Эффект козы

Текст: Юрий Тазов

С моим институтским товарищем мы случайно столкнулись на парковке рядом с офисом компании, которую я консультировал. За последние пятнадцать лет Сергей превратился в генерального директора довольно крупной производственной фирмы и выглядел очень респектабельно. Мы поговорили о том, о сем, а затем Сергей, вмиг посерьезнев, сказал: «Вот собираюсь взять начальника отдела со степенью MBA». На вопрос, почему именно с МВА, ответил: «Мы тут проходили международную сертификацию на ISO, были там вопросы. Вот я и подумал, не взять ли специалиста с хорошим образованием по бизнесу. Кадровичка нашла подходящую кандидатуру — девушка серьезная».

— Поговорил я с ней, она чуть не экзамен мне устроила: как это, как то! Мы, конечно, погрязли в текучке, не знаем современных тенденций бизнеса… Представляешь, мы даже неправильно говорим: маркЕтинг вместо мАркетинг! И не только это! Но теперь, думаю, дело пойдет! — оптимистично закончил он.

— Желаю успехов!

Мы распрощались. Примерно через месяц, так же случайно, мы встретились на заседании одного предпринимательского клуба. На вопрос, как дела, Сергей поскучнел.

— Понимаешь, оказалось, что у нас вообще все неправильно построено. Не те бизнес-процессы! Марина говорит, что нужен — несколько секунд он вспоминал слово — реинжиниринг …и…перебрендовка…

— Ребрендинг? Погоди, а как у вас с продажами?

— Слава Богу, не успеваем отгружать, заказов уже на следующий год набрали! В общем-то все очень даже хорошо, только видишь, с бизнес-процессами никак не разберемся! Марина говорит, что еще работники у нас слабые: не так говорят по телефону и мало рвения к работе проявляют. Сама-то она до девяти вечера в офисе сидит!

— Ты поосторожнее с кадрами, люди — это главный твой ресурс. Как я понимаю, она скоро придет к тебе со стратегией и новой структурой…Удачи!

Сергей позвонил мне через несколько месяцев, настроение его было близко к паническому. — Слушай, у меня полная хабанера! Главный метролог уволился, два начальника отделов сегодня подали заявления. Говорят, мы с этой Мариной работать не будем. Боюсь, не было бы хуже.

— А что случилось?

— Сначала она принесла новую стратегию развития и новую структуру… Чего ты ржешь, ну предупреждал… Ну, короче, я дал ей карт-бланш. Все же выпускница MBA, в бизнес-школе училась… знает, как надо… Попросила кабинет, водителя, мебель новую закупили, все честь по чести. Смотрю, через месяц один увольняется, другой. В чем, говорю, дело? Эта Марина мне говорит, что саботируют ее указания. Типа, начальник цеха не является к ней на совещания, бухгалтер не хочет писать какие-то отчеты, третий еще что-то отказывается делать. Продажи упали за последний месяц, финдиректор у меня в кабинете истерику устроила… Не знаю, что делать…

— Сереж, у тебя же бизнес вполне нормальный был, сам хвалился, что заказов уже на следующий год полно…

— Было полно, теперь меньше: Иркутск и Чебоксары отказались, Ижевск что-то никак не подписывает договор… Но больше меня беспокоит, что люди все дерганные какие-то стали, сплетни начались, которых у нас сроду не было…

— Знаешь что? Уволь ты эту свою Марину. Может, полегче будет?

— Ты думаешь? — Сергей как-то обрадовано засопел в трубке. — Может быть, над этим надо подумать…

Следующая наша встреча с Сергеем произошла еще через полгода. Он снова излучал достаток и безмятежность. На вопрос, как дела в компании, сказал, что все прекрасно.

— Марину уволил по собственному желанию. Правда пришлось ей в трудовую записать, что работала не начальником отдела, а коммерческим директором. Ну и фиг с ней! Думаю, отделались малой кровью. Прямо по анекдоту: заведи козу в квартиру и выведи! Вот только главного метролога вернуть не удалось — ушел к конкурентам».

Некоторые выпускники бизнес-школ чувствуют себя носителями абсолютного знания и, приходя в компании, действуют по принципу «до основанья, а затем». Таким реформаторам следовало бы помнить известный гиппократовский принцип «не навреди». Компания — тоже живой организм и цена ошибки очень высока. Жаль, что на программах МВА не учат, как гармонично «встраиваться» в существующий бизнес. В заключение цитата из статьи Р.Баркера «Нет, менеджмент — не профессия» (Harvard business ReviewJuly — August 2010):

«Программы МBА нацеливают менеджеров на прямолинейность в их действиях за счет развития у них навыков узкой экспертизы, а не интегрированного подхода. Акцент на развитие компетенций явно не работает в сегодняшнем мире. Бизнес образование не учит сотрудничеству и интеграции в принятии решений».


Автор – директор по маркетингу, Академии народного хозяйства при Правительстве РФ
Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс