Хороший ребёнок – спящий ребёнок?

«Ты куда?! На часах десять! Вот стукнет восемнадцать лет, тогда просись!» Думаете, такой диалог – из области фантастики? Но именно эти цифры – 18 лет и 22 «ноль-ноль» – фигурируют в поправках в Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», одобренных Советом Федерации. Правда, за регионами оставляют право «ослаблять гаечки». Но вот воспользуются ли им на местах? Или, наоборот, начнут прессовать молодёжь «по полной программе»? Тем временем этот закон уже успели окрестить «комендантским часом для детей».

Ночные ограничения для молодёжи были введены у нас в регионе ещё в марте прошлого года. Для правоохранителей это показалось «панацеей»: «Детская преступность в первом квартале снизилась на 21,5%!» – оптимистично рапортовал губернатору краевой министр общественной безопасности Игорь Орлов. – В прошлом году выявлено 119 подростков в ночных заведениях, составлено 3 тысячи (!) протоколов на родителей».

КОМЕНДАНТСКИЙ ЧАС – FOREVER!
Аналогичные законы действуют уже в пятнадцати регионах. Первыми были законодатели столичной думы. И уже по примеру москвичей в 2004-м у нас вносился подобный законопроект в региональный парламент. Тогда его решили «пропустить» через экспертизу Пермской гражданской палаты, и та сочла: «Проект слишком жёсткий».

В итоге четыре года спустя был принят более мягкий вариант: «детьми» решено считать людей до шестнадцати; «ночь» вступала в свои законные права с 23.00 до 6.00; «запретными для детей местами» стали ночные клубы, бары, рестораны, дискотеки, интернет-салоны и «иные досуговые и развлекательные учреждения».

И ни слова об «улицах, стадионах, парках, скверах, транспортных средствах общего пользования…», о которых говорит федеральный законодатель.

«Нужно ли теперь как-то менять наш закон?» – поставил вопрос ребром губернатор Олег Чиркунов. «Прямых требований для этого нет, – ответил Игорь Орлов. – Мы вправе были снижать «возрастную планку» на два года, до 16 лет. Правда, в федеральном «перечне» добавилась часть объектов, которые отсутствуют у нас»…
Губернатор предложил не относиться к федеральному закону как к временной кампании: «Важно, чтобы все понимали – это навсегда!»

ЗАЧЕМ ПАСПОРТ? МЫ НЕ В ЗАГСЕ!
У многих молодых людей теперь – путаница в умах. «Так до шестнадцати лет нельзя находиться в общественных местах или все-таки до восемнадцати? После 22 или 23 часов? По улицам-то можно ходить или нет?»

«Я к закону отношусь индифферентно, – по-взрослому говорит школьник Миша. – Ни я, ни мои знакомые его на себе ни разу не ощутили. А вообще-то я о нём и не знал».

«Хочешь потанцевать по-взрослому, – «учат жизни» завсегдатаи увеселительных заведений, – умей хитрить: притвориться взрослым, подделать документы. В некоторых клубах – например, в «Ветре» – на входе можно предъявлять копию удостоверения личности, а не оригинал. Сканер плюс немного фоторедактора – и вот ты уже повзрослел».

«Я работаю в клубах и барах города уже много лет, и не могу сказать, что с принятием закона что-то изменилось, – рассказывает бармен Анастасия. – Малолетки как ходили в клубы, так и ходят. И алкоголь им продают достаточно свободно, и проверять у каждого паспорт на входе – физически невозможно: когда толпа ломится в клуб, в дверях – давка, что тут напроверяешь? Единственное изменение, которое я заметила, – во многих пивных стали вешать объявления о том, что после 23.00 лицам до 16 лет там находиться нельзя»

«Как-то я зашла в клуб «Fantasy» в Закамске, – пытается казаться взрослой наша собеседница Ксюша, – там не то чтобы встречаются малолетки, такое ощущение, что там собираются ТОЛЬКО малолетки!» «Как-то я решила съездить в клуб «Мама», посмотреть, что там да как, – делится воспоминаниями двадцатилетняя Катя. – Боже мой! Среди этих людей я чувствовала себя старухой».

«Разумеется, «неприятные прецеденты» у нас случались, – компетентно поясняет директор клуба «Ветер» Михаил Вишневский. – Мы всегда проверяем документы у лиц, чей возраст вызывает сомнения. Но сейчас молодежь так выглядит, что 15-летнюю девушку порой невозможно отличить от 20-летней, мы же не можем у всех паспорта требовать! А в целом к закону я отношусь очень положительно».

С ВЫСОТЫ ЗРЕЛОСТИ
А как рассуждают те, кто были подростками вчера и позавчера?

«Слишком большой возраст и слишком раннее время комендантского часа, – полагает 26-летняя Екатерина. – После полуночи – это еще оправданно, а после 22.00 – это бред. Тогда уж возрастную планку я бы поставила лет в 12. А то и так инфантилизм прогрессирует, так нет, давайте его подталкивать – в 16 лет с родителями за ручку ходить. А представляете, что начнется, когда они «дорвутся до свободы»?»

«Если ещё больше ужесточить краевой закон, то ни о какой любви к Родине у молодёжи речи быть уже не может, – уверен 22-летний Леонид. – В этом возрасте «протест» идет на всё. И если кто-то пытается ограничить подростку свободу, он становится «врагом №1» и достигает обратного эффекта. В данном случае №1 будет государство».

Вот и получается: попасть в солидные заведения, заботящиеся о собственной репутации, подростку и раньше было не так-то просто, а теперь будет ещё сложней. Но человеку, начинающему ощущать себя взрослым, очень хочется, что называется, «приобщиться». А если в «приличные места» не пускают, на школьных дискотеках, которые организовывают не профессионалы, а «физрук с завучем», им неинтересно… Что остаётся? Они пойдут в заведения «менее приличные», где заодно можно приобщиться к алкоголю, экстази и прочей отраве.

Закон, как часто водится в России, снивелируется пренебрежением к его исполнению, да и милицейским патрулям, по правде говоря, место всё-таки на улице, а не в ночных клубах. Возможные действия? Для начала всё-таки взять и доработать краевой закон. Привести его в соответствие с федеральным, устранить путаницу и сказать раз и навсегда: всё, живём теперь по нашему, краевому закону: до 16 лет после 23 часов спим, после шестнадцати – гуляем. А во-вторых, «очеловечить» законодательство: совместно с «шоуменами» хорошенько обмозговать, как соединить «несоединимое»: сделать ночное времяпрепровождение молодёжи и интересным, и цивилизованным, и безопасным. Тогда это и не будет «временной кампанией». Ну и конечно, превратить наконец «Год молодёжи для галочки» во внятную молодёжную политику. Потому что одними «облавами» да «ночными дозорами», пусть даже задержанных будет не 119, а вдвое больше, преступность не побороть.

Текст: Маргарита Корнакова, Андрей Матлин, «Пермские новости»
Илл. из архива «Иной газеты»

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс