Искусство создавать врагов

Оживившаяся в последнее время переписка на страницах нашего ресурса с местной и московской PR-службой “Уралкалия» по поводу наших публикаций на калийную тематику и нашего взгляда на развитие прессы в Березниках вызывает интерес отнюдь не забанальным содержанием высказываний специалистов поллиттехнологии и пропаганды. Даже неуправляемый и не отличающийся чрезмерной тактичностью социум Березниковского Форума по большей части изжил такую методику обсуждения, причём давно, поэтому подобные реплики для нашей интернет-публики смотрятся скучным архаизмом, приветом из прошлого. Так что оживившаяся переписка интересна совсем не этим.Правда, это в очередной раз доказывает, что у великих политтехнологов, каковыми себя хотел бы представить калийные PR-слуги, нет не только умения преподносить аргументы и отстаивать какую-либо точку (любую) зрения, но и никаких агументов нет вообще. Как только заканчивается действие тугаментов, которыми PR-служба «Уралкалия» держит в страхе персонал калийных СМИ (а там, в этих СМИ это действие и заканчивается), PR-служба выставляет себя голым королём. Причём тем самым, в кульминационный момент сказки – во время торжественного прохода в новом платье. Однако это тоже неинтересно, поскольку непрофессионализм, некомпетентность и бездарность PR-службы «Уралкалия» уже осмыслен и может считаться доказанным. Причём означенная PR-служба настойчиво старается подтвердить данное мнение и распространить его далеко за пределы даже и Березников, достаточно вспомнить самую свежую историю с заявлением Д.Е. Рыболовлева. Это может послужить некоторым развлечением, но разбор калийного неPRофессионализма уже превратился в нудный подсчёт пропущенных вратарём-дыркой голов. Болельщики зевают. К сожалению, покинуть трибуны не могут (хотя, судя по состоянию на данный момент нашего опроса – см. на заглавной странице ресурса, более 60 процентов сделали бы это с удовольствием и немедленно).

Участие в переписке московских, a la столица, Ба-а-альшие Люди, тоже неинтересно. Нам и без этого известно, с какой серьёзностью Москва и москвичи относятся к нашему ресурсу и проблемам нашего города. А отношение тамошних PR-слуг «Уралкалия» кажется даже чрезмерно серьёзным – право, например, с Вашим корреспондентом в Березниках знаком практически каждый журналист и строгий окрик в адрес всякого, кто прошёл той же улицей, по которой вчера прошёл Ваш корреспондент, более выглядит манией и фобией, нежели деловым подходом. Которым, к слову, любят козырять многие представители означенной службы. Фобии и мании – это интересно психиатрам. (Кстати, на всякий случай, поясню: PR-слуги – всего лишь термин, образованный от PR-служба. PR-овцами наших корреспондентов называть как-то некорректно, а пиарщиками или пеарщиками – ничуть не красивее. Мне тут недавно читатели подсказали, я с ними согласен.)

Ну а стремление остаться анонимными, не подписать комментарий тем более интереса не вызывает. У людей много страхов, в конце концов в самом «Уралкалии» и прежде всего PR-службе в связи с началом калийной войны царит истерика (впрочем, порой кажется, что это естественное состояние данной структуры), какой грех поставят в вину очередному стрелочнику предсказать трудно, может быть, и сам факт посещения нашего ресурса.

Банальная трусость тоже может присутствовать, ведь подписать любой текст означает отвечать за свои слова, а ответстственность в PR-службе предпочитают перекладывать на подчинённых и друг на друга. Или даже на Дмитрия Рыболовлева, которого – теперь это уже очевидно - подставили с известным заявлением. Подставили до того, что (сегодня к вечеру поступило сообщение) может статься пойдёт в суд. И не по уважаемой и достойной крупного бизнесмена причине (ну, уволил кого неправедно, налогов недоплатил, собственность не поделил… чёрт побери, с иностранными спецслужбами заигрывал), а по причине мелкой, по которой только всяких щелкопёров и неосторожных писак в суд тягают: «оскорбление чести, достоинства и деловой репутации». Но трусость наших корреспондентов из PR-службы «Уралкалия» тоже не вызывает интереса. Личные слабости есть у всякого. Страх это вообще естественное человеческое чувство, лично я не вижу причин, чтобы любой человек этого стеснялся (не стеснялись, ведь, «Неравнодушные» в оные времена говорить о своём страхе перед расправой за неравнодушие). А то, что границы страха у всех разные, так ведь и люди разные. Кому-то снег с крыш очищать боязно, кому-то деловую поездку в Братск неприятно вспоминать. Всё естественно. И неинтересно.

Несколько забавляет, конечно, причисление к козням против калийной корпорации наших публикаций в Школе Лучникова - сугубо профессиональные темы, для сугубо профессионального обсуждения, предупреждение о назначении данной рубрики – размещено ДВАЖДЫ (и в анонсе каждой публикации, а для самых понятливых и PR-специалистов – и в самой каждой публикации). А они политику ищут и происки шьют… А я вот, например, ещё не покупаю поваренной соли производства «Уралкалия» - совсем враг стал, да?

Впрочем, вот этим-то как раз и вызывает интерес оживившаяся переписка с PR-службой «Уралкалия». Как характерный момент, ещё одно проявление всей уралкалийной политики в Березниках. Содержание которой можно выразить двумя словами: «поиск врагов». Хотя нет, даже не поиск. А создание. Это, пожалуй, один из немногих видов деятельности, который в «Уралкалии» (прежде всего, конечно, в PR-службе, чьей работой как раз и является работа над образом корпорации) достиг совершенства и может теперь называться даже искусством.

Со стороны, конечно, это выглядит банальной невоспитанностью, может быть, хамством. Пришёл человек в общество, тыкает всех кулками, плюёт шелухой (вариант: размахивает плёткой и кричит, что он здесь хозяин, а все остальные – чмошники и должны зад ему лизать, потому что он… он… ОН!!!) и т.д. – естественно, это вызывает неприязнь и, возможно, даже враждебность окружающих, и чем дольше, тем больше. Бывает. Жизнь разнообразна, поэтому Вашему корреспонденту доводилось видеть и бизнесменов, и интеллигентов, и политиков, и много кого ещё, и, прошу прощения, бандитов. Причём – опять же – бандитов разных, от урлы до серьёзных людей. На фоне этого, последнего из упомянутых, контингента первые опыты общения с березниковскими бизнесменами, включая, кстати, «Уралкалий» и Дмитрия Рыболовлева, давали очень положительные эмоции. Однако в последние годы поведение значительного числа уралкалийных топ-менеджеров (прежде всего, опять же это относится к PR-слугам, с которыми чаще доводилось общаться) просто один в один напоминает поведение уголовных элементов, причём не серьёзных людей и авторитетных бандитов, а именно урлы и гопоты. Возможно, конечно, что и они сами себя также ощущают – не зря же для PR-слуг «Уралкалия» характерно называть своё предприятие Уркой. Не знаю, каково оно там в английской аббревиатуре корпорации, но для русского уха «урка» он и есть урка. Причём в классификации уголовного мира, помнится, урки – самый подлый и самый гнусный из возможных вариантов (а гнусь там, сами понимаете, состояние естественное для всех категорий).

Однако врождённое или выработанное поведение и самоощущение – это одно. В нашем же случае речь идёт именно о сознательном создании «Уралкалию» врагов. Например, живёт себе человек, живёт в Березниках, бизнесом каким-то там своим занимается, вдруг узнаёт, что PR-служба «Уралкалия» внесла его в пресловутые «чёрные списки». Я как-то интересовался у некоторых из персонажей этих «списков», мол, а вы-то где дорогу «Уралкалию» перебежали? Ответом было непонимание, мол, откуда и как. Выяснения в «Уралкалии» тоже результата не давали, ответом было молчание, мол, мы знаем, как и чем, но тебе не скажем.

Однако дело в том, что человек, изначально аполитичный и к «Уралкалию» относившийся нейтрально, начинал испытывать к корпорации неприязнь. Которая перерастала затем во вражду, как только рядовой персонал калийной корпорации (ну, имеются в виду и сопутствующие структуры тоже) начинал «чёрные списки» применять в своей повседневной практике. Т.е. – относиться к человеку как ко врагу. Ну какая ещё может быть у человека реакция, которого врагом ни за что ни про что объявили?

Вот эту сферу деятельности PR-слуги «Уралкалия» довели до совершенства и возвели в ранг искусства. Лично у меня создаётся впечатление, что день для них прожит зря и не будет оплачен из секретных фондов, если в этот день не выявлен новый враг. Причём речь, ведь, не только о посторонних березниковцах, но и о самих работниках самого «Уралкалия», там поиск и назначение врагов происходит ещё активнее и ещё изощрённее. Если сравнить Березники сейчас и Березники, скажем, четырёх-пяти-летней давности, численность врагов (и уже искренних врагов, по делу, идейных) «Уралкалия» выросло не в сотни, а в тысячи раз. Преувеличиваю? Ха – количество голосов не за Дмитрия Медведева и не за «Единую Россию» в Березниках посчитайте. И добавьте число березниковцев не явившихся на выборы, вопреки призывам калийных и околокалийных персонажей (которые призывали, между прочим, с подачи PR-службы «Уралкалия»). И сравните с «противвсехами» на выборах, скажем, Игоря Папкова (который, напомню, тоже был известен как «ставленник «Уралкалия»).

Это я к чему? А к тому, что в объявленной на прошлой неделе калийной войне, я бы на «Уралкалий» не поставил. Во-первых, слишком успешно PR-служба работает над увеличением числа врагов «Уралкалия», это всё равно что НКВД поставляло бы Гитлеру каждый день 41-го года миллион новобранцев. А во-вторых, из принципа. Маршал Якир, перед расстрелом крикнувший: «Да здравствует Сталин!», мне никогда не нравился.

Текст: Андрей Лучников

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


политтехнологии

Личное мнение

  • Андрей Лучников о том, что Международный женский день – правильный праздник
  • Российская жизнь непредсказуема, возможны сюрпризы. Сегодня ты лицо официальное, а завтра, глядишь, наоборот. Даже очень влиятельные люди могут превратиться в простых гастарбайтеров
  • Вот говорят: рак, рак. Страшно – аж жуть! Ааа! Да не страшилка ли это из того простенького набора, что начинается гробом на колесиках?
  • Виды на 2016 год сегодня особенно актуальны – варианта «примерно так же, как в прошлом году» точно не будет. А как будет?
  • И вот стал я думать, а сколько это – триллион? Даже не двенадцать, а хоть один? В пятитысячных прикидывал. Миллиард – это большую комнату на метр завалить
  • Эти рождественские праздники оказались для меня порядком подпорченными в ФБ. В последние недели я несколько раз касался проблемы возрождения культа Сталина в России и на оккупированных территориях Донбасса