Где научиться журналистике? Ложный вопрос

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ: Рубрика предназначена исключительно для чтения журналистов и тех, кто по непонятным причинам мечтает заняться этим ремеслом. За чтение рубрики иными лицами редакция ответственности не несёт. Редакция может вступать в переписку с читателями. Мнение авторов материалов может совпадать с мнением редакции. Все совпадения являются неслучайными. Подбор материалов для рубрики производится лично Андреем Лучниковым.

Текст: Александр Наковальня

На прошлом занятии мы разобрали Что же такое "журналистика"?. Казалось бы, логично продолжить наш курс поиском ответа на вопрос: где можно журналистике научиться? Тем более, что ответ на этот вопрос представляется лёгким и естественным – есть вузы, на которых есть факультеты журналистики.

Это, например, Уральский госуниверситет в Екатеринбурге, Московский и Санкт-Петербургский университеты (соответственно, в Москве и Санкт-Петербурге), Удмуртский госуниверситет в Ижевске… В крайнем случае, есть отделения журналистики на филологических факультетах вузов (например, на филфаке Пермского госуниверситета).

На худой конец существуют «школы юнкоров» при редакциях газет. В Березниках, например, существует такая при газете «Березниковский рабочий», даже и «Школа Лучникова» несколько лет назад предполагала очную форму обучения при редакции тогдашней «Городской газеты».

Наконец, бывают даже факультативные курсы журналистики при каких-либо учреждениях дополнительного образования. В Березниках, например, при Дворце творчества юных работал кружок интерактивной журналистики, в котором преподавал Илья Телегин, прославившийся вдруг затем как организатор легального клуба чёрных археологов, и в ходе скандала выяснилось, что у самого преподавателя журналистики вообще отсутствует какое-либо высшее образование. Впрочем, это, скорее, казус местного значения – обычно руководство учреждений дополнительного образования более требовательно к преподавателям собственных подразделений. Кстати, секция юных журналистов при Дворце творчества юных существовала и до телегинского кружка, и преподавали в ней вполне состоявшиеся и обладающие соответствующими дипломами соответствующих вузов березниковские журналисты.

В конце концов, журналистике, практической журналистике можно научиться в самих редакциях средств массовой информации, куда человека по какому-то стечению обстоятельств принимают на работу в качестве штатного корреспондента, и этот человек уже на практике осваивает азы профессии. А потом усваивает также буки, веди и яти. Такие примеры в действительности нередки, и не только в местной прессе, но и в прессе региональной и даже федеральной. Для Березников самым известным примером может служить автор популярных публикаций на криминальную тематику Николай Анфалов, ставший, кстати, первым лауреатом Премии Андрея Лучникова для журналистов и редакций городских и районных СМИ.

Словом, ответ на вопрос «где?» представляется лёгким. В действительности, - и курсантам нашей Школы следует запомнить этот пример, - это вопрос ложный. Неправильный. Ложный или неправильный вопрос – это такой вопрос, точный ответ на который не позволяет получить требуемую информацию.

Журналистам в своей практике нередко приходится сталкиваться с сокрытием информации при соблюдении «честного выражения лица», с честными ответами, которые фактически означают уход от ответа. И журналисты нередко сами позволяют своим источникам (собеседникам, интервьюируемым) это сделать, неправильно сформулировав свой вопрос. Иначе говоря, сформулировав ложный вопрос.

Вопрос «где научиться журналистике» является ложным потому, что предполагает указание места, учреждения, учебного заведения, в котором преподают нечто под названием «журналистика». И не более того. Даже если предположить, что всюду совпадает понимание «журналистики», как совокупности знаний и т.д. (подробнее см. Что же такое "журналистика"?), а это совсем не так, ответ на вопрос «где» не предполагает уточнения по качеству преподавания, практической применимости преподаваемых знаний и т.п. Это как на вопрос «где можно изучить закон Ома?» вам укажут на здание школы и скажут: «Здесь». Ответ будет правдив и точен, но, сами понимаете, в той школе вам нужно найти ещё кабинет физики, найти самого физика… Причём, может быть, отвечающий имел в виду не эту конкретную школу, а школу вообще, как некое учебное заведение, в котором преподают курс физики.

Почему ответ на вопрос «где» не является точным и нужным нам, иллюстрируется простым примером: диплом факультета журналистики не гарантирует устройство на работу по специальности. Нередко наличие такого диплома является препятствием для устройства на работу. Так, например, «КоммерсантЪ» на заре своего существования принимал на работу выпускников любых вузов, кроме факультета журналистики.

Таким образом нам следует отказаться от вопроса «Где можно научиться журналистике?» как вопроса ложного. Тут следует иметь в виду, что вопрос, оказывающийся ложным, будучи заданным сначала, легко меняет свою природу и оказывается правильным вопросом, если его задать вторым или третьим. Но в нашем конкретном случае он является ложным и нам следует от него отказаться. И попытаться сформулировать другой. Правильным вопросом в нашей системе будет: можно ли научиться журналистике? И его вариант: можно ли научить журналистике?

Ответ будем искать на следующем занятии.


Автор – специальный обозреватель «Иной газеты – Город Березники»

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ: Рубрика предназначена исключительно для чтения журналистов и тех, кто по непонятным причинам мечтает заняться этим ремеслом. За чтение рубрики иными лицами редакция ответственности не несёт. Редакция может вступать в переписку с читателями. Мнение авторов материалов может совпадать с мнением редакции. Все совпадения являются неслучайными. Подбор материалов для рубрики производится лично Андреем Лучниковым.

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


журналистика

Школа Лучникова