Неделя с фанатизмом

Березники стали превращаться в скопище свалок мусора возле каждой урны...

В течение прошедшей недели мир продолжал катиться в тартарары и, похоже, усиленно подталкивался в этом направлении. Причём подталкивался отнюдь не вымышленными злодеями, а самыми, что ни на есть, благонамеренными силами, являющимися, так сказать, опорой миропорядка и основой мироустройства. То бишь, эти самые благонамеренные силы и структуры, а также их представители, узрев очередную «угрозу» существующему миропорядку, принимались за её устранение и этим самым «устранением угрозы» подталкивали мир ещё ближе к тартараре.

Так, в начале минувшей недели Джулиан Ассанж, создатель сайта WikiLeaks сдался британским властям, а британский суд отказался освободить его под залог и решил содержать под стражей до 14 декабря. К каковой дате будет решён вопрос о дальнейшей судьбе Ассанжа, в том числе, о возможности выдаче его каким-либо правительствам для дальнейшего наказания. Может быть, Швеции, которая, как известно, обвиняет Ассанжа в сексуальных домогательствах и, кажется, даже изнасиловании, а может быть, и США, которые, как известно, более всех на данный момент обижены опубликованными WikiLeaks'ом документами.

Чеченских террористов Британия, видите ли, выдать никак не может, потому как они «борцы за свободу» и преследуются за «политические убеждения», а вот интернетчика – за милую душу. Хотя он – даже если на секунду допустить справедливость шведского обвинения (в которую верится с трудом) – вполне может быть признан борцом за сексуальное освобождение мужчины от необходимости заботиться о согласии женщины. Или вовсе – сексуальным меньшинством, придерживающимся традиционной ориентации в вопросе мужеско-женских отношений. Ничем, на мой сугубо посторонний взгляд, не хуже какого-нибудь Закаева.

Впрочем, это (понятно, надеюсь) шутка. А если серьёзно, то всемирная бюрократия в сюжете с Ассанжем праздновала победу, которая, на самом-то деле, может быть поставлена в один ряд с безусловно успешным разгоном рабочей демонстрации у Зимнего дворца 9 января 1905 года. Ну да, разогнали рабочих (арестовали Ассанжа), а потом что? Революция. Поскольку не только никакой проблемы не решили, а ещё и всеобщее возмущение вызвали, желание мстить и всё такое. Хакерские атаки на различные, поддержавшие кампанию против WikiLeaks'а, сайты на минувшей неделе это показали. И то ли ещё будет.

Конечно, в глубине России, слабо обеспеченной всякого рода электронными коммуникациями, эти интернет-угрозы кажутся несерьёзными и несолидными. Как даже и само обнародование «секретных материалов» - наши бы сделали каменное выражение лица и наплевали бы (см. сюжет с разоблачениями Александра Навального). Типа, подумаешь, мели, Емеля, твоя неделя. Однако для хрупкой и чересчур цивилизованной цивилизации Запада, на самом-то деле, это угроза серьёзная.

И на самом-то деле России очень даже касается. По самой простой причине – наши пресловутые «элиты» и «стеблишменты» собираются доживать свой век как раз на Западе. Недаром же пару недель назад они такую истерику устроили по поводу намерений западных парламентариев запретить въезд в Европу всем причастным к делу Магнитского (а «причастными» при желании можно объявить любого российского бюрократа или силовика, или даже «олигарха»). И столь торопливо начали налаживать отношения с Польшей тоже – недаром.

Тем более, в России ситуация накаляется. Минувшая неделя завершилась беспорядками на Манежной площади в Москве и, чуть менее нашумевшими в федеральной прессе, беспорядками на Пионерской площади в Петербурге. Верхоглядски судя, конечно, тоже ничего страшного – как надменно заметил за пару дней «до» один из столичных аналитиков, футбольные фанаты не являются «гражданским движением», у них нет политических или гражданских требований, поэтому… Поэтому, извините, что? Беспорядок меньше, что ли? Или разве разрушение существующего порядка обязательно сопровождается сознательным желанием разрушителей заменить этот, существующий, порядок другим? Гитлеризм, коммунизм… А что, футбольный фанатизм не может быть разрушительной силой?

В условиях феодализма, когда основная масса бунтовщиков неграмотна или безграмотна, или просто не отягощена философскими осмыслениями, чаще бывает как раз наоборот. Пушкин, умница, гениально сказал про «бессмысленный и беспощадный». Религиозный фанатизм, например, можно вспомнить. Он был ничуть не сложнее футбольного. А социальное устройство современной России более всего напоминает именно феодальное. И беспорядки на Манежной, как ранее – в Междуреченске, заставляют задуматься, что Господь если ещё и не привёл, то вот-вот приведёт видеть его. Тот самый, про который Пушкин.

Следует заметить, что совсем необязательно поводом для бунта становится что-либо значительное. Не стоит надеяться, что вот, сейчас в Москве кавказцев обяжут на фанатов «Спартака» более не нападать, и всё успокоится (а Британия выдаст Ассанжа и всё в интернете заткнётся). На Камчатке, например, в минувшую неделю три тысячи человек вышли на митинг против смены часовых поясов. Сравните: на Манежной площади было тысяч пять-шесть. На Камчатке, правда, с ОМОНом не бодались, но власти, тем не менее, оказались в глубокой задумчивости.

Тем более, и сама охранительная система рассыпается. То есть, в Москве и Петербурге на минувшей неделе ОМОН ещё как-то кого-то усмирял, но, заметно, без того фанатизма и уверенности в собственном превосходстве, с которыми правозащитных старушек и демократических хлюпиков с Триумфальной гоняет. И то ли ещё будет. А вот следовательница из станицы Кущёвской Екатерина Рогоза, аки Дымовский, выступила с видеообращением к Президенту, мол, начальство заставляло не возбуждать уголовные дела против бандитов, а теперь хочет сделать крайними и виноватыми. И последовавшая реакция милицейско-прокурорского начальства – мол, нашли-таки нарушения у этой следовательницы, наказана будет.

И вроде бы да, на сохранение существующего порядка усилия направлены, но на самом-то деле совсем наоборот. Потому что всем нижним и средним (следователь – это какой уровень?) милицейским чинам послан совершенно чёткий и ясный сигнал: крайними будете вы. Сдадим. Отдадим. Выдадим. Апелляции к высшей власти и объяснения «мне приказали» не помогут. Ситуация примерно как если бы фильм о Нюрнбергском процессе ещё в тридцать четвёртом показали. С уточнением, что те, кто отдавал приказы, на скамью подсудимых сами не попадут.

Разумеется, все эти интернеты пока ещё не добрались до каждого милицейского чина. Как жаловалась Вашему корреспонденту одна знакомая дознавательница из березниковского УВД, просто времени нет. Мол, работа, семья, работа, работа, работа… Но, согласитесь, хлипкое это основание для уверенности в незыблемости. Незнание – оно, конечно, тоже сила. Но очень уж ненадёжная. Потому что любое незнание всегда временно. Шило в мешке, вода дырку и всё такое. А кроме милицейских, никаких других сил для поддержания современного феодального порядка в России, пожалуй, и нет.

Ах да. И про Березники. А что Березники? Наш «Малыш» немножко увеличился в размерах и порушившихся гаражей вместо двух (на позапрошлой неделе) стало теперь пять. А так – всё спокойно, всё хорошо, никакой угрозы городу нет. Правда, мусор почему-то вывозить перестали. Причём повсеместно – кучи мусора скапливаются не только на контейнерных площадках, но и на улицах, возле тротуаров. Но это ведь, наверное, никак не связано с процессами образования карстовых полостей на железнодорожных путях?

Между тем, празднование Дня российской Конституции - 12 декабря 2010 года - прошло незаметно. Для федеральной прессы, российской общественности и, надо полагать, самой Конституции.

Это был постфактум сорок девятый от начала 2010 года.


Автор – обозреватель «Иной газеты – Город Березники»
Персональный блог автора на Blogber: http://blogber.ru/andrei-luchnikov
Фото: Березниковский Форум
Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


социальное напряжение

Постфактум