Печатная журналистика уходит в макулатуру

По мнению Джона Йеммы (John Yemma), главного редактора американского издания Christian Science Monitor (CSM), отказавшись от производства ежедневной печатной версии, редакция не только избежала краха, но и добилась стабильной прибыли.

Джон Йемма, 56 лет, с 2008 года руководит редакцией газеты Christian Science Monitor. До этого в течение 20 лет работал журналистом отдела политики в газете Boston Globe.

Бостонская газета Christian Science Monitor (CSM), издание с вековой историей, в марте 2009 года фактически перестала существовать как печатное СМИ, ограничившись выпуском воскресного альманаха. Весь остальной контент в течение недели выкладывается в Сеть. Редакция завершила 2008 год с убытком в 19 миллионов долларов, а церковь Church of Christ, Scientist, покрывавшая редакционные расходы CSM, значительно сократила инвестиции.

- Сегодня это типично для рынка ежедневных газет. Вам пришлось включить режим максимальной экономии?
- Да, по карману небольшого издания особенно сильно бьют расходы на распространение. Наши 50 тысяч подписчиков живут в разных регионах по всей стране. Они получали газету по почте, услуги которой стоят дорого, а надежность оставляет желать лучшего: зачастую свежий номер газеты приходил с опозданием на день.

- Вы перешли с печатной версии на сетевую. Выиграл ли от этого контент?
- Выигрыш огромный. Онлайн-журналистика не только позволяет нам быть оперативнее, но и предоставляет возможность использовать более многообразные формы презентации нашего контента. Онлайн-журналистика - это нечто органическое, то есть она обеспечивает возможность и читателям косвенно участвовать в процессе подготовки материалов.

- Однако сетевые СМИ часто упрекают в том, что содержание интернет-публикаций поверхностное.
- Причина в том, что газетчики приходят в интернет-журналистику неподготовленными, не понимающими ее особенностей. То же самое происходило раньше с радиоведущими, которые переходили на телевидение. Замерев, они стояли перед камерой и наговаривали текст. Необходимые для живого восприятия телевизионной картинки мимика, жестикуляция - все это поначалу отсутствовало.

- Газета Christian Science Monitor известна прежде всего своими аналитическими и справочно-информационными статьями. Бывший канцлер Германии Гельмут Шмидт часто цитировал выдержки из ваших статей. С переходом к онлайн это не исчезло?
- Большинство таких публикаций мы печатаем в нашем воскресном номере, который теперь выходит в формате журнала. Несмотря на то что интернет теоретически предоставляет неограниченное место для текстов, статьи должны быть, скорее, более короткими, чем в газете. Читатель в Сети более мобилен, он перепрыгивает с сервера на сервер.

- Но возраст ваших читателей в среднем составляет 64 года. Вы не опасаетесь потерять бóльшую часть аудитории?
- 90 процентов подписчиков нашего бывшего ежедневного издания переоформили подписку на воскресный журнал, и уже этот факт внушает оптимизм. Более того, у нас появилось уже 6 тысяч новых подписчиков. В планах редакции - увеличить их общее число еще на несколько десятков тысяч с помощью интернет-издания.

- То есть вы используете онлайн-издание как инструмент вербовки подписчиков на бумажный журнал?
- Нет, наша стратегия - это Web first ("сначала интернет"). Большинство наших творческих задумок связаны с онлайн-контентом. В 6 часов утра ежедневно все наши журналисты получают электронное сообщение, в котором содержатся статистические данные по посещаемости сайта за прошедшие сутки. Затем на нашей утренней планерке в 10 часов мы анализируем эти данные: насколько удачны были заголовки, своевременно ли появилась статья на сайте, может быть, вместо оперативной заметки нужно было без спешки подготовить аналитический материал…

- Ваши сотрудники успешно освоили приемы работы в новом СМИ?
- Несколько сотрудников, которые не захотели перестраиваться, ушли на пенсию. Все остальные работают по новым стандартам. Я, по крайней мере, очень доволен качеством и наших онлайн-публикаций, и статьями в воскресном журнале.

- За последние 20 лет ваш тираж сократился на три четверти. Получается, что стратегия Web first, которую вы преподносите как авангардную, - ваш последний шанс. Но ведь эта стратегия все же оборонительная…
- Стратегии, принятые на вооружение другими газетами, еще более пассивны: часть журналистов увольняют, а оставшимся платят меньше. Наша же комбинация из интернет-издания и воскресного печатного журнала ориентирована на перспективу. Ведь это очевидно, что у людей нет времени на ежедневное чтение газет, - именно так объясняли большинство наших подписчиков причины отказа от дальнейшей подписки. Зато в выходные они с удовольствием посвящают часть времени чтению более детальных, объемных материалов. Даже New York Times сейчас агрессивно раскручивает подписку на свой еженедельник, выходящий в выходные.

- Каковы перспективы развития ежедневной периодики - газет?
- Они невелики. В средних по размерам городах США газеты уже в течение одного года - двух лет полностью перейдут к сетевым версиям. Разве что кроме воскресных изданий и бульварных таблоидов, которые продают в метро. Печатная журналистика попросту теряет смысл: вырубаются леса, расходуются тонны типографской краски, работают печатные станки - и все это ради того, чтобы продукт через день превратился в макулатуру...


Источник: русско-германский портал МедиаСпрут

Рубрика предназначена исключительно для чтения журналистов и тех, кто по непонятным причинам мечтает заняться этим ремеслом. За чтение рубрики иными лицами редакция ответственности не несёт. Редакция может вступать в переписку с читателями. Мнение авторов материалов может совпадать с мнением редакции. Все совпадения являются неслучайными. Подбор материалов для рубрики производится лично Андреем Лучниковым.

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


журналистика

Школа Лучникова