Женская журналистика

Текст: Александр Наковальня

Поскольку очередное занятие нашей Школы пришлось на так называемый Международный женский день, то сам Бог велел поговорить на гендерную тему. О женской журналистике, то есть. В действительности, более корректно или, прямо скажем, политкорректно было бы поговорить о женщинах в журналистике.

Но, во-первых, по данному мы едва ли сумеем сделать что-то иное, кроме как излиться восторгами по поводу прелести начинающих глупышек-журналисточек и мудрости заскорузлых матрон-журналисток. А без восторга и грубо, зримо, по-мужски – нельзя, потому что праздник всё-таки. Во-вторых, не поговорить о «женской журналистике» нельзя, поскольку не изжиты ещё, а даже напротив, регулярно возобновляются попытки издавать гендерно ориентированные журналы или даже газеты. Например, в наших любимых маленьких Березниках, которые мы обычно берём за образец обычной российской жизни, несколько лет назад была забавная попытка издавать «мужскую газету».

А если предполагается гендерное предназначение производимого продукта, то логично предположить, что существует, не может не существовать и гендерное различие в способе его производства. Соответственно, если есть «женские издания» и «издания для мужчин», то должна быть, не может не быть «женская журналистика» и «мужская журналистика». Причём, обратите внимание, о «мужской журналистике» совсем-совсем никто никогда-никогда не говорит. То есть, изначально предполагается, что журналистика – мужское занятие, а вот термин «женская журналистика» встречается нередко и, соответственно, «женская журналистика» - это что-то особенного.

В действительности, «мужские» и «женские» издания, попытки выдавать информационный продукт, ориентированный исключительно на представителей одного из полов, и представление о том, что это будет хороший бизнес, сродни… Впрочем, обойдёмся без сравнения, а просто приведём пример.

Всем известно, что имеются исключительно «женские» болезни и болезни исключительно «мужские». Разница в физиологии всё-таки присутствует. Их лечат, соответственно, «женские» и «мужские» врачи. Но, во-первых, больной или больному нет никакой разницы, одного с ним пола лечащий его врач или нет. Более того, лучшими акушерами (уж на что женская «болезнь») считаются именно мужчины. Во-вторых, стоматологи, хирурги, терапевты, которые лечат болезни, одинаковые для мужчин и для женщин, востребованы гораздо чаще. В-третьих, сама доходность и востребованность гинекологов и андрологов обусловлены именно тем, что количество специалистов в данном сегменте крайне ограничено. И если представить себе какой-нибудь город (хотя бы и наши любимые Березники), в котором практикуют сотни гинекологов, но только один стоящий дантист, то нетрудно догадаться, кто будет снимать самые большие сливки на рынке медицинских услуг. Наконец, в-четвёртых, чтобы работать на специфическом рынке исключительно женских и исключительно мужских болезней, нужно быть очень и очень хорошим специалистом. Неграмотная акушерка, практикующая родовспоможение на том основании, что «я тоже женщина, я понимаю», принесёт скорее вред, чем пользу. А это нехорошо.

В нашей, информационной сфере, конечно, немножко попроще и возможные последствия менее ужасны, чем в медицине, но тем не менее. Да и относительно «попроще» и «менее ужасны» можно поспорить, поскольку мы, как журналисты, работаем с ещё более тонкой, нежели человеческое тело, материей, мы работаем с душой и сознанием человека, а их искалечить проще и реальные последствия могут оказаться гораздо страшнее, чем если бы лишился человек, скажем, ноги. Хотя, конечно, не так заметно.

Таким образом, на поле качественной или даже не очень качественной, но массовой, и даже провинциальной прессы никакой «женской» или «мужской» журналистики быть не может. За редкими исключениями типа гендерно ориентированных изданий, в которых, повторим, половая принадлежность работника не может, опять же, иметь большого значения. Кроме того, гендерная ориентация прессы не может являться хорошим бизнесом (а мы, ведь, однажды условились, что журналистика – это бизнес, и ничто иное). Да и не является. А вполне реальные различия в работе журналистов-мужчин и журналисток-женщин определяются различиями естественными физиологическими и – при должном уровне профессионализма – не имеют отношения к конечному результату. В смысле, к конечному продукту и реакции на этот продукт потребителя. Собственно, журналист, он должен быть как врач или учитель, существо бесполое. А если в нём начинают себя проявлять женские или мужские слабости, значит он плохой журналист.

Тем не менее, стоит отметить, сейчас наблюдается очевидная феминизация нашего ремесла. Журналистов женского пола становится всё больше, а факультеты журналистики вузов уже сейчас могут побороться с филфаками за титул «женский факультет». Этому есть вполне серьёзное социально-экономическое объяснение. Дело в том, что пресса (а соответственно, журналистика) в нашей любимой стране всё больше приобретает, а скорее уже и приобрела характерные черты сферы обслуживания. Обслуживания интересов корпораций, чиновников и т.д., т.п. И в большинстве случаев на просторах Родины чудесной это не очень хорошо оплачиваемая сфера обслуживания – стоны журналистов о том, как низки гонорары и какие маленькие зарплаты, можно услышать хоть в Хабаровске, хоть в Нарьян-Маре. Ну и пойдёт ли мужчина, инстинктивно стремящийся быть добытчиком и защитником, хозяином, а не слугой, на такую работу? Низкооплачиваемая официантка в дешёвом кафе… Странен будет тот мужчина, который прельстится подобной должностью.

Впрочем, возможно и ещё одно объяснение. Дело в том, что качественная журналистика в наше время и в нашей стране требует не только профессионального мастерства, но и обычной человеческой храбрости. Не в смысле «броситься на амбразуру», а в смысле – сделать что-то, даже если это тебе очень неприятно (или будет неприятно). А в этом смысле женщины, как известно, храбрее мужчин. Любой стоматолог подтвердит. Впрочем, подтвердит и любой мужчина, который попробует выщипать себе брови рейсфедером или сделать депиляцию ног (я не пробовал, но фильм с Мелом Гибсоном видел). А женщины это делают регулярно. Работа журналиста после такого – семечки.

С Международным женским днём, уважаемые коллеги.


Автор – специальный обозреватель "Иной газеты – Город Березники"

Рубрика предназначена исключительно для чтения журналистов и тех, кто по непонятным причинам мечтает заняться этим ремеслом. За чтение рубрики иными лицами редакция ответственности не несёт. Редакция может вступать в переписку с читателями. Мнение авторов материалов может совпадать с мнением редакции. Все совпадения являются неслучайными. Подбор материалов для рубрики производится лично Андреем Лучниковым.

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


журналистика

Школа Лучникова