Тепло, светло и нет забот... Условия для смертников

Наш корреспондент побывала в зоне, откуда еще никто не возвращался Одна из самых известных колоний не только в Пермском крае, но и за рубежом - «Белый Лебедь» последние десять лет «перепрофилирована». Вместо «воров в законе» теперь здесь отбывают наказание «пожизненники», то есть преступники, которым высшая мера наказания была заменена на пожизненное лишение свободы.

ВОРОВСКАЯ РОМАНТИКА
Официальное название учреждения — ИК-2. Оно входит в состав объединения исправительных колоний наряду с колонией строгого режима и двумя колониями поселения и находится недалеко от Соликамска. Название «Белый Лебедь» ей дали сами осужденные. Есть несколько версий, которые объясняют его происхождение. Одна из них — стены здания колонии выстроены из белого кирпича и раскинулись, как крылья птицы, а длинные дорожки между ними похожи на лебединую шею. Вторая версия связана с советским временем. В 1980 году здесь было создано знаменитое ЕПКТ (единое помещение камерного типа), куда отправляли на перевоспитание «воров в законе» со всего Советского Союза. Через ЕПКТ прошло около 4,5 тысячи осужденных. В его стенах сложили «короны» 130 «законников». Здесь они пели свою последнюю «лебединную» песню.

«ПРОШУ РАССТРЕЛЯТЬ»
С 1999 года в бывших помещениях камерного типа ИК-2 содержатся серийные убийцы, маньяки и террористы. Сейчас их почти 300 человек. А первый этап состоял всего из 24 преступников. Тогда многие осужденные не могли смириться с тем, что всю оставшуюся жизнь им придется провести за решеткой. Смертная казнь для них казалась высшим благом. Начальник колонии ИК-2 . полковник Владимир Василенко работает в системе исполнения наказания более 20 лет, в последнее время возглавляет данную колонию. Он рассказывает, что с введением в РФ моратория на смертную казнь, когда высшая мера наказания в порядке амнистии заменялась на пожизненное лишение свободы, осужденных в местах отбывания наказания знакомили с соответствующим документом и некоторые из них на нем писали: «Не согласен. Прошу расстрелять».

Полковник вспоминает: «Поначалу приходилось очень тяжело. Опыта работы с такого рода исполнением наказания не было. Отрабатывали сами любую мелочь, движение, шаг. Зато сейчас мы хорошо знаем цену каждой точки в наших инструкциях. К сожалению, пришлось отказаться от характерной позы заключенных при передвижении по колонии. Она была продиктована исключительно необходимостью соблюдения мер безопасности с такого рода преступниками, но была отменена ввиду того, что унижает человеческое достоинство».

ПО МЕЖДУНАРОДНЫМ СТАНДАРТАМ
Особый режим содержания «пожизненников» отличается беспрецедентными мерами их охраны и соответствует международным стандартам — это почти полная изоляция от внешнего мира. Законодательно определено, что пожизненное наказание длится 25 лет. Первые десять из них — строгий режим, затем обычный и облегченный. Только спустя десять лет осужденный может быть переведен на обычные условия содержания, где ему по закону разрешаются два длительных свидания в год с родственниками детьми и женами по их обоюдному желанию.

В камерах сидят от одного до трех человек, учитывается их психологическая совместимость, сроки отбывания наказания, преступная деятельность и еще множество других факторов. Нам разрешили заглянуть в одну из камер, правда, только после того, как оттуда вывели ее обитателей. Кроме спальных мест, расположенных друг над другом ярусами, в небольшом помещении стоит стол и скамья. Из личных вещей — только сменное белье и умывальные принадлежности. В углу — отгороженное стенкой отхожее место. В камере чисто, никаких неприятных запахов, в глаза бросилось белоснежное постельное белье. Было время обеда, и на столе стояли полные миски со щами и макаронами с мясом. «Ничего себе условия жизни у маньяков, убийц и насильников, — подумала я, — тепло, светло и никаких забот».

ОТ ЗВОНКА ДО ЗВОНКА
Соблюдение элементарных человеческих условий отбывания наказания — это тот минимум, который позволителен для «пожизенников». В течение дня им нельзя ни ложиться, ни садиться на постель, присесть можно только на скамью. День регламентирован распорядком. В шесть утра — подъем по селекторной связи, утренний туалет, зарядка, обязательно надо заправить постель. В семь утра — завтрак. В течение дня с осужденными работают психологи, социальные, режимные, оперативные работники, медики, на беседу к себе может вызвать начальник колонии. Тех, кто пожелает, выводят на прогулку до полутора часов в день в специально отведенные для этого «дворики». Вечером — ужин, уборка камеры, в двадцать два часа — сон.

Возраст осужденных:
До 30 лет — 36 человек.
От 30 до 60 лет — 245 человек.
Старше 60 лет — 4 человека.

Организовать трудовую деятельность осужденных крайне проблематично, но руководство колонии пошло на этот шаг. Производственная база сейчас находится в стадии становления и включает в себя швейное производство и изготовление деревянной сувенирной продукции. На работу берут только тех, кто не склонен к суициду и причинению вреда сокамерникам.

Процентов десять осужденных поддерживают отношения с семьей, религиозными организациями, адвокатами. Осужденным нельзя заочно обучаться в учебных заведениях, но с разрешения администрации можно заниматься самообразованием. Наложенным платежом они выписывают книги, журналы, учебную литературу. На сегодняшний день три человека в совершенстве овладели английским и немецким языками, свободно переводят даже технические тексты. Многие заключенные приобщаются к религии, это позволяет им примириться с условиями жизни.

ГЛАЗА В ГЛАЗА
Как журналистке, мне было бы досадно упустить представившуюся возможность взглянуть в глаза хотя бы одному из «пожизненников». Но как обыкновенная женщина, я не могла избавиться от чувства тревоги и страха.

В специально отведенном кабинете, где предусмотрены все меры безопасности: металлический стул, прикрученный к полу, и металлический тросик для крепления наручников к нему — мы встретились с осужденным Меркуловым. На его счету три загубленные человеческие жизни, и одна из них — детская. После глумления над жертвами он вспорол им животы и перерезал горло.

В комнату мелкими шагами вошел невысокого роста, остриженный наголо, в больших очках человек неопределенного возраста. На мои вопросы отвечал односложно, но спокойно. Отсутствие у него передних зубов затрудняло произношение.

Оказалось, что отбывает он наказание уже 17 лет. По решению суда был приговорен к высшей мере наказания, но в 1996 году указом президента Бориса Ельцина смертную казнь для таких, как он, заменили на пожизненное заключение. Вины за собой он не признает. В феврале 2009 года подавал прошение на имя президента и губернатор Чиркунов его подписал, но президент прошение отклонил. По словам осужденного, свободное время он посвящает религиозной деятельности. Являясь заочно волонтером Международной организации ООН, несет проповедь Христа и оказывает духовную помощь осужденным.

* * *
Как пояснил надзирающий прокурор Валерий Мачужак, после 25 лет отбывания наказания по закону осужденные имеют право на условно-досрочное освобождение при условии, что за последние три года из 25 они не будут иметь взысканий. Пока прецедентов выхода на свободу «пожизненников» не было, но лет через семь-восемь может случиться. Окажутся ли способными серийные убийцы, маньяки и террористы за 25 лет осознать степень своей вины перед обществом? Об этом сейчас спорят многие.

А вы как считаете?

Текст: Елена Лайм, «Березники Вечерние» (г. Березники, Пермский край)
Илл. из архива «Иной газеты»

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс