыдущие полтора десятилетия. На мой личный вкус, так и вовсе не играет никакой.

Даже ещё полгода назад какую-никакую (меньше, чем два года назад, и почти незаметно в сравнении с десять лет назад) роль в березниковских выборах березниковская пресса играла, а теперь – нет. Нулевая роль. И хорошо ещё, если останется нулевой, а не пойдёт на минус, когда клиент начнёт делать выбор «от противного» (в газетах пишут «за», значит, я буду «против»). Традиционно оговорюсь: решитесь оспорить – добро пожаловать.

В пользу тезиса о меньшей, в сравнении со всеми предыдущими выборами, о никакой роли прессы говорит, например, очевидно меньший наплыв агитации на страницах газет. Как оплаченной из избирательных фондов, так и скрытой.

Скажете – просто реальной конкуренции нет? А вот и неправда, Константин Писарев, например, конкурирует с Олегом Ковалёвым вполне интенсивно. К тому же самой важной на этих выборах является борьба не между одномандатными кандидатами, а борьба между партиями. Причём не только в плане завоевания мест в краевом парламенте, но и как репетиция предстоящих уже через год (!) выборов в Государственную Думу. Последнее даже важнее, ведь те выборы пройдут исключительно по партийным спискам. Поэтому и межпартийное соперничество происходит жёсткое. Вплоть до того, что лично Геннадий Зюганов приезжал в Пермь Партию пенсионеров охаять, а завтра лично Юрий Лужков и группа «Любэ» будут Пермь агитировать за «Единую Россию» и (спорим на рубль?) Партию пенсионеров охаят (внимание: автор не испытывает ни малейших симпатий к партпенсионерам. К слову пришлось.)

На страницах местных газет этой конкуренции практически незаметно. Скорее всего, просто потому что местные газеты не рассматриваются конкурирующими сторонами как действенный инструмент агитации и пропаганды. Практически вообще как инструмент не рассматриваются.

Дополнительным доводом может служить малоизвестное широкой публике, но довольно показательное обстоятельство. Березниковское ТВне заявилось для размещения политической рекламы на этих выборах. Читатель, несомненно, в курсе, что всякое СМИ, желающее состричь урожай с избирательных фондов, обязано предупредить об этом избирком, заявить расценки и т.д. А не заявилось, так и никакой политической агитации оно размещать и не имеет права. Так вот: все березниковские СМИ заявились, кроме БерТВ и «Иной газеты» (мы просто возрастом не вышли, года не минуло со дня регистрации). Корпоративные издания, разумеется, в расчёт не берём.

Может показаться, что дело в политических нюансах. Мол, если заявиться, то обязаны предоставлять равные права всем участникам «гонки» (именно так, в кавычках), а у телекомпании есть искренние политические симпатии и т.д. Однако, замечу, лично мне кажется, что БерТВ и, скажем, «Березниковский рабочий» едины в своих симпатиях (Внимание! Нет в этом ничего плохого! У ИнГи тоже есть симпатии. И даже антипатии). Однако БР на политическую агитацию заявился, а БерТВ – нет. Более того – скажу по большому секрету – частное СМИ, даже заявившись на размещение агитации, имеет полное право делать преференции тем, кому симпатизирует, и отказывать тем, кто неприятен. Следовательно не в нюансах дело. А в том, что БерТВ рассматривается как эффективный инструмент агитации (справедливо ли? – иной разговор), а местные газеты – нет.

Самым убедительным лично для меня стало сравнение двух публичных мероприятий на истекшей и позапрошлой неделях.

Одно – публичные слушания по проекту городского бюджета. Про которые худо-бедно агитировалось через всю местную прессу, включая БерТВ, и которые действительно важны для каждого горожанина.

Второе – краткий визит в Город федерального вождя Союза Правых Сил Никиты Белых. Про который в местной прессе был полный молчок (даже в рекламной публикации СПС в «Новой газете-1», за два дня до визита, об этом не сказано ни слова). Причём и сам Никита Белых березниковцам, мягко говоря, неизвестен, и березниковский СПС в последние три года, прямо скажем, издох.

Публично послушать бюджет пришло менее ста человек, включая чиновников, депутатов, помощников депутатов и журналистов всех березниковских СМИ. Послушать Никиту Белых пришло немногим менее пятисот человек, среди которых почти не было даже журналистов (Да. Ваш корреспондент попросту считал по головам).

Речь не о результативности, эффективности и значимости обоих мероприятий. Речь о роли местной прессы в привлечении населения, в данном случае – на организуемые мероприятия. То бишь, о том, что роль эта – никакая.

Уверяю уважаемого читателя, мы с вами нисколько не выходим за рамки профессиональных интересов Школы Лучникова и не начинаем обсуждать пиар-джиар-фиар-биар и пр. Как и прежде нас интересует исключительно журналистика и исключительно газеты. Которые, как мы изначально установили, есть бизнес.

При этом, напомню, журналистика как бизнес вполне может сопрягаться с пиаром. В самом деле, бизнес есть бизнес, если пиар приносит деньги, то есть ли смысл кокетничать и отказываться от них? Ханжество и фарисейство это, подлинному бизнесмену не к лицу. И то, что СМИ используются для пиара, в целях пиара и ради пиара, есть объективная данность (уточню на всякий случай: пиар в данном случае понимается исключительно по-русски, как «пропаганда»). Хотя между журналистикой и пиаром разница, пожалуй, больше, нежели между терапевтом и ветеринаром. Но, повторю, если, скажем, СМИ получает реальные деньги за то, что служит орудием пиара – что в этом зазорного? Ни-че-го.

Парадокс, однако, получается в том, что журналистика, СМИ могут быть эффективными орудиями пиара, PRопаганды только в том случае, если они (журналистика, СМИ, газеты) делаются как бизнес. Проще говоря, если журналистика, СМИ, газеты интересны потребителю (а интересны они будут, только если делаются как бизнес, удовлетворяя потребности обывателя), то и пиар можно ввернуть, эффект будет. Если же СМИ не делается как бизнес, потребителю не интересно, то можно вбухать в него (них) миллионы, десятки миллионов, можно создать мощнейшую пропагандистскую машину, которая будет абсолютно бесполезна. Поскольку не играет никакой роли. Людям нужен всё-таки терапевт, а не коновал.

А соответственно, исчезает и смысл вкладывать деньги в бесполезное орудие, пиар ищет другие способы воздействия на умы и сердца обывателей (как мы видим сейчас в Березниках). Коновал покидает амбулаторию. И даже если в ней остался хоть один терапевт, долго ему не видать ни благодарности пациентов, ни заработков от платных услуг, народ к знахарям оборотился. А если и терапевта ни одного не осталось? Ветшает амбулатория, ржавеют томографы, истлевают кардиограммы... Грустное зрелище. Душераздирающее зрелище. И денег потраченных жалко до жути.

Кстати, о ветеринарах. Позабавила на этой неделе “Новая газета-1” заголовком «Айболит для четвероногого друга» на первой полосе. «Этот стих Корнея Чуковского вспоминается при мысли о ветеринарах...» и т.д. (см. полный текст публикации, заголовок в сетевой версии – «Иной газеты», автор Мария Мазунина). В чём здесь забавность, уважаемый читатель, наверное, догадался сам. Ветеринар для животных. Дворник для уборки мусора. Лётчик для самолёта.

Правда, с массированными, как артобстрел перед штурмом Берлина, публикациями о хождении в народ депутатов-единороссов не сравнить. Тут можно и гнусно хихикнуть над «Депутаты сходили в...» (учитывая давнее пристрастие этого издания к общественно-туалетной тематике, то попробуйте додумать окончание заголовка), и пустить растроганно-пафосную слезу над «Поход в народ» (помните сюжет из «Ералаша», как семья собирала мальчика на первый трудовой подвиг, поход до мусоропровода?). А можно поэстетствовать о трудных судьбах народных избранников, которые страшно далеки, узок их круг, и они, как водолазы-ассенизаторы буквально нырнули в эту вонючую, грязную, опасную хищными водомерками и трихомонадами толщу... народа. Базаровы и Рудневы, толстовцы и петрашевцы пускают слёзы умиления. На любой вкус, словом, можно развлечься и позабавиться.

Издания и авторов не называю намеренно, поскольку: а) они всё равно известны; б) понятно же, что публикации имеют пропагандистский смысл, словом, коллеги тут почти что и ни при чём. Просто для примера, чтобы уважаемый читатель почувствовал разницу. С точки зрения журналистики уже одни заголовки этих публикаций – стыдобище и позорище, а сами тексты и разбирать не стОит – потому что с точки зрения пиара не нам судить. Коновал, он, ведь, не людей лечит.

Текст: Александр Наковальня
Фото: photoclub.ru

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


Школа Лучникова