TOTAL RECAL-2006: потрясение года, умиление года

TOTAL RECAL-2006: потрясение года, умиление годаСоставление хронологии минувшего года, если угодно – написание эпилога и оглавления (впрочем, без библиографии, как правило) стало традицией березниковской прессы. С версиями печатных СМИ по этому поводу уважаемый читатель мог ознакомиться самостоятельно. Эти версии, право, нельзя упрекнуть в чрезмерной разношёрстности, разномастности и разнотипности. В конце концов, год прожили вместе, в одном Городе, все видели и запомнили одни и те же события. Впрочем, единство впечатлений и единодушие оценок не может помешать «Иной газете» предложить вниманию уважаемого читателя собственную версию основных вех истории 2006 года в кратком изложении. Для полноты, если так можно выразиться, картины.

ПОТРЯСЕНИЕ ГОДА
Авария на Первом калийном. Начавшаяся с вроде бы небольшой, не заслуживающей даже оповещения аборигенов и освещения в прессе, и вообще – уже ликвидированной протечки рассола в шахте. И стремительно превратившаяся в глобальную проблему городского масштаба, серьёзнейшую проблему в масштабах края, немаловажную проблему в масштабах России и заметное обстоятельство в мировых масштабах (особенно для мирового рынка минеральных удобрений). Вся история и подробности - здесь, здесь и здесь.

До финала этого сюжета ещё кажется далеко, хотя он и может случиться в любое удобное время для матушки-Природы. Учёные высказываются о дальнейшем развитии катаклизма с осторожностью опытных придворных астрологов. Лучшие геолого-сейсмологические умы Прикамья, России, Белоруссии и даже Канады с начала аварии занялись моделированием предстоящих проблем, но, можно считать, до конца не домоделировали - дело в том, что ещё в октябре было официально объявлено, что учёные моделируют «вплоть до дома» и результаты будут обнародованы.

Тем не менее некоторые последствия аварии на Первом руднике наступили уже сейчас. Причём в меньшей степени это касается положения Уралкалия: закрытие Первого рудника было неизбежно и случилось лишь на 5, максимум 10 лет раньше срока; потери Уралкалий намерен компенсировать в ближайшем будущем за счёт наращивания добычи на других участках Верхнекамского калийного месторождения, а из-за текущего снижения объёмов калийного производства наблюдатели прогнозируют в 2007 году рост или, по крайней мере, сохранение нынешних (высоких) мировых цен. Конкурирующий Сильвинит едва ли сумеет захватить оставляемые Уралкалием сегменты рынка – даже с учётом проводимой модернизации соликамичам не хватит производственных мощностей. Да и оставлением рынков происходящие процессы можно назвать лишь с натяжкой – не следует забывать, что экспорт Уралкалия производится совместно с Беларуськалием в рамках единой сбытовой компании. Наконец, государственная комиссия составила акт, что человеческий фактор в аварии неповинен и мать её – Природа, поэтому финансирование социальных последствий протечки рассола карману Уралкалия не грозит.

Гораздо более значительны уже очевидные последствия для Верхнекамского промышленного узла. Например, труднее будет даже в перспективе восстановить пошатнувшиеся позиции ВСМПО-Ависма (кстати, ныне государственной) – конкуренция на мировом магниевом рынке разнообразнее и жёстче, чем на калийном, и многочисленные конкуренты снижением магниевого производства в Березниках (основным источником сырья был Первый калийный) воспользуются непременно. Возможностей у них больше, чем у тесного круга калийных производителей. Или вот: до завершения процесса затопления шахт Первого рудника и (или) образования Провала не может решиться или даже всерьёз начать решаться вопрос о транспортных связях Верхнекамья с остальным миром, прежде всего – железнодорожном сообщении. Потому что – Нечто ожидается всяко в районе железной дороги, но никто не решается сказать, когда и каким диаметром, а значит все проводимые мероприятия (включая строительство обводной ветки) имеют временный, предупредительный характер. А по железной дороге вывозится до 90% верхнекамской продукции. Даже надуманная, преувеличенная перспектива форс-мажорного срыва поставок мало способствует деловой активности.

Для Города уже одно то, что авария на Первом подстегнула «давно задуманную» (впрочем, можно и без кавычек – действительно давно задуманную) программу заселения Правобережья, можно считать важнейшим последствием. Треть березниковских citizenов должна перебраться за Каму – это что-то с чем-то. Правда, по некоторым подсчётам, что при нынешнем уровне строительных вложений Великое Переселение растянется на 100-150 лет. Но есть надежда на обещанное министром природных ресурсов Юрием Трутневым (по предложению депутата областного ЗС – кандидата в депутаты краевого ЗС – и теперь депутата краевого ЗС Олега Ковалёва) выделение, что называется, под аварию Березникам «нескольких сотен миллионов рублей». Лишь бы не получилось так же, как с миллиардом федеральных рублей на ремонт дорог в Прикамье, который обещала в предвыборный период «Единая Россия» и за который подписалось больше миллиона жителей края, но про который после выборов решено было забыть. Потому что победу ЕР на выборах московское руководство сочло поражением. Такая она, политика.

Кстати, хлопоты вокруг Потрясения года очень сильно отвлекли Уралкалий от общественно-политической сцены Березников, на которой последние годы он играл ведущую партию, а самый последний год – соло. Это тоже привело к последствиям. Правда, предметно-конкретно-персональные последствия во всех сферах общественной жизни будут видны невооружённым глазом в 2007 году, но сейчас наступило последствие социально-психологическое. А именно: Уралкалий не выглядит теперь всеобъемлющим и всемогущим (к сожалению, по объективным и субъективным причинам формировался именно такой образ калийного гиганта). К добру или к худу этот психологический надлом ощущается сейчас в настроениях и самих калийщиков, и остальных березниковцев. А это, соответственно, ведёт к уменьшению влияния Уралкалия на общественную жизнь Березников. Пока – только психологически, но неизбежно и реально. Впрочем, не только по тем же психологическим причинам, но и по вполне конкретно-финансовым – хлопот вокруг Потрясения года действительно много и даже при минимизации расходов они требуют денег.

УМИЛЕНИЕ ГОДА
Ночь с 3 на 4 декабря, примерно в 2 часа 30 минут (для тех, кто не понял: ночи) возле дома 1 по улице Юбилейная, где на время кампании разместился предвыборный штаб Сергея Дьякова и «Единой России» начался фейерверк. Примерно в это время – по предварительным данным - стало ясно, что Сергей Дьяков и «Единая Россия» выиграли выборы в Законодательное Собрание Пермского края. Так непосредственно и искренне радуются самые малыши восходу солнца – всем ясно, что оно взойдёт, как всходило веками, тут нет интриги даже подобной Новогодью (а что принесёт Дед Мороз?), а они (малыши) радуются. Так непосредственно, так искренне... Едва ли какое из событий 2006 года могло вызвать такое умиление сторонних наблюдателей.

Текст: Андрей Шельга

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


итоги года

Личное мнение

  • Андрей Лучников о том, что Международный женский день – правильный праздник
  • Российская жизнь непредсказуема, возможны сюрпризы. Сегодня ты лицо официальное, а завтра, глядишь, наоборот. Даже очень влиятельные люди могут превратиться в простых гастарбайтеров
  • Вот говорят: рак, рак. Страшно – аж жуть! Ааа! Да не страшилка ли это из того простенького набора, что начинается гробом на колесиках?
  • Виды на 2016 год сегодня особенно актуальны – варианта «примерно так же, как в прошлом году» точно не будет. А как будет?
  • И вот стал я думать, а сколько это – триллион? Даже не двенадцать, а хоть один? В пятитысячных прикидывал. Миллиард – это большую комнату на метр завалить
  • Эти рождественские праздники оказались для меня порядком подпорченными в ФБ. В последние недели я несколько раз касался проблемы возрождения культа Сталина в России и на оккупированных территориях Донбасса