Миссия журналиста

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ: Рубрика предназначена исключительно для чтения журналистов и тех, кто по непонятным причинам мечтает заняться этим ремеслом. За чтение рубрики иными лицами редакция ответственности не несёт. Редакция может вступать в переписку с читателями. Мнение авторов может совпадать с мнением редакции. Все совпадения с реальными именами, псевдонимами и названиями являются неслучайными. Подбор материалов производится Андреем Лучниковым.

Иногда я читаю лекции будущим журналистам. Это — очень интересно и удивительно полезно, поскольку помогает проанализировать основы и перспективы профессии. Я пришел в журналистику из банковского дела, утомившись считать чужие деньги. Я никогда не учился на факультете журналистики, профессиональные законы познавал на практике или анализируя работу конкурентов и коллег. Вопрос: зачем мы пришли в журналистику, — не кажется мне праздным или формальным. В чем наша миссия? Я не признаю ответов типа — развлекать и информировать. Это — слишком просто, такой подход не позволит добраться до вершины, не поможет устоять перед соблазнами и под ударами кризисов и врагов. Лекция про миссию журналиста — моя любимая.

ЗАЧЕМ ПРИХОДЯТ В ЖУРНАЛИСТИКУ
Каждый человек, задумываясь о будущей профессии, пытается понять несколько вещей: о чем он мечтает, как реализовать свои мечты и хватит ли ему сил, чтобы пройти намеченный путь. Чем раньше мы честно ответим себе на эти вопросы, тем выше шансы успешно сделать карьеру и не разочароваться на середине пути.

Журналистика — удивительное простран­ство для самореализации. Схематически я изображаю журналистику в виде пирамиды, в основании которой трудятся тысячи редакторов, продюсеров, репортеров и операторов, а на вершине — звезды: телевизионные ведущие и главные редакторы. Каждый может найти себе место в рамках пирамиды. Телевидение — это командная работа, когда «звезда» может перечеркнуть труд десятков людей, и где без команды сложно стать «звездой». Человеческий фактор в журналистике, как и любой иной творческой профессии, определяющий. Оглянитесь, по­смотрите внимательно на своих коллег. Подумайте, что их заставило заняться этим часто неблагодарным трудом. Сравните их мотивы с вашими.

За несколько лет наблюдений я выделил четыре основных мотива, по которым люди приходят в журналистику. Я перечислю их по мере нарастания важности.

Первый мотив — обыденность. Наверное, это — самая распространенная причина выбора профессии. Родители считали, что работа в газете или на телевидении — идеальное для вас место. Учителям в школе платят копейки, в медицинский институт не пройти — высоченный конкурс, заниматься бизнесом в России небезопасно. Единственный выход — податься в журналисты: неплохие доходы, интересная работа, до недавнего времени — уважаемая профессия. Люди, которые приходят на телевидение от безысходности, больших высот в карьере достигают крайне редко, но ровно и спокойно работают, крепко спят.

Второй мотив — это тщеславие. Вы уверены, что телевидение — самый короткий путь к славе, пропуск в мир избранных. Рассказывая о знаменитостях, вы сами чуть-чуть становитесь знаменитым, на вас падает отблеск их славы. Мама уверяла вас, что телевизионная журналистка легко сможет устроить свою личную жизнь и встретить видного жениха. Примерно через 10 лет напряженного труда люди вдруг понимают, что счастье всегда было очень близко, но в последний момент ускользало: богатство не нажито, олигархи дела­ли только непристойные предложения, а популярность закончилась вместе с вашим временем в эфире. Разочарование и депрессия — это расплата за тщеславие. В лучшем случае, можно переквалифицироваться в депутата или пресс-секретаря.

Третий мотив — любознательность. Когда я спросил у Валерия Панюшкина, обозревателя газеты «КоммерсантЪ» и газеты «Ведомости», почему он пришел в журналистику, он ответил: «Я просто люблю рассказывать истории». Это — точное попадание в цель. Вам нравится рассматривать мир, изучать его. Вам хочется побольше узнать тайных и скрытых механизмов управления обществом и государством. Вас захватывают людские судьбы и истории, и вам не терпится пересказать эти истории кому-нибудь еще. Значит, вы пришли по нужному адресу, журналистика — это ваше дело. Любопытство — это сильный мотив и основа для успешной работы.

Однако только любопытства недостаточно. Следует добавить миссионерство как высший мотив. Вы понимаете и четко знаете, чем ваше дело, ваша профессия отличается от других занятий. Вы можете сформулировать, в чем состоит идея фикс и следовать этой идее, несмотря на трудности, соблазны свернуть с выбранного пути и эмоциональную усталость. Все люди, которые стоят на вершине в телевидении, ощущают себя миссионерами и понимают, в чем заключена их сверхзадача.

Задумайтесь, какой из перечисленных выше мотивов повлиял на ваш выбор. Не сделали ли вы ошибки, придя на телевидение и став репортером новостей? Может быть, еще не поздно исправить ошибку.

Периодически мы вновь и вновь возвращаемся к этой теме: зачем я стал журналистом, правильно ли я выбрал путь в жизни и что делать дальше. В разное время, в различные периоды жизни мы по-разному отвечаем на поставленные вопросы. Но игнорировать их вообще невозможно.

Обыденное отношение к профессии не позволит вам достичь вершины, тщеславие как основа не сделает вас счастливым, любознательность — прекрасная почва для комфортного и успеш­ного долголетия в журналистике, но без миссионерства вы никогда не станете лидером рынка и лидером профессии.

Так в чем же заключена миссия журналиста?

ДЛЯ ЧЕГО МЫ НУЖНЫ?
Мы всегда должны разделять роль журналистики для общественного развития и нашу личную роль в журналистике. Персональная смелость, честность и ответственность — необходимые качества любого журналиста. Но именно общественное значение нашей профессии, ее статус часто делают нас смелыми и ответственными. Есть вы со всеми достоинствами и недостатками, привычками и капризами, а есть ваш образ, который видят читатели и зрители. Эта разница возникает как раз благодаря условиям работы и влиянию нашей профессии.

Есть несколько аспектов, определяющих значение журналистики.

Политический аспект. Свобода слова — обязательное условие успешного и устойчивого общества. Журналисты — это элемент общественного контроля над властью. Я считаю, что не только свободная, а даже «отвязанная» пресса — спасение для России. В нашей огромной, коррумпированной и страшно бюрократизированной стране только свободная пресса может дать более-менее реальную картину дел в государстве. Чиновная машина всегда будет давать искаженную картинку.

Общественный аспект. Медиа — это пространство для альтернативных политических и общественных идей. Оппозиционных партий нет в парламенте, и нет уверенности, что проекты партии «Единая Россия» — правильные. Подвергнуть их экспертизе и провести общественную дискуссию можно только на страницах медиа.

Из этого вытекает еще одна составляющая нашей миссии — коммуникативная. Мы помогаем разным политическим, культурным, профессиональным группам вступать в контакт друг с другом непосредственно в пространстве ток-шоу или опосредованно — через наши репортажи и фильмы. Мы мобилизуем людей на общее дело и являемся по­средниками при выработке общественного договора по тем или иным вопросам. Каждое утро люди просыпаются и включают телевизор, чтобы понять, что их ждет сегодня и как им действовать. Даже те, кто прин­ципиально не смотрит телевизор, начинают утро с поиска новостей.

КАК ДОБИТЬСЯ УСПЕХА?
Исходя из этого, какими качествами должен обладать журналист и какими правилами руководствоваться, чтобы максимально полно выполнить свою миссию и еще добиться профессионального успеха? Остановимся на главных законах профессиональной и успешной журналистики. Я сформулирую их кратко, как позволяет пространство журнала.

Честное имя — наш капитал и наш ресурс. Нельзя связывать себя тесными узами с какими-либо политическими или иными группами, потому что это ограничит ваше профессиональное пространство.

Человеческое общение — питательная среда журналиста. Необходимо любить людей и всегда проявлять интерес к тому, что вам рассказывают. Если люди будут чувствовать, что вам их история не интересна, они никогда не раскроются перед вами. Мы работаем для людей, рассказывая истории о людях и их жизни.

Будьте подозрительны и всегда сомневайтесь. «Журналистика начинается там, где кто-то что-то пытается скрыть», — это известное изречение одного английского лорда. Все подвергайте сомнению, потому что это приближает вас к истинной подоплеке события.

Становитесь экспертом по тому вопросу, о котором вам предстоит рассказать. У вас должна быть собственная позиция по поводу того, что происходит, но вы должны еще понимать суть происходящего.

Объективность — важная составляющая нашей работы. Не всегда удается добиться стопроцентной объективности, но всегда к этому следует стремиться. Можно добиться популярности, наоборот, демонстрируя свою пристрастность и предвзятость, но эта популярность будет узкой и недолговечной. Популярность и уважение — разные вещи, об этом надо помнить всегда.

Избегайте профессионального высокомерия. Не забывайте, что мы

пересказываем чужие истории и придумываем свои. Необходимо быть внятным и понятным в своих репортажах. Понимание — это не проблема зрителя, это — наша забота. Даже самые сложные вопросы можно изложить доступно и ясно. Специалисты вас похвалят за то, что вы сумели разобраться, а зрители будут благодарны, потому что вы помогли разобраться им.

Небрежность — удел проигравших. Каждый день — уникальный, каждый репортаж — как последний. У вас не будет возможности переделать репортаж или пустить внизу бегущую строку с разъяснением, почему не удалось сделать то-то и то-то. Люди услышат и воспримут только то, что было в репортаже. По этому репортажу люди будут судить о вас, и это впечатление сохранится на долгое время, пока вам не выпадет шанс сделать еще один важный репортаж.

И в конце нашей вступительной лекции я хочу призвать вас помнить о своих амбициях и добиваться своей цели, двигаясь все время вперед и не сворачивая на тупиковые ветки. Мы должны соизмерять уровень амбиций с возможностью их реализовать. Это легко проиллюстрировать при помощи дерева мечты. Это дерево нарисовал в 1999 году Сергей Доренко, убеждая меня остаться в его группе спецкором и не становиться телевизионным чиновником. Ему, в свое время, это дерево в качестве схемы движения по жизни рисовал отец. Я не скрываю, что автор­ство — за семьей Доренко. Мне эта схема кажется очень правильной. В чем ее суть?

Мы движемся снизу вверх — от точки А (начало пути) к точке Б (наша мечта). По дороге нам постоянно делают заманчивые и внешне более выгодные предложения, и мы отступаем, принимая эти предложения. Однако «выше» не всегда значит вперед, потому что направление может оказаться тупиковым. Например, я был политическим обозревателем новостей. Потом мне предложили возглавить отдел региональных корреспондентов. Но эта работа оказалась неинтересной, она тяготила меня, я рвался в поле, рвался в бой. Через полгода я вернулся обратно в эфир, потому что только это мне по-настоящему интересно. Поэтому я призываю всех видеть перед собой заветную цель и идти к ней напрямик, не сворачивая на заманчивые, но тупиковые ветки.

Текст: Павел Шеремет

СПРАВКА: Шеремет Павел Григорьевич, руководитель отдела специальных проектов Дирекции документального кино Первого канала ТВ. Родился в 1971 году в Минске. Окончил Белорусский государственный экономический университет. На телевидении — с 1994 года. Автор документальных фильмов «Чеченский дневник», «Дикая Охота», «1991 — Последний год империи», «Последняя высота генерала Лебедя», «Корейский капкан», «Исповедь палача», «СПИД. Смерть с открытой датой». Лауреат многих международных и российских премий. В 1998 году был осужден белорусским судом на срок 2 года условно за репортаж с белорусско—литовской границы. Женат, двое детей.

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


пресса

Школа Лучникова