Облико марали
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ: Рубрика предназначена исключительно для чтения журналистов и тех, кто по непонятным причинам мечтает заняться этим ремеслом. За чтение рубрики иными лицами редакция ответственности не несёт. Редакция может вступать в переписку с читателями. Мнение авторов материалов может совпадать с мнением редакции. Все совпадения являются неслучайными. Подбор материалов для рубрики производится лично Андреем Лучниковым.
Одним из ключевых моментов построения медиа-бизнеса… Написал эту фразу и задумался, насколько она содержательна? Практически любой из рассматриваемых нами моментов журналистского ремесла и медиа-бизнеса, составляющей частью которого является журналистское ремесло (как кузнечное мастерство является неотъемлемой составляющей частью оружейного производства), может считаться ключевым. Не получается даже вспомнить сходу моменты второстепенные, малозначительные. Разве что, в каком ящике стола – верхнем или нижнем – хранить бумаги, и под какую руку настраивать мышь компьютера. Всё в нашем ремесле имеет вес и значение, без соблюдения каждого из рассмотренных, рассматриваемых и подлежащих рассмотрению обстоятельств получается ухудшение качества производимого продукта или даже банкротство.
Это синергетическое свойство нашего ремесла, медийного бизнеса следует всегда принимать во внимание. Как не бывает не важных и неинтересных тем, не бывает непонятливых и равнодушных читателей, а бывают лишь неумелые, неграмотные и непрофессиональные журналисты, точно так же не бывает неключевых моментов построения медийного бизнеса и журналистского ремесла. Важно всё. К успеху в нашем ремесле ведёт много дорог, но для достижения успеха нужно пройти их все. И желательно не последовательно, а одновременно.
Итк, одним из ключевых моментов построения медиа-бизнеса является, прошу прощения за сухость и канцеляризм, моральный климат редакции. Собственно, моральный климат важен на любом предприятии, хоть в «Уралкалии», хоть в «Ависме», хоть в книжном магазине. Не зря же в попытке создать, поддержать, восстановить позитивное отношение работников к своему предприятию, в «Уралкалии» затеян целый конкурс на сочинение гимна корпорации (обсуждать бестолковость и наивность этой попытки не будем, пусть их). Однако именно в нашем ремесле моральный климат приобретает особенное значение.
Вовсе не потому, что журналист, аки пионер, должен быть всем ребятам пример. И не потому, что, не будучи сам фигурой публичной, журналист тем не менее играет в обществе более важную роль, нежели любая публичная фигура или начальственный персонаж. Роль эта более важна, поскольку именно журналист, а не любая публичная фигура формирует массовое сознание. Но не поэтому именно в редакции моральный климат приобретает особенное, в сравнении с другими предприятиями и сферами бизнеса, значение.
А потому что, основное средство производства журналиста находится не где-нибудь в компьютере или на складе, а у него в голове. Мысли, чувства, душа, эмоции и т.п. – именно это является основным нашим оборудованием. Основное средство производства в журналистике – это сам журналист. И речь, повторю, не только об уровне образованности, грамотности или наличия профессиональных навыков, а и о тех параметрах, которые прямому и сознательному регулированию плохо поддаются, а то и не поддаются вовсе. Даже любимый нами в качестве примера пекарь, пребывая в дурном настроении после, например, разноса от начальства, способен выпекать вполне качественный хлеб, если будет следовать каноническим требованиям. Журналист же, будучи в дурном настроении, хорошей статьи не напишет. Или напишет дурно. Хороший журналист в свою работу вкладывает душу в самом полном смысле этого слова, полнее может быть только у педагогов и священников. Именно поэтому я всегда утверждал и буду утверждать, что объективной журналистики быть не может. Журналист – это субъект. И всё, что делает журналист, является исключительно субъективным.
Причём речь идёт о любом продукте нашего ремесла, даже если лично журналист к этому продукту, в смысле – к теме своей публикации абсолютно равнодушен. Вложение журналистом души или частички души только в те публикации, которые касаются его лично – это как раз признак непрофессионализма. Поскольку журналист – это человек и его человеческие интересы ограничены. Даже у самых широкообразованных и с душой нараспашку для всего мира людей, интересов на всё не хватит. Профессиональный же журналист должен уметь работать обо всём, а не только о том, что интересует его персону. Более того, профессионал обязан исходить из того, что его-то персона как раз никого и не интересует (собственно, профессионалу это прекрасно известно).
Можно возразить, мол, журналист может работать какую-либо статью чисто механически, просто грамотно составляя из слов фразы, из предложений – текст, и всё будет замечательно. Однако хороший текст – не конструктор лего. Сочетания фраз и слов, построенные механически, не дают того эффекта у потребителя, на который должен рассчитывать профессиональный журналист. Более того, скажу по большому полушинельному секрету, психологическое состояние журналиста, его настроение, как у любого человека, автоматически сказывается даже на подборе слов и фраз, которыми он описывает даже самую банальную ситуацию. А слова, согласитесь, выстроенные во фразу сразу могут приобретать самый различный смысл и эмоциональную окраску.
Даже простое описание (как дискутировалось в нашей ветке на Березниковском Форуме) борща. «Наваристый борщ манил запахами» и «На столе стояли тарелки с жидкостью красного цвета, в которой плавают куски варёного картофеля» - почувствуйте разницу. И это даже если не говорить о том, что в определённом настроении человек, а следовательно и журналист, выделяет совершенно различные моменты одного и того же события, запоминает их и рассказывает о них. И совсем уж можно не упоминать, как собственные мысли и потребности журналиста оказывают влияние на основные идеи его публикации. Именно поэтому, скажем, практически во всех публикациях калийного пула красной нитью прослеживаются грустные настроения его журналистов и буквально рвётся со страниц вопль о низкой оплате труда. А с другой стороны, кстати, пробивается холопство (например, в последней «Соли земли», в публикации об оплате труда, о том, что зарплата у некоторых вырастет: «…И это не просто проявление щедрости…» Будто речь о чаевых. Хотя им в «Уралкалии» виднее, конечно).
Таким образом, совершенно очевидно, что журналист не может не вкладывать душу или хотя бы частичку её в свою работу, а хороший журналист просто обязан это делать. А текущее состояние души, текущее настроение любого человека, даже журналиста, зависит от многих факторов. И большинство этих факторов – внешние. Только у очень и очень небольшого числа, очень высоких профессионалов, которых и в России-то немного, а в Березниках, без ложной скромности скажем, вообще нет, получается независимо от внешних обстоятельств формировать в себе нужное настроение или постоянно пребывать в пригодном для работы состоянии души (внимание! речь ни в коем случае не о пресловутом вдохновении. Наличие вдохновения, как раз, может быть отнесено к второстепенным моментам нашего ремесла).
А ключевым моментом, важнейшим внешним фактором, определяющим состояние души журналиста, его рабочее настроение, является не что иное как моральный климат в редакции. Соответственно, формирование соответствующего морального климата, созидание психологического комфорта в редакции является важнейшей задачей главного редактора, руководителя медиа-предприятия. Или – в том случае, если главному редактору, руководителю по каким-то причинам наплевать на моральный климат (видал я такое не раз) - любого другого работника редакции, который заинтересован в том, чтобы предприятие продолжало существовать. Кстати, заинтересованность работника в существовании предприятия, заинтересованность журналиста в существовании его медиа тоже – задача главного редактора и составляющая морального климата.
При этом речь идёт не о заинтересованности некоего гражданина в получении жалованья и тёплом кабинете. Речь именно о том, что должны совпадать интересы журналиста и интересы его СМИ, журналист должен воспринимать СМИ именно как своё. Родное. Общее. Парадокс – ключевым моментом нашей, сугубо, казалось бы, индивидуалистской профессии оказывается требование коллективистского отношения к труду. Исключение могут составлять фрилансеры, но решающую роль в успешном медиа-бизнесе эти представители нашего цеха играть не могут, как не играют, скажем, главной роли в обеспечении уличной безопасности добровольные народные дружины (те, которые в самом деле добровольные). Причём отношение как к своему СМИ достигается самыми простыми способами – участие в управлении или хотя бы ощущение, что журналист может как-то повлиять на свою судьбу и судьбу своей редакции, и забота редакции о своих журналистах. Пусть минимальная. Пусть «по возможности».
Скажете, банальные вещи говорю и это всем известно? Может быть, банально, может быть, всем известно. Но вот вам самый вопиющий пример – состояние калийного пула, его практический развал, ставший следствием не только бездарности и профессиональной некомпетентности руководства, а и результатом пренебрежения моральным климатом в калийных редакциях. Точнее сказать, создание морального климата, мягко говоря, не способствующего, а препятствующего производственному процессу. А вы говорите, банально. Такие монстры рушатся.
А вы что, уважаемый читатель, прочитав заголовок, полагали, что речь пойдёт о моральном облике профессионального журналиста, всяческих редакционных лав-стори, пьянстве и алкоголизме? Круто я Вас обманул? Так вот – так делать ни в коем случае нельзя. Заголовок должен соответствовать содержанию публикации хотя бы в самой небольшой части. Поэтому: об obliko morale профессионального журналиста. Этот вопрос для нашего бизнеса имеет значение только в одном смысле и в единственном случае: как составляющая общего морального климата в редакции. Проще говоря, мой юный друг, твой моральный облик должен быть таким, чтобы не вызывал ненависти, неприязни, отвращения у твоих коллег. Не больше. Хотя и не меньше. А если ты сам не знаешь, как это, об этом должен позаботиться твой главный редактор. Вот и всё. Впрочем, ты всегда можешь стать фрилансером и работать в одиночку. А можешь сам стать начальником и… Но это уже другая тема.
Текст: Александр Наковальня
Фото из архива
+ Иная газета
Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.
журналистика
-
В интервью "Журналисту" Павел Каныгин сказал, что ненавидит войну и признаёт солидарность между журналистами даже тогда, когда они стоят на разных позициях
-
Десять советов по культуре речи, которые пригодятся каждому журналисту
-
Под конец 2015 года «Новая газета» напомнила о подлинном украшении российской журналистики
-
Первая декада 2016-го показала, что Россию в этом году ждут довольно серьезные неприятности. Как повели себя в этой ситуации российские медиа?
-
13 января - День российской печати
Школа Лучникова
-
Главный редактор газеты «На родной земле» (Сивинской район Пермского края) о проблемах выживания издания
-
В интервью "Журналисту" Павел Каныгин сказал, что ненавидит войну и признаёт солидарность между журналистами даже тогда, когда они стоят на разных позициях
-
Дошло ли сейчас состояние нашей письменной и устной речи до того уровня, когда надо принимать валидол?
-
Десять советов по культуре речи, которые пригодятся каждому журналисту
-
Под конец 2015 года «Новая газета» напомнила о подлинном украшении российской журналистики
-
The New York Times опубликовала 11-страничный документ Our Path Forward, посвященный стратегии одного из крупнейших изданий в цифровом мире. Читайте полный перевод документа
Читайте сегодня
- Пермяк добился ремонта своего дома через суд
- Более 5 тысяч пенсионеров Пермского края получат компенсацию взносов на капитальный ремонт.
- Сергей Будалин присвоил 2 миллиона рублей честных и ответственных березниковцев.
- В эти выходные состоится традиционная Строгановская регата
- Дом разваливается, а управляющая компания слилась из города
- Лето в городе: активный отдых в "Снежинке"
- Внимание: в Березниках планируется отключение воды на сутки
- Скоропостижно скончался атаман Марамыгин