Тройка, семёрка… Братец Лис!

ТРОЙКА, СЕМЕРКА… ДАМА!
Весь вечер прошедшей субботы в Березниках самые заядлые игроки резались в карты. Игра проходила в лучших традициях аристократического общества XIX века. Действо продолжалось более трех часов под наблюдением десятков зрителей, пришедших 27 марта, в день театра, в Культурно-деловой центр на премьеру «Пиковой дамы».

Надо отметить, временное отсутствие у березниковского драмтеатра режиссера пошло зрителям на пользу. По крайней мере, в этот день поклонники, заполнившие весь зал КДЦ, возвращались домой под впечатлением – от мастерской игры, постановки, своеобразного прочтения пушкинской темы. Впрочем, как и положено искушенному зрителю, увиденное не обошлось без собственных ремарок и послесловий.

«Тройка, семерка, туз!.. Тройка, семерка, туз!» – нарастает тревожный голос за сценой. Тайна трех карт, с первых нот открывшаяся зрителю, становится главным козырем и вершителем судеб героев.

В «пьесе жизни сильного драматизма и глубокого комизма», как сообщает театральная афиша, в заново прочтенной пушкинской повести гораздо сильнее проявляется ее драматическая сторона. Трагизм всей истории передает первая сцена. В свете прожектора перед зрителями появляется герой в исподнем. Терзаемый бредовыми муками о раскаянии, жертвоприношении, судьбе. В агонии пляшут вокруг него дьвольские персонажи: бараноголовые и свинорылые в телах и мундирах карточных игроков. Фантасмагория с плясками, сопровождаемая полной вселенского трагизма музыкой становится ведущим лейтмотивом пьесы. Сумасшедший – он же Герман, один из главных персонажей.

Но начинается повествование далеко до его появления. Историю рассказывает Лизонька, воспитанница графини. Многие сцены, пересказанные у Пушкина словами автора, в пьесе обретают действие. Еще молодая графиня Анна Федотовна – она же заслуженная артистка Светлана Патраева, очень правдиво передающая «карточную» жизнь героини, ее муки по поводу очередного большого долга. Единственным вариантом оказывается вечный жид Сен-Жермен, чья таинственная личность вызывает содрогание даже у служанки. Появление величественной фигуры Николая Волхонского в длинном черном, отделанном сереб­ром сюртуке, с гримасой, напоминающей дьявольскую улыбку героев Джека Николсона, производит должный эффект. Изобретатель вечного эликсира и философского камня готов услужить графине нужной суммой, но взамен предлагает отыграться. И раскрывает ей тайну трех карт, которая становится отправной точкой дальнейших событий.

Впрочем, дальше все по Пушкину: навязчивая идея молодого Германа о легких деньгах, несбывшаяся любовь Лизаветы, роль которой прекрасно исполнила артистка Ольга Шимякина, разбившиеся судьбы и сумасшествие… Все, только если в оригинальной версии вся история проносится мимолетно, на получасовом дыхании, за которое можно прочесть повесть, то у режиссера Валерия Баткаева на сцене разворачивается настоящая драма длиною в жизнь. За страстями, разгорающимися на сцене, зритель напряженно и неотрывно следит три с половиной часа.

– Слишком затянуто! – слышится в рядах.
– Какой-то он слишком нервный, чего-то суетится, бегает по сцене в полусогнутом виде… Перегнули палку, – делятся впечатлениями между собой пожилые дамы, имея в виду героя молодого актера Василия Гусева, Германа.

Хотя общего впечатления от спектакля эти замечания не испортили. Полный зрительский зал рукоплескал. Овации и цветы достались актерам и режиссеру Валерию Баткаеву, поднявшемуся после на сцену.

– Очень сложная психологическая игра, – сказал он напоследок, – но она удалась… Я надеюсь, что спектакль получился.

КАК БРАТЕЦ КРОЛИК И БРАТЕЦ ЛИС МАЛЫШЕЙ ПОКОРИЛИ
Массивные кактусы и теплые ветра прерии. Надвинутые на лоб шляпы и щегольские платки на шее. «Ковбойская» музыка в стиле кантри и стрельба по мишеням, установленным на головах несчастных. Такой необычной премьерой драматический театр «Бенефис» встретил 27 марта Международный день театра, подарив зрителям спектакль по мотивам «Сказок дядюшки Римуса».

На этих историях про животных с человеческими повадками, которые собрал в своей книге известный американский писатель Джоэль Чендлер Харрис, выросло не одно поколение березниковцев. Однако истории из жизни Братца Кролика актуальны и сейчас – об этом говорит интерес, с которым зрители наблюдали за происходящим на сцене, их готовность немедленно помочь героям.

А жизнь у них действительно не из простых. Братец Медведь (Владимир Фомичев) лишился меда, поскольку пчелы отказались его давать из¬за налитой в улей воды. Тетушка Черепаха (Елена Сергеева) вынуждена жить в размалеванном панцире. Тетушка Куропатка (Елена Зебзеева) страшится за птенчика, которого грозятся пустить на яичницу. Виновник всех этих трагедий – Братец Лис (Павел Ефремов), решивший, что страшные зубы и острые когти дают ему право беспредельничать.

Впрочем, получается так не всегда – ведь поблизости живет Братец Кролик (Станислав Латыпов). Это не маленький, беленький зайка из русских­народных сказок, а предусмотрительный зверек, который понимает, что лучшее оружие против тупой силы и наглости – это хитрость. Благодаря его находчивости Братец Лис то и дело оказывается в смешном положении, вызывающем смех в зале. Но он продолжает злобствовать до тех пор, пока на сцене не появляется только что вылупившийся птенец (Марина Гехт) и наивно решает, что незнакомец с рыжими ушами – это его лучший друг.

Чудесному превращению зло­дея Лиса в «порядочного человека» радуются не только персонажи сказки. Пятилетняя Вероника Сидорова спешит на сцену, чтобы подарить ему шоколадку. Ведь если он стал хорошим, найдя одного друга – Цыпленка, то, может быть, станет еще лучше, когда друзей у него прибавится?

«Мы не ставили перед собой воспитательных задач, – улыбается главный режиссер театра «Бенефис», заслуженный артист России Александр Староскольцев. – Наша задача – нарисовать ситуацию, чтобы зритель сам решил, какой выход из нее лучше».

А ситуация «нарисована» настолько качественно, что зритель просто не мог в нее не поверить. Это и декорации, переносящие в мир Дикого Запада, и облик персонажей, в работе над которыми блеснула мастер по костюмам Елена Егорочкина, и актерское мастерство.

«Я бы отметил игру Елены Зебзеевой, – говорит Нако Енчев, смотревший детскую сказку с не меньшим интересом, чем его сыновья¬близняшки. – Тетушка Куропатка получилась такая же яркая и эмоциональная, как сама актриса».

«Мы с внучками ходим на все премьеры в Березниках, но сегодня «Бенефис» показал что-­то особенное!» – восторгается Раиса Кабанова.

Это ли не показатель того, что театр «Бенефис» уверенно идет к главной цели – воспитать своего зрителя? Если для малышей в столь юном возрасте каждый спектакль, а их в репертуаре театра – шесть, становится событием, то и став старше, они не пропустят ни одной премьеры. Ведь еще 5 лет назад, когда «Бенефис» только-только начал работать, в зале находилось не больше 50¬60 человек, сегодня же он заполнен более, чем на две трети, а перед кассой невиданное зрелище – очередь.


Березниковская газета “Неделя.RU”
Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс