Прокурор совесть не заменит

Петр Высоцкий, заместитель прироохранного прокурора города Березники

В этом году «Неделя.ru» открывает регулярную рубрику «Спроси природоохранного прокурора» в которой наши читатели смогут проконсультироваться по вопросам лесного, земельного, водного и других законодательств, а также по вопросам природопользования, с которыми они сталкиваются в своей деятельности. Но для начала мы беседуем с заместителем прокурора Березниковской природоохранной прокуратуры Петром Высоцким.

– Пётр Васильевич, уточните, пожалуйста, чем занимается природоохранная прокуратура?
– Березниковская межрайонная природоохранная прокуратура, возглавляемая Виталием Сергеевичем Дымолазовым, является структурным подразделением прокуратуры Пермского края и непосредственно ей подчиняется. Зона ответственности Березниковской природоохранной прокуратуры включает весь север Пермского края, причем особое внимание уделяется предприятиям Соликамско-Березниковского промышленного узла. Периодически у нас возникает интерес к проведению проверок на более южных территориях – на предприятиях Кизеловского угольного бассейна, Горнозаводска, Губахи, где расположены крупные загрязнители окружающей среды («Коксохим», «Метафракс» и другие).

Основной вид деятельности прокуратуры – надзор за исполнением экологических законов предприятиями, организациями, учреждениями, различными контролирующими органами, в том числе и контроль за исполнением органами местного самоуправления обязанностей в части обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Имеется в виду обращение с бытовыми отходами, обеспечение населения качественной питьевой водой, а также исполнение функций по распоряжению природными ресурсами.

У предприятий также есть свои обязательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды. Мы проверяем, например, есть ли у них разрешение на выбросы в атмосферу, соблюдают ли они нормативы выбросов по ингредиентам и объемам выбросов; сколько воды они берут для своих нужд, какие сбросы осуществляют в наши водные объекты; лицензирована ли деятельность предприятий в сфере недропользования и обращения с опасными отходами. В последние полтора-два года мы провели проверки практически на всех нефтедобывающих и нефтеперерабатывающих предприятиях региона. Кстати, проверка по инциденту на прошлой неделе в районе деревни Чашкино (разлитие и возгорание сырой нефти из-за пробоя в нефтепроводе) тоже сейчас у нас на контроле.

Надзор прокуратуры не распространяется на обычных граждан, хотя мы вправе вызывать их для дачи объяснений и требовать от них соблюдения законов.

– Но есть же такие федеральные структуры, как Ростехнадзор, Росприроднадзор… Получается, ваши функции в какой-то мере пересекаются с ними?
– На эти структуры, в том числе и на Государственную инспекцию по экологии и природопользованию Пермского края и краевые отделы федеральных агентств (Росрыболовство, Росприроднадзор, Роспотребнадзор и другие), возложены контролирующие функции в сфере экологии, а сами они поднадзорны нам. Не в том смысле, что мы контролируем их основную работу, требуем отчетов, но мы регулярно проверяем исполнение законов в деятельности отделов и инспекторов, которые действуют на территории Верхнекамья. Буквально этой осенью проверяли, как лесхозы и лесничества живут и действуют по новому Лесному кодексу РФ.

– Если говорить о прошедшем годе, как бы Вы оценили ситуацию в сфере соблюдения экологического законодательства в Верхнекамье?
– Если оценивать состояние законности по количеству выявленных нарушений и по числу привлеченных к ответственности, то можно сказать, что общее состояние в сфере природопользования довольно серьезное. Фиксируется масса грубых нарушений закона, которые совершаются и гражданами, и крупными, малыми и средними предприятиями, а добровольно все это исполняется с большой неохотой. Количество выявляемых только природоохранной прокуратурой нарушений растет из года в год, увеличивается и количество наказанных. В 2008 году выявлено порядка 800 нарушений законодательства, по результатам наших проверок возбуждено около 20 уголовных дел. Большая часть из них – по незаконным вырубкам, ущербы от которых в лесном хозяйстве измеряются в сотнях тысяч, а то и в миллионах рублей. «Черные лесорубы» активно действуют в Соликамском, Красновишерском районах, и справиться с ними оперативным работникам милиции и лесничествам пока не удается.

– Может быть, просто сил не хватает?
– Скорее всего, желания. Складывается впечатление, что куда ни ткни пальцем, можно жулика поймать. Как прокуратура с проверкой ни выедет – обязательно наткнется на нарушение. В прошлом сезоне выехали по сигналу, застали целую бригаду на месте вырубки, а во главе бригады у них – сотрудник милиции!

– Так потому и не ловят!
– Возможно. В прошлом году в Соликамском районе было возбуждено уголовное дело по факту дачи взятки, а взятку давал участковый уполномоченный за то, чтобы пропустили машину с его незаконным лесом. В Усольском районе вроде все тихо, днем не видно никаких машин с лесом. Но есть факты, что они вывозят его по ночам. А ведь опасно встретить ночью на трассе фуру с лесом, которая крадется с потушенными фарами, и потому заметить ее можно лишь в самый последний момент. Природоохранные органы без конца реформируют, так что контроль с их стороны практически утрачен.

Трудно отслеживать и нарушения, связанные с разливами нефти. Как правило, бывают они в труднодоступных лесных местах, так что узнает о них прокуратура с опозданием и, в общем-то, случайно. Как с этим происшествием 14 января у Чашкино: если бы лес не загорелся, дым не пошел, об этом, скорей всего, никто бы и не узнал. А теперь нарушителю за ущерб природе придется платить.

В Соликамске у нас была «битва за реку Черную». Она сильно загрязнена: фактически это промканал, куда сбрасывают отходы, с очисткой или без очистки три предприятия: ОАО «Сильвинит», ОАО «СМЗ» и водоканал. Загрязнения реки серьезные, пейзаж вокруг нее напоминает лунный. Мы неоднократно проводили проверки и не раз наказывали эти предприятия, в конце концов, предъявили иск о запрете сбросов в реку Черная и рекультивации русла реки. Суд удовлетворил иск только в части рекультивации. В настоящий момент у этих предприятий ведется работа по получению разрешительной документации на сбросы, но пока не видно, чтобы они собирались чистить реку… Следующий шаг – в случае неисполнения решения суда привлечь должностные лица к уголовной ответственности.

– А как развивается ситуация с березниковской городской свалкой? Она каждое лето горит…
– Еще в позапрошлом году мы предъявляли иск к городской администрации о запрете эксплуатации полигона ТБО. Это не полигон, это просто свалка, болото, куда все бытовые отходы валятся без соблюдения каких бы то ни было санитарных норм. Суд в иске отказал с формулировкой «закрытие свалки принесет больший ущерб, чем ее функционирование». Но если не запрещать эксплуатировать ее, никто ничего делать не будет! В 2008 году мы пошли другим путем: предъявили требование к администрации о приведении этой свалки в соответствие с действующими санитарно-гигиеническими нормами, и в этот раз суд удовлетворил наши требования. Посмотрим, как оно будет претворяться…

– Может, эффективнее было бы наказывать должностных лиц штрафами, если законы не исполняются?
– Природоохранная прокуратура сама никого не наказывает, у нас есть полномочия возбуждать дела об административных правонарушениях и направлять их для фактического рассмотрения в Росприроднадзор и другие структуры. Но законодательством предусмотрены какие-то несерьезные штрафы на должностных лиц – 2-5 тысяч рублей, а вот на предприятия – очень большие. Например, в прошлом году одному маленькому предприятию, автозаправке в Соликамском районе, предъявлено порядка 200 тысяч рублей в качестве штрафов.

В принципе, у любого промышленного предприятия есть недочеты и проблемы в природоохранной сфере. Но не всегда удается найти конкретных виновников загрязнения воды, воздуха, земли. Например, в Березниках этой осенью по выходным регулярно фиксировалось превышение ПДК по хлориду водорода при северном ветре. Где-то какой-то «хитрый мастер» какую-то заглушку открывал. Инспектор проверял предприятия, но доказать не смог.

Но руки не опускаются. Если так не получается, поищем другие пути. Даже если закон позволяет иногда выкрутиться, нельзя же всю жизнь не по совести жить…


Источник: “Неделя.RU”
Фото: Вадим Белов
Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс