Три задачи внутри редакции и ещё одна

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ: Рубрика предназначена исключительно для чтения журналистов и тех, кто по непонятным причинам мечтает заняться этим ремеслом. За чтение рубрики иными лицами редакция ответственности не несёт. Редакция может вступать в переписку с читателями. Мнение авторов материалов может совпадать с мнением редакции. Все совпадения являются неслучайными. Подбор материалов для рубрики производится лично Андреем Лучниковым.

Текст: Александр Наковальня


Коль скоро мы установили, что учиться журналистике целесообразнее всего непосредствено на переднем крае, то есть в редакции средства массовой информации (далее будем называть их для простоты «газеты», независимо от способа передачи информации), то вполне резонно разобраться и со структурой этого «учебного заведения».

Конечно, всякая редакция своеобразна так же, как своеобразна всякая газета. Даже в пресловутом «калийном пуле» в Березниках, при всей его унификации и фактическом превращении в единую редакцию одного СМИ под названием «Слава нам» и девизом «Нет Бога, кроме «Уралкалия», присутствует определённое разнообразие. Люди всё-таки различны, даже если одеть их в одинаковые мундиры или тюремные робы. Но при всём этом меж всякими редакциями легко обнаружить значительное сходство, которое вполне объясняется единством решаемых задач и выполняемых функций. Полезно иметь представление о структурных элементах, являющихся общими для всех редакций.

Прежде всего нужно чётко понимать, что любая редакция решает три основные задачи плюс ещё одна задача решается параллельно.

Первая задача – производство информации. Изготовление статьи, съёмка сюжета, получение интервью и т.д

Вторая задача – упаковка информации. Вёрстка, монтаж и т.д.

Третья задача – доставка информации до потребителя. Доставка газеты в киоски и подписчикам, передача сигнала на телевизионную антенну и тд.

Для понимания всей сущности журналистики полезно иметь хотя бы минимальное представление обо всех трёх задачах, решаемых средством массовой информации. Даже если, например, вы никогда не столкнётесь с доставкой газеты подписчиком, Вам нужно знать, как и когда это делается. Хотя бы для того, чтобы при создании статьи представлять, в какой момент Ваше произведение прочитает Ваш потребитель. Когда Вы пишете свою нетленку, Вы должны учитывать хотя бы это. А то представьте – напишете Вы что-нибудь про прекрасное майское утро, а потребитель прочитает вашу статью холодным октябрьским вечером (а вот так у Вас организована доставка).

Ещё полезнее хотя бы минимально разбираться в вёрстке и макетировании (если речь идёт о печатном издании), и в видеомонтаже и озвучке (если речь идёт о телепередачах или радиопрограммах). Просто для того, что это Ваш материал, под ним будет стоять Ваша подпись и Вам не может быть безразлично, как оно выглядит. Ведь Вы бреетесь перед тем, как выйти в люди? Вариант для девушек – Вы краситесь и используете косметику, чтобы выглядеть привлекательнее? А Ваш материал, за Вашей подписью это – тоже Вы. По Вашим публикациям у людей возникает впечатление и мнение не только о том, что именно Вы написали, но и лично о Вас.

Кроме того, у газет, телепрограмм, радиопередач существуют определённые рамки. По времени или площадям. И если Вы не впишетесь в эти рамки, Вас беспощадно урежут. Не Вас лично, конечно, но Ваш текст, Ваш сюжет. То есть, во-первых, Вы потратите зря время на производство того продукта, который всё равно не дойдёт до потребителя. Во-вторых, и это вынесено из многолетнего журналистского опыта, от сокращения Ваш материал может пострадать настолько, что исказится Ваша первоначальная мысль и идея. То есть до потребителя дойдёт не тот материал, который изготовили Вы. Но за Вашей подписью. Конечно, вы получите свой гонорар, но, честное слово, гонорары за конкретные статьи в журналистике не самое главное, ради чего стоит работать.

Конечно, журналистика – это прежде всего бизнес, зарабатывание денег, в том числе и на гонорарах. Но при этом всякая Ваша публикация, всякий материал за Вашей подписью это ещё и камешек в фундаменте Вашего будущего благосостояния. Ваше, так сказать, портфолио. Ведь мы стремимся к улучшению нашего благосостояния, не так ли? Так вот, чтобы благосостояние росло, чтобы гонорары раз от разу становились всё больше, необходимо, чтобы каждая Ваша публикация работала на улучшение Вашей журналистской репутации. Каждая статья, каждый сюжет должны показывать Ваше мастерство, которое, в конце концов, будет оценено по достоинству. Если же Ваши статьи будут всякий раз сделаны тяп-ляп (или выглядеть таковыми, если Ваш текст сократят до приемлемого объёма), то и репутация у Вас будет отнюдь не мастерская.

О необходимости понимать, каким образом решается первая задача – непосредственное производство информации, говорить не буду, это очевидно.

Ещё одна задача, которая решается параллельно, это сбор рекламы. Тех самых денег, которые потом оказываются в том числе и Вашей зарплатой. Эту задачу тоже решает редакция, точнее сказать, её отдел рекламы. Обычно эта служба существует независимо (или почти независимо) от других редакционных подразделений, но не обращать на неё внимание нельзя. Потому что на самом деле это те люди, которые приносят вам хлеб.

Правда, здесь есть нюанс – на самом деле хлеб зарабатывает редакция, а не рекламщики. Это редакция производит такую газету, в которой выгодно размещать рекламу. Но собирают эту рекламу и собирают деньги за рекламу другие люди. Отчего в редакциях часто возникает непонимание, кто кого кормит и что важнее – честный журналистский материал или подобострастный рекламный. К сожалению, не все редакции умеют правильно решить этот вопрос.


Автор – специальный обозреватель Иной газеты – Город Березники
Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


журналистика

Школа Лучникова