Бабушки в интернете. Это конец

Текст: Александр Наковальня

На днях проходил по улице мимо стайки бабушек (пенсионерок, пожилых женщин, называйте, как хотите), которые оживлённо беседовали о чём-то о своём, о бабушкинском. Проходил, в чужой разговор, естественно, не вслушивался, однако краем уха вдруг подхватил фразу, от которой, извините за выражение, офигел: «Да ну? Сейчас приду домой, посмотрю в интернете!».

Это был шок. Ещё не забыты мной те славные времена, когда, едучи в общественном транспорте, слышал разговор точно таких же бабушек: «Вот я в газете прочитала!». Или так: «В газете писали!». И вдруг, обухом по голове: «Посмотрю в интернете».

Всё, сразу подумалось, это конец. Давно предсказанный, разобранный, опровергнутый (да-да!). Он всё-таки наступил. Те, кто получает зарплату в редакциях местных печатных изданий, могут ещё, конечно, утешать себя, что, например «Березниковский рабочий» всегда будут читать пенсионеры, потому что они интернета не знают, а значит те, кто работает, например, в БР, всегда будет иметь верный кусок хлеба, но конец уже наступил. Бабушки уже ищут нужную им информацию в интернете.

И те, кто когда-то (совсем недавно, между прочим), скупал печатные издания в каком-нибудь городишке типа Березников, и, контролируя тексты, выходящие на тоннах газетной бумаги, льстил себе, что контролирует всё местное информационное пространство (а интернет – кому он нужен?), в самом деле оказались в положении капиталистов, скупающих лошадей и извозчиков накануне автомобильной эры.

Да, возможно, пока таких бабушек и не очень много… Хотя на самом-то деле в наше время если сама бабушка не пользуется интернетом, то кто-нибудь в семье точно с ним уже давно и прочно знаком. И кто на самом деле сосчитает? Тираж того же БР уже который год распространяется спамом и играет неизвестно какую роль в информировании неизвестно кого и неизвестно зачем, давно не отражает действительное количество ЧИТАТЕЛЕЙ. То есть, потребителей. То есть, тех, для кого информационная продукция производится. Сейчас тираж БР отражает лишь количество бумаги, заполненной некими текстами и отпечатанными в типографии. Всё!!!

Да, возможно, те бабушки пока ещё и не знают, что в интернете можно не только новые кулинарные рецепты поискать, но и свежайшие новости узнать раньше, чем из газет и телевизора, и даже высказать своё бабушкинское мнение на любой счёт. Но это – вопрос времени и навыков.

Причём обретение навыков в нашем городе ускоряется, вследствие того, что местные печатные издания вовсе не отвечают интересам и вкусам потребителей… да и самих изготовителей данной печатной продукции, надо сказать. Даже по дискуссиям на Березниковском Форуме судя. Есть несколько исключений, но эти исключения носят персональный, личностный характер и никак не отражают общую картину.

То есть, даже сами изготовители информационной продукции прежде всего лезут в интернет и там черпают… вдохновение, темы для размышлений или просто информацию. Но поскольку интернет доступен всем и каждому, и даже бабушкам, то и потребители, недовольные качеством продукта, предлагаемого производителями, начинают искать и получать нужную им информацию самостоятельно. Вот уже и бабушки…

Березники, конечно, в этом вопросе впереди России всей, вследствие уникальной информационной и политической ситуации, образовавшейся в первом десятилетии нашего века, - негде стало народу получать информацию, вои и полез народ в интернет. В других регионах, городах и весях процесс, судя по имеющейся информации, происходит медленнее, но общая тенденция понятна. Тем более, если учесть общероссийскую информационную и политическую ситуацию.

Мы, разумеется, рассуждаем исключительно о журналистике, как о бизнесе, а вовсе не обсуждаем возможности интернета для активизации гражданского общества или, упаси Господи, каких-либо социально-политических протестов. Бабушки вышли в интернет и это означает конец традиционной прессы. Даже если сама пресса традиционной ориентации этого пытается не признавать, а собственники традиционной прессы готовы ещё тратить деньги на содержание подыхающей лошади. Овёс, однако, нынче дорог, а бензин, напротив, стремительно дешевеет. Проще говоря, содержание традиционной прессы обходится всё дороже, а доступность интернета и охват им потребителей информационной продукции всё увеличивается.

Следует, однако, отметить, что сказанное относится исключительно к формальным признакам прессы – газета должна быть на бумаге, телесюжет должен быть в телевизоре. Наступление интернета, которое лично для меня ознаменовала обычная беседа бабушек на улице, никоим образом не означает ликвидации журналистики, как специального ремесла. Как профессии. Как вида бизнеса.

Однако о том, что никакой интернет никогда не убьёт профессиональную журналистику, поговорим в другой раз.


Автор – специальный обозреватель "Иной газеты – Город Березники"
Фото с сайта www.rferl.org

Рубрика предназначена исключительно для чтения журналистов и тех, кто по непонятным причинам мечтает заняться этим ремеслом. За чтение рубрики иными лицами редакция ответственности не несёт. Редакция может вступать в переписку с читателями. Мнение авторов материалов может совпадать с мнением редакции. Все совпадения являются неслучайными. Подбор материалов для рубрики производится лично Андреем Лучниковым.

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


журналистика

Школа Лучникова