Гол = хорошее настроение + миллиард
Доходы России от выигрыша путевки на чемпионат Европы-2008 при умелом подходе могут составить 1 миллиард фунтов стерлингов – именно в такую сумму оцениваются потери Англии, сборная которой проиграла.
Оставшись за бортом чемпионата Европы по футболу 2008 года, сборная Англии принесла не только разочарование болельщикам, но и серьезные экономические потери всей Великобритании. По предварительным подсчетам британского Центра экономических и бизнес-исследований (ЦЭБИ), ущерб оценивается более чем в 1 млрд фунтов стерлингов (около $2,06 млрд). Основной удар придется по телевизионным компаниям, у которых упадут расценки на рекламу, букмекерским конторам и супермаркетам.
И это еще скромная оценка. Как подсчитал Британский консорциум розничной торговли, только торговые компании рассчитывали собрать порядка миллиарда фунтов стерлингов ($2,06 млрд) в том случае, если бы сборная Англии вышла в финальную часть.
Также убытки понесут компании, производящие сувениры и одежду с символикой сборной. Скажем, Umbro, поглощенная Nike Inc., и ритейлер Sports Direct International уже заявили о предстоящем снижении прибыли в связи с проигрышем национальной команды. Английская футбольная ассоциация потеряет порядка 10 млн фунтов стерлингов ($20,6 млн), что составляет почти 5% ее годового дохода.
Серьезные потери ожидаются у производителей пива, что очень некстати – только накануне они подсчитали, что их прибыль в 2006 году сократилась на 78% по сравнению с 2004 годом. Если бы у сборной Англии все шло хорошо, британские пабы, клубы и торговые точки, продающие алкоголь, должны были получить как минимум 285 млн фунтов стерлингов ($515 млн), подсчитал ЦЭБИ.
Зато удача российской футбольной сборной означает прибыль для нашей страны. «Этим футбольным чудом нужно прагматично воспользоваться и извлечь из него максимальную экономическую выгоду», – говорит главный экономист инвестиционного банка Deutsche UFG Ярослав Лисоволик. Общий выигрыш России эксперты пока подсчитать затрудняются. Он будет сопоставим с теми издержками, которые понесет Великобритания, полагает Лисоволик. «Очевидно, что он превысит $100 млн», – более осторожен в оценках менеджер практики управления финансами компании «БДО Юникон Консалтинг» Алексей Янковский.
В первую очередь, выгоду от выхода нашей сборной в финальную часть ЧЕ получит Российский футбольный союз (РФС). Но тамподсчеты еще не проводились. Источники прибыли РФС известны – это выплаты УЕФА и спонсорские контракты. От УЕФА РФС должен получить премию за сам факт выхода национальной сборной в финальную часть турнира.На прошлом розыгрыше в 2004 году она составляла 4,8 млн евро (сейчас это $7,1 млн). Тогда за каждую победу на групповом этапе также полагались по 640 тыс. евро ($947,2 тыс.), за ничью – в 2 раза меньше. Впрочем, доходы от продажи билетов УЕФА оставляет себе. Также у нее право на телетрансляции, которые затем выкупают каналы.
Второй путь поступления денег в РФС – спонсорская помощь. Сборную России по футболу пока официально спонсируют такие компании, как «ТрансТелеКом», Meucci Group и Epson. Последняя из них уже заявила, что ее спонсорская поддержка распространится на 2008 год: «Epson принял решение о долгосрочной поддержке сборной России по футболу в марте 2007 года. Контракт с Российским футбольным союзом заключен до 2010 года». Однако ответ на вопрос, увеличится ли сумма отчислений в связи с успехами наших футболистов, в компании дать затруднились.
Выиграет и бизнес – от телеканалов до производителей пива и туроператоров. «Основные экономические дивиденды принесут телетрансляции и рекламные контракты», – говорит Лисоволик. «Также возрастет выручка букмекерских контор», – полагает аналитик ФГ «Церих» Роман Ткачук.
Туроператоры заработают на продаже российским болельщикам путевок в Австрию и Швейцарию. Наш турбизнес очень чувствителен к спортивным достижениям россиян, отмечает пресс-секретарь Российского союза туриндустрии Ирина Тюрина. «Заявок на футбольные туры в Израиль до победы нашей сборной в матче с Англией просто не было, хотя туроператоры их предлагали. Но, как только выяснилось, что сборная России победила англичан, появилось огромное количество заявок», – рассказала Тюрина. На Евро-2008 спрос в любом случае был бы, считает она, но теперь он возрастет в несколько раз. Вырастут и доходы авиаперевозчиков.
Если вспомнить предыдущий Чемпионат Европы, на который также отправилась российская сборная, то поток туристов у ведущего оператора по Португалии, где проходил Евро-2004, составил 12 тысяч человек. Это соответствовало годовому количеству туристических и деловых визитов россиян в Португалию, подчеркнула Тюрина. Если бы сборная России не попала на эти соревнования, из нашей страны в Потругалию отправилось бы от силы 1000 человек, полагают туроператоры. Таким образом, участие национальной команды увеличило прибыль туроператоров более чем в 10 раз.
Ещё одним компонентом дохода станет «продажа спортивной атрибутики» – футболок, флагов, шарфов, добавляет Янковский. Хотя, как отмечают другие экономисты, этот способ получения доходов в России пока не очень развит.
Российские производители пива тоже не ждут большого всплеска спроса на свою продукцию. «В Великобритании другая культура, у них 80–85% пива выпивается в розлив пабах и ресторанах, у нас – 7–8%», – констатирует руководитель исполнительного комитета Союза российских пивоваров Вячеслав Мамонтов. Причина в том числе в неразвитости индустрии отечественных спортбаров и, как следствие, их дороговизне. «Средняя цена посещения паба в России составляет 10–12% от средней зарплаты граждан, а в Великобритании это около 1%», – отмечает он. Но возможно, что выход России в финальную стадию Евро-2008 подтолкнет развитие этой отрасли.
Это событие может иметь и более масштабные экономические последствия. «Можно говорить о количественном росте ВВП, а можно о качественном. В данном случае мы видим мощный толчок для развития футбольной индустрии, популяризации футбола и вообще спорта, а это тоже важный фактор экономического развития», – убежден Лисоволик.
К нематериальным, но, бесспорно, важным экономическим выгодам можно отнести и улучшение восприятия страны как бренда, говорит медиапленнер Светлана Бронюк. «Страны ассоциируются с некоторым качеством. Например, мы покупаем японские машины, потому что считаем Японию высокотехнологичной страной. В этом смысле спортивные достижения положительно влияют на восприятие страны», – объясняет она.
Ну и просто хорошее настроение тоже нельзя сбрасывать со счетов. «Кроме финансовой прибыли есть еще и хорошее настроение, например. А если будет хорошее настроение, то будут и финансовые успехи у нашей страны», – отмечает депутат Госдумы Павел Медведев. Впрочем, аналитики отмечают, что в июне 2008 года, когда будет проходить финальная часть ЧЕ, России грозит спад производства – население страны будет не работать, а смотреть футбол и обсуждать его.
Текст: Екатерина Мереминская, Наталья Ерёмина, Газета.ru
+ Иная газета
Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.
Читайте сегодня
- Пермяк добился ремонта своего дома через суд
- Более 5 тысяч пенсионеров Пермского края получат компенсацию взносов на капитальный ремонт.
- Сергей Будалин присвоил 2 миллиона рублей честных и ответственных березниковцев.
- В эти выходные состоится традиционная Строгановская регата
- Дом разваливается, а управляющая компания слилась из города
- Лето в городе: активный отдых в "Снежинке"
- Внимание: в Березниках планируется отключение воды на сутки
- Скоропостижно скончался атаман Марамыгин