Губернаторы отстали от кризиса

Эксперты компании ФБК решили выяснить, как регионы борются с кризисом, проанализировав их усилия в таких направлениях, как поддержка промпроизводства, малого бизнеса и ипотеки, помощь в получении кредитов реальному сектору экономики, стимулирование спроса, защитные меры на рынке труда, сокращение бюджетных расходов и другое.

Одно из самых распространенных в российских регионах направлений борьбы с кризисом – поддержка малого бизнеса. Большинство российских регионов (43) реализуют соответствующие мероприятия. Меры налогового стимулирования бизнеса предусмотрели вдвое меньше регионов (21). «Это неудивительно: снижая налоги, оставляя деньги у бизнеса и таким образом материально поддерживая его, чиновники лишаются самого важного – уменьшается количество распределяемых денег из бюджета», – поясняет глава департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев.

Госзаказ для оживления спроса было решено использовать лишь в 10 российских регионах. Хотя опросы бизнеса в последние месяцы фиксируют одну и ту же картину: главной проблемой является недостаточный уровень спроса на производимые товары и услуги.

Зато регионам приходится тратить деньги на ипотеку. Объяснение этому простое: до кризиса многие граждане успели набрать кредитов, расплачиваться по которым в условиях резкого снижения доходов или увольнений стало проблематичным. Желая предотвратить рост социальной напряженности, региональные власти вынуждены заниматься проблемами ипотеки.

Меры по эффективному управлению бюджетными средствами предусмотрены в 21 регионе. Калининградская область решилась на сокращение индексации социальных выплат и зарплат бюджетников. На федеральном уровне, как известно, наоборот размер социальных пособий, выплат, пенсий было решено ощутимо увеличить. «Федеральный центр еще не осознал, что принял на себя явно завышенные социальные обязательства, которые загоняют его в «ловушку» уже в 2010 году», – говорит Николаев. И многие регионы следуют его примеру. Так, за первый квартал этого года в 32-х субъектах был зафиксирован рост доходов населения. Наиболее высокий результат у сельских регионов, например, Адыгеи, где прирост составил 24,4%, и Бурятии (рост на 16,4%).

Но зачастую и анализировать-то в действиях региональных начальников нечего. Программы антикризисных действий были приняты лишь в 28 субъектах РФ из 83-х. В остальных имеются лишь разрозненные планы. А в Санкт-Петербурге, Смоленской и Челябинской областях программы вроде бы приняты, но обнаружить их в открытых источниках не представилось возможным. Отсутствие программ спустя 8 месяцев от начала кризиса, как и случайность и несогласованность предложенных мер, – иллюстрация недостаточного понимания существа кризиса, его глубины и продолжительности, считают эксперты ФБК. Об этом говорит и то, как власти объясняют цели своих действий. Самая популярная формулировка – минимизация возможных последствий мирового финансового кризиса. Так или примерно так обозначили ее Московская, Омская, Владимирская области, Пермский край и другие. «Такой подход дезориентирует бизнес и население», – считает Николаев.

По мнению экспертов ФБК, главная проблема, которая реально мешает эффективному противостоянию кризису, состоит в том, что объявленная финансовая помощь со стороны государственных органов демотивирует региональные власти и компании к собственной активной антикризисной деятельности. А парадокс ситуации в том, что ответственность за неэффективное противодействие кризису будет перекладываться на региональные власти. Премьер Владимир Путин не раз напоминал, что руководить антикризисными комиссиями в регионы назначены лично губернаторы.

Перекоса в распределении ответственности между федеральным центром и регионами нет, считает эксперт АКГ «Развитие бизнес-систем» Алексей Калинин. Правительство перекладывает ответственность за борьбу с кризисом на регионы ровно в той степени, в какой соответствующие полномочия были ранее переданы с федерального на региональный уровень. Это закономерное следствие построения «вертикали власти» и разделения функций между федеральным центром и региональными властями. Например, передав с 2007 года на уровень субъектов полномочия по организации работы служб занятости, правительство имеет полное право требовать у регионов эффективного распоряжения федеральными субвенциями, в том числе и дополнительно выделяемыми на борьбу с безработицей во время кризиса.

В ближайшее время Кремль проведет одну-две показательные отставки глав регионов, в которых социально-экономические показатели оказались наиболее низкими, прогнозирует развитие событий аналитик УК «Финам» Владислав Кочетков. «Это значительно повысит мотивацию региональной элиты к эффективным действиям», – говорит эксперт.

Текст: Рустем Фаляхов, Газета.RU
Илл. из архива «Иной газеты»

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


губернатор