Из Провала могут вылезти третьи лица

Третьим лицом будешь?

Распространившаяся в минувшую пятницу, 7 ноября, со скоростью лесного пожара информация о новом расследовании причин аварии на Первом калийном и возможном взыскании с «Уралкалия» полной стоимости ущерба произвело большое впечатление, как на мирных жителей, так и на чиновников и прессу. При этом, как отметил уже на следующий день пермский «КоммерсантЪ», по оценке наблюдателей, просчитываемая угроза благополучию калийной корпорации не так уж велика. Однако невозможно просчитать угрозу исков третьих лиц. Предлагаем вниманию наших читателей полный текст этой публикации.

Правительство РФ инициировало повторное расследование причин аварии на руднике ОАО «Уралкалий», произошедшей два года назад. В течение двух недель должна быть создана комиссия Ростехнадзора, которая выяснит размер вреда, причиненного государству и компаниям, а также обоснованность взыскания компенсации с недропользователя. Отраслевые аналитики уверены, что даже в том случае, если по результатам проверки «Уралкалию» придется оплатить уже понесенные федеральным бюджетом расходы на строительство Усольского и переселение жителей, эти затраты будут для компании существенными, но не критичными.

Вчера (напомним, данный текст "КоммерсантЪ" опубликовал в субботу, 8 ноября - ИнГа) «Интерфакс» сообщил о том, что по итогам совещания, прошедшего 29 октября у вице-премьера РФ Игоря Сечина, Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзору) было поручено в двухнедельный срок организовать комиссию с целью определения причин аварии на руднике ОАО «Уралкалий» в Березниках. Таким образом, спустя два года после аварии комиссии предстоит повторно определить ее причины. Кроме этого, будет определен размер вреда, причиненного государству и компаниям, в том числе ТГК-9 и ОАО РЖД, проведена правовая экспертиза с обоснованием возможности и необходимости взыскания вреда с недропользователя, цитирует протокол совещания у господина Сечина «Интерфакс». Также комиссия оценит затраты государства на переселение жителей города, перенесение железнодорожного пути, объектов энергетики, теплоснабжения и подготовит предложения об ответственности организаций. О результатах работы комиссия доложит правительству РФ в декабре 2008 года.

Вчера ОАО «Уралкалий» в официальном пресс-релизе выразило удивление по поводу того, что спустя два года после аварии принято решение вновь вернуться к изучению ее причин. «Компания по-прежнему убеждена, что первое техническое расследование было проведено в полном соответствии с действующим законодательством, а его результаты отражают реальные причины затопления Первого рудника», — говорится в заявлении.

--------------------------------------------------------------------------------
Ъ «Уралкалий» (Березники, Пермский край) за девять месяцев 2008 года выпустил 4,029 млн тонн калийных удобрений. Выручка в 2007 году составила 29,5 млрд руб., чистая прибыль — 8,05 млрд руб. Более 65% акций контролируется Дмитрием Рыболовлевым, в 2007 году 14,38% акций было размещено в рамках IPO на LSE.
--------------------------------------------------------------------------------

Сама авария случилась 19 октября 2006 года на одном из участков рудника БКРУ-1, который оказался затоплен рассолом. 30 октября работа рудника была остановлена. После аварии была сформирована комиссия Ростехнадзора, которая проанализировала ситуацию и вынесла решение, что причиной аварии стали особенности геологического строения участка Верхнекамского месторождения. Собственные потери от аварии «Уралкалий» оценил в 2,7 млрд руб. Правительство РФ выделило из бюджета 1,859 млрд руб. на предотвращение негативных последствий техногенной аварии, главным образом на строительство жилого микрорайона Усольский. Были проложены две новые железнодорожные ветки (800 м и 6 км), а также запланировано строительство 53-километрового обхода Соликамск — Яйва, львиную долю инвестиций в строительство которого пообещали вложить РЖД. В октябре этого года из-за разрастания провала было принято решение о строительстве еще одной обходной ветки — протяженностью 2,5 км.

Директор института «Галургия» Аркадий Гринберг, консультировавший первую комиссию, заявил „Ъ“, что у него нет причин подвергать сомнению результаты ее работы. «Комиссия, исследовавшая причины аварии, была довольно компетентная», — заявил „Ъ“ господин Гринберг. Согласно протоколу совещания у Игоря Сечина, по его итогам «Уралкалий» и «Сильвинит» уже предложили выделить на строительство 2,5-километрового и 53-километрового участков в обход аварийного рудника по 1 млрд руб.

Аналитик ИК «БрокерКредитСервис» Михаил Сайно предполагает, что постановка вопроса о повторном рассмотрении может быть связана с нежеланием РЖД финансировать железнодорожные обходы места провала. «Это очень большие затраты. Так, строительство 53-километрового обхода оценивается в 13,5 млрд руб. Ранее сообщалось, что основную долю финансирования (10,5 млрд руб.) взяло на себя ОАО РЖД. Возможно, здесь возникли разногласия. РЖД сокращают инвестпрограмму, ожидая по итогам 2008 года существенное снижение прибыли (на 30 млрд руб.) и некоторого снижения объема перевозок», — полагает господин Сайно.

В ОАО «Уралкалий» отмечают, что в нынешних экономических условиях в случае если компанию заставят возмещать все расходы, очень велика вероятность того, что она попадет в крайне сложную финансовую ситуацию: «Все будет зависеть от того, какие конкретно решения по поводу оценки ущерба и ответственности компании будут приняты, а также от возможных дополнительных факторов — например исков третьих лиц».

Аналитик ИК «Тройка Диалог» Михаил Стискин полагает, что «в худшем случае „Уралкалию“ придется компенсировать расходы, уже понесенные всеми лицами, включая бюджеты всех уровней по устранению последствий аварии (затраты на строительство микрорайона Усольский-2 и переселение людей. — „Ъ“)». «Плюс затраты на строительство 53-километрового участка железной дороги. Всего примерно $500 млн., — полагает аналитик. — Сумма большая, но для „Уралкалия“ не критичная, тем более затраты на строительство железной дороги будут растянуты во времени».

Кроме того, по данным „Ъ“, компании могут предъявить к оплате и потерянные в результате аварии запасы сильвинита. Поскольку в России отсутствует методика подсчета утерянных запасов, размер этих сумм предсказать очень сложно.

Михаил Сайно отмечает, что чистая прибыль ОАО «Уралкалий» по итогам года ожидается в районе $1,5 млрд, EBITDA — $1,9 млрд. «Возможно, что в связи с уже объявленным сокращением производства, цифры уменьшатся, но несущественно», — говорит он.

Вчера фондовый рынок отозвался на новость о назначении повторного расследования негативно. Акции «Уралкалия» в РТС упали на 10,5% по отношению к предыдущему закрытию торгов.

Текст: Надежда Емельянова, Ольга Седурина, КоммерсантЪ
Фото: Игорь Фалько

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


Дмитрий Рыболовлев

Авария на Уралкалии