Река без работы березниковцев не оставит

Текст: Михаил Ермолович

Через неделю в березниковском речном порту закроется навигация. По традиции, верхнекамские речники завершают грузовые перевозки в предзимье, когда с верховьев начинает идти первый лед.

Нынешняя навигация для березниковских работников речного транспорта была трудной: помимо чисто экономических проблем, возникла климатическая – из-за жары уровень Камы упал на два метра, обнажив мели, что создало трудности для большегрузного судоходства.

Впрочем, директор ОАО «Порт» Александр Брусенин в будущее смотрит с оптимизмом: впервые за два последних года предприятие наращивает объемы грузоперевозок. В нынешнюю навигацию березниковские речники перевезли 633 тысячи тонн и перегрузили кранами более 1 миллиона тонн различных грузов. И даже сейчас, в начале ноября, в порту не останавливается работа портальных и плавучих кранов.

Песок и песчано-гравийная смесь, а также лес занимают лидирующие позиции в списке грузов, отправляемых и принимаемых в березниковском порту. ОАО «Порт» в альянсе с другими перевозчиками осуществляет сплав древесины для нужд Соликамского целлюлозно-бумажного комбината, нынешним летом березниковцы отбуксировали соликамским бумажникам 85 тысяч кубометров леса в плотах. Что касается песка, то здесь порт выступает не только как перевалочная база, но и как предприятие по добыче, имеющее лицензии на разработку двух месторождений в окрестностях города. Песок и ПГС пользуются огромным круглогодичным спросом у строителей и дорожников. В последние годы растут объемы отгрузки пиломатериалов для деревообрабатывающих производств Ирана и Турции.

На «вооружении» березниковского речпорта имеются три буксира, шесть барж, четыре плавучих и шесть портальных кранов, две причальные стенки для приема большегрузных судов. По словам Александра Брусенина, мощности предприятия пока задействованы процентов на семьдесят, то есть резервы для увеличения объемов перевозки и перевалки грузов у наших речников есть. Но за последнее десятилетие было потеряно немало.

Много лет порт работал в связке с железнодорожниками, являясь важным звеном единой транспортной цепочки. Составы с грузами для Верхнекамья приходили по железнодорожной ветке прямо в порт, но в связи с техногенной аварией на БКПРУ-1 эта ветка теперь простаивает. Строить новую слишком дорого, считает директор порта — не потянут такие расходы.

Канул в Лету и пресловутый «северный завоз», когда перед зимой в отдаленные деревни в верховьях Камы уходили суда с большими партиями продуктов. Но время все поменяло – в отдаленные деревни пришли автомобильные дороги, а люди, населяющие эти глухие места, ринулись в города, поближе к цивилизации. В результате на севере края остались все ресурсы, кроме человеческого. Соответственно, и производства там теперь тоже почти не осталось. Даже объемы традиционного лесосплава упали почти в десять раз, и в обозримом будущем рассчитывать на их восстановление не приходится.

Как не приходится рассчитывать и на восстановление пассажирских перевозок в объеме 70-80-х годов прошлого столетия. Неумелое постперестроечное управление поставило крест на Камском речном пароходстве, вместе с ним ушли в историю и скоростные линии по маршруту Пермь-Березники. А ведь когда-то от причала березниковского порта ежедневно отправлялось до десяти рейсов скоростного флота! И даже сегодня, по мнению Александра Брусенина, «Метеоры» и «Ракеты» могли бы конкурировать с автобусами, тем более, что для многих населенных пунктов вдоль Камы водный путь до краевого центра по-прежнему остается самым коротким. Но уже нет не только теплоходов, но и причальных сооружений, к которым эти теплоходы могли бы пришвартоваться.

Рентабельность пассажирских перевозок остается отрицательной: сегодня, когда более половины расходов на единственном маршруте «Березники-Пожва-Березники» берет на себя краевой бюджет, эксплуатация пассажирского теплохода приносит речникам убытки. Загрузка на этом рейсе крайне неравномерная – она бывает максимальной только в периоды полевых работ, когда дачникам необходимо посадить, прополоть и собрать урожай. В остальные же дни и месяцы старый теплоход ОМ¬387 уходит в рейс полупустым.

Маршрут в Пожву остался единственным направлением пассажирских перевозок ОАО «Порт», в противоположную сторону – вверх по Каме – маршрутов давно нет, поэтому простаивает без дела шустрая «Заря», что некогда возила людей в Красновишерск и Рябинино. Теперь туда можно добраться на автобусе.

Но и старый речной трамвай не собирается на покой. В этом году теплоход ОМ¬387, курсирующий на речных маршрутах вот уже без малого полвека, прошел дефектоскопию. Были заменены различные элементы корпуса и силовой установки, отремонтировано рулевое управление. Все работы осуществлялись под надзором Речного Регистра, получено разрешение на эксплуатацию судна в течение следующих пяти лет.

И, как пообещал Александр Брусенин, весной следующего года пассажирская навигация вновь будет открыта.

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс