Учиться и учиться-2. Раза

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ: Рубрика предназначена исключительно для чтения журналистов и тех, кто по непонятным причинам мечтает заняться этим ремеслом. За чтение рубрики иными лицами редакция ответственности не несёт. Редакция может вступать в переписку с читателями. Мнение авторов материалов может совпадать с мнением редакции. Все совпадения являются неслучайными. Подбор материалов для рубрики производится лично Андреем Лучниковым.

На последнем занятии мы установили, что полноценному, профессиональному журналисту совершенно не обойтись без высшего образования. Так что же, вперёд на журфак? По секрету скажу: лично я не знаю ни одной редакции, ни одного СМИ, где диплом журфака гарантировал бы приём на работу. Более того, я даже не знаю ни одного СМИ, в котором наличие диплома журфака было бы хотя бы хорошей рекомендацией. И даже более того, мне известны случаи, когда диплом журфака был худшей из всех возможных рекомендаций – например, на ранних стадиях развития «Коммерсанта» (это сейчас, когда Издательский дом «Ъ» разросся до неимоверных размеров, там можно найти даже и выпускника журфака… но скорее, как исключение), или в Березниках – «Городская газета» Андрея Лучникова (не путать с нынешним изданием под тем же названием).

Вот в пресс-службы, дирекции по связям или борьбе с общественностью выпускников факультетов и отделений журналистики берут охотно. Однако эта нужная профессия, согласитесь, не имеет ничего общего с журналистикой как таковой. А в СМИ, то есть, туда, где и должны работать профессиональные журналисты, выпускников журфаков стараются не приимать. Парадокс, согласитесь. Это всё равно что, в лётчики брали бы кого-угодно, только не выпускников авиационных школ.

В чём тут дело? А дело в том, что на факультетах журналистики преподают безусловно важные и довольно-таки нужные для работы журналиста предметы. Но. Но знания и успешной сдачи этих предметов абсолютно недостаточно для работы журналистом. Более того, убеждение в том, что если я прошёл обучение на журфаке, то способен теперь работать журналистом, такое убеждение совершенно вредно для нашего бизнеса.

Можно превосходно разбираться в жанре интервью и не суметь разговорить человека так, чтобы публикация была интересна читателям. Можно уметь разложить по полочкам, разобрать и проанализировать любую аналитическую публикацию, но не уметь эту аналитическую публикацию написать. Можно, в конец концов, отличать кегли от интерлиньяжа и знать все обязательные параметры газетной полосы формата А3, но не суметь сверстать газету так, чтобы читателю хотелось взять её в руки, чтобы компоновка материалов не рассыпалась при беглом взгляде, а смотрелась единым целым произведением искусства.

Большинство предметов, преподаваемых на факультетах журналистики представляют из себя ремесленные навыки, которые сами по себе, без глубинного познания жизни бесполезны, представляют собой знания и умения поверхностные, не позволяющие производить действительно стоящую продукцию. Главная, ведь, цель нашей работы – производство продукта, интересного и полезного нашему потребителю, не так ли? А интересность и полезность заключаются прежде всего в содержании нашего продукта. А содержание нашего продукта составляют прежде всего наши собственные мысли. А мысли…

А мысли надо уметь формулировать. Мысли надо уметь излагать. Мысли надо складывать с мыслями логично. А в поисках информации надо работать системно. А с людьми нужно уметь общаться. И надо знать слабости и сильности людей, надо понимать их потребности и интересы, чтобы предлагать им тот продукт, который им нужен.

Не хочу обижать коллег с факультетом журналистики, но: знания и умения, получаемые там, это знания и умения, направленные на внешюю лакировку журналистской продукции, соответствеие её неким стандартам. Причём стандартам, меняющимся от поколения к поколению, от технического развития СМИ, от изменения общественных и экономических устройств. А суть, содержание, питательные элементы нашей продукции состоят совершенно в другом. В том, чему на журфаках на обучают. Или обучают недостаточно.

Да, на журфаках преподают общеобразовательные дисциплины типа философии, политэкономии, логики, информатики, политической истории России (бывшая «История КПСС», а ещё был научный коммунизм). Но эти же предметы преподаются и на всех других факультетах!!! А на некоторых факультетах эти дисцплины относятся к профилирующим. А помимо этого, какие ещё знания требуются журналисту? Знание человеческой психологии? Безусловно, но качественно и тщательно это преподают не на журфаках. Знание социальной психологии? Несомненно. Но и это тщательно, полноценно преподают не на журфаках. Понимание общественных связей и синергетики происходящих в обществе процессе? Понимание экономики? Понимание законов и законодательных актов? Маркетинг? Политологию? Да, всё да, но всё это преподают не на журфаках!!! Или преподают, но далеко недостаточно, походя, в качестве сопутствующих, непрофильных предметов. В некоторых узкоспециальных изданиях могут потребоваться знания, например, тонкостей авиастроения (чтобы основной читатель – авиастроитель не смеялся хотя бы, чтобы точно хотя бы отображать процесс авиастроения) или нюансов нейрохирургии. Но и эти знания на журфаках не преподают!!!

А без этих знаний самый краснодипломный выпускник журфака не сможет стать хорошим журналистом. Просто потому, что он не сможет производить интересный и полезный его потребителю продукт. Знаний не хватит.

О нет, я совсем не отрицаю важность и нужность специфического журналистского образования – после двух лет работы в газете сам столкнулся с необходимостью пополнения багажа знаний специальными, журналистскими. Но – журналистское образование может быть полезным только в одном случае – в качестве второго высшего. То есть, сперва нужно научиться производить продукт, а потом уже можно учиться его лакировать, придавать ему новые формы и т.д. В конце концов, журналист как таковой, как транслятор информации, выступает в качестве концентрированного носителя человеческой культуры. И тут сравните: «Илиаду» Гомера на отделении журналистики филфака ПГУ изучают или скорее «проходят» один раз – в курсе древней литературы (кажется, так эта дисциплина называется, точнее спросите у студентов журфака). На истфаке того же ПГУ Гомер изучается в курсе истории Древней Греции, рассматривается в качестве исторического источника в курсе источниковедения и рассматривается как литературное произведение в курсе литературы. Трижды. Почувствуйте, что называется, разницу.

Впрочем, здесь мы уже коснулись вопроса, а в какой вуз всё-таки следует поступать человеку, рассчитывающему, по непонятным причинам, заняться нашим ремеслом, и здесь я свою пристрастность не скрываю. Пристрастность, впрочем, имеет под собой основания – как в столице МАИ выступает в качестве кузницы кадров отечественного юмора, так в журналистике кузницей кадров выступают исторические факультеты. Лучшие российские журналисты имеют историческое образование.

Но, повторю, это субъективное мнение. А непредвзято можно ограничиться утверждением, что для работы журналистом необходимо иметь любое высшее образование. Кроме факультета журналистики. В смысле: для начала работы профессиональным журналистом необходимо любое высшее образование, кроме факультета журналистики. А потом можно уже и журфак закончить. Если будет желание и потребность.

Однако, на сегодня это всё. Кстати, вы заметили – год на исходе. Пора подводить итоги произошедшим изменениям и анализировать современное состояние березниковского информационного пространства. Вот на следующем занятии с этого и начнём. Уже предчувствую, как начнут обижаться работники самых разных березниковских СМИ на наши оценки и мнения. Однако, замечу, что подлинный профессионал в беседах на профессиональные темы обижаться не умеет. Потому что дилетантская критика профессионала не затрагивает, а критика профессиональных недостатков обидной быть не может. Ведь если ты допустил профессиональную ошибку, то… На кого обижаться? На того, кто тебе на эту ошибку указал? Глупо. А профессиональный журналист не может быть глупым. А наша рубрика – для профессионалов и тех, кто собирается стать таковыми, разве мы не предупреждали?

А на сегодня это всё. Но что читаете «Иную газету» - спасибо.

Текст: Александр Наковальня

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


Школа Лучникова