К чиновнику на танке. И пусть улыбается, пока подписывает

Текст: Андрей Лучников
Иллюстрации: Сеть


Известный монолог Жванецкого про танк («Хорошо иметь танк. Подъезжаешь на рынок, и через смотровую щель спрашиваешь: «Скоко-скоко? Один килограмм или весь мешок? Ну-ка взвесьте мне сто грамм. И сюда, в смотровую щель улыбайтесь, пока я внутри перевешивать буду».) вспоминается нередко при общении с чиновниками. В том числе и местными. Иногда – особенно местными.

Многому научил в этом смысле состоявшийся весной этого года «Гражданский десант» - приезд в Березники специалистов Пермской гражданской палаты и многочисленных сопровождающих, включая уполномоченных чиновников Пермского края по правам человека и по правам детей. Один из главнейших уроков состоит в том, что наличие административного регламента (проще говоря: обязательная для чиновников инструкция по общению с гражданами) может является очень хорошим способом доведения качества услуг, оказываемых гражданам населению, до приемлемого уровня.

Именно так – услуг, оказываемых гражданам. Поскольку отношение к чиновникам, к органам власти как к чему-то, стоящему над обществом, жизнью простонародья руководящему, противно нормальному человеку. А отношение к чиновникам, к органам власти, как к наёмным работникам, подчинённым по отношению к обществу и несущими ответственность непосредственно перед каждым обывателем, встречает жёсткое неприятие и даже ожесточённое сопротивление самих чиновников. Ну, не хотят они признавать население своим главным работодателем. Вопреки очевидному факту – существуют они за деньги налогоплательщиков.

Остаётся третий вариант. Поскольку мы, налогоплательщики всё равно платим им деньги, а они всё равно вынуждены что-то за эти деньги делать, пусть это будет «оказание услуг». И никому не обидно.

А вот порядок оказания услуг, чтобы услуги были надлежащего качества, должен регламентироваться. В том числе, законодательным образом. Хотя бы с точки зрения антимонопольного законодательства – других-то способов получить требуемые услуги у населения нет, этот сегмент рынка монополизирован до предела, развитие конкуренции не предвидится. Упомянутый «Гражданский десант» в числе прочего провёл и «контрольные закупки» - проверил исполнение известных административных регламентов на территории города Березники. Результаты были опубликованы (правда, из всех березниковских СМИ – лишь «Иной газетой». Возможно потому, что результаты были не самыми комплиментарными для местных властей и местных представительств государственной власти).

Проблема, впрочем, заключается в том, что административные регламенты существуют далеко не для всех государственных структур, а для органов местного самоуправления они и вовсе принимаются по желанию этих органов. Словом, пока это не повсеместная и необязательная вещь. Однако скоро это несчастное положение может измениться. Законопроект «Об общих принципах организации предоставления государственных (муниципальных) услуг и исполнения государственных (муниципальных) функций» внесли вчера единороссы во главе с председателями двух комитетов Госдумы Владимиром Плигиным (по конституционному законодательству) и Вячеславом Тимченко (по местному самоуправлению).

Как сообщают “Ведомости”, готовился законопроект совместно с Минэкономразвития, а через депутатов идет для оперативности. И есть план план принять его в краткие сроки, чтобы он начал действовать с 2010 года.

Закон регулирует предоставление услуг властями всех уровней: государственных, региональных и муниципальных. Это и приватизация квартиры, и получение гражданства, и оформление пенсии, и документы и их копии.

Заявитель имеет право на вежливое и оперативное обслуживание и получение полной, актуальной и достоверной информации, говорит закон, при необходимости – в электронном виде. Чиновник не вправе требовать от заявителя тех документов, которые находятся в распоряжении данных органов и (или) иных органов местного самоуправления, а также обращения к другим чиновникам для согласований.

Заниматься оказанием услуг и сбором документов будут новые органы — многофункциональные центры (МФЦ), они заменят единые информационно-расчетные центры и службы «одного окна». Создаваться МФЦ будут за счет региональных бюджетов при субсидиях из центра (сейчас все органы власти получают субсидию из федерального бюджета на оказание услуг) и действовать во всех муниципальных образованиях. Обратившийся в МФЦ гражданин обязан заключить договор на оказание услуг, после чего явиться уже только за документами – МФЦ сам будет взаимодействовать с чиновниками. Для оперативности МФЦ может оказывать услугу платно, а также за госпошлину либо бесплатно – по словам Тимченко, расценки утвердит правительство.

Сами госорганы и органы местного самоуправления должны будут написать административные регламенты, четко определяющие порядок оказания услуг. Часть регламентов уже написана, их необходимо систематизировать.

Наконец, все госуслуги будут занесены в сводный реестр, который будет размещен на едином портале. У него будет статус федеральной информационной системы. Представитель Минкомсвязи обещал, что запущен портал будет в декабре. Полностью завершить реформу законопроект предлагает до 1 января 2011 г.

«Ведомости» приводят мнения экспертов по данному поводу. Так, префект Северного округа Москвы, до недавнего времени – скандально известный заместитель министра природных ресурсов Олег Митволь, уверен, что никаких технологических трудностей реализовать закон нет. А Игорь Николаев из ФБК полагает, что «пока не изменится мотивация чиновника, пока он не будет знать, что его доход зависит от зарплаты, а не от дополнительных заработков, ничего не изменится». Впрочем, последнее – это уже дело иной техники, полагает «Иная газета».


Автор – главный редактор «Иной газеты – Город Березники»
Персональный блог автора на Blogber: http://blogber.ru/andrei-luchnikov
Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс