Первый навеки

Текст: Наталья Панова

Никто не знает, кто изобрёл колесо и разжёг огонь, кто нашёл первое лекарство и приручил диких животных. А вот имя первого космонавта знают все. 50 лет назад Юрий Гагарин первым побывал в космосе и его невероятно обаятельную улыбку узнал весь мир.

ВЫБОР ГЕРОЯ
В 1957 году СССР запустил первый искусственный спутник Земли, а через два года начались поиски того, кто станет первым космонавтом. По всему Союзу заработали комиссии, тысячи лётчиков проходили медицинские осмотры, психологические тестирования, их личности тщательно изучались на предмет соответствия идеалу строителя коммунизма. В расчёт принимался возраст (от 24 до 30 лет), а также рост, который не должен был превышать 170 см. Юрий Гагарин оказался в числе 20 человек, попавших в первый отряд космонавтов. Их собрали в Звёздном городке и стали готовить к путешествию в неизведанное.

Ребята и с парашютом прыгали, и матчасть зубрили, и в барокамере сутками сидели, и на центрифуге крутились, и проверку проходили на психологическую устойчивость - никто толком не знал, какие знания и навыки пригодятся в космическом пространстве. Затем была проведена аттестация на звание лётчика-космонавта, которую прошли 6 человек. Но выбрать-то надо было только одного. За неделю до полёта главком ВВС Николай Каманин, руководивший всеми работами по подготовке космонавтов, писал в своём дневнике: «Трудно решать, кого посылать на верную смерть, и столь же трудно решать, кого сделать мировой известностью и навеки сохранить его имя в истории человечества». 8 апреля государственная комиссия утвердила кандидатуру первого командира космического корабля. Им стал Юрий Алексеевич Гагарин.

УНИВЕРСАЛЬНАЯ БИОГРАФИЯ
Он родился в крошечной смоленской деревушке Клушино, в крестьянской семье. Его звучная фамилия не имеет прямого отношения к известной княжеской династии: предки Гагарина были всего лишь крепостными крестьянами, принадлежавшими этому аристократическому роду. Юрий, третий из четырёх детей, пережил вместе со своей семьёй фашистскую оккупацию, затем после шести классов средней школы в 16 лет уехал в Москву.

В столице юноша окончил рабочее училище, а параллельно - вечернюю школу, затем поступил в саратовский техникум и одновременно, подобно множеству своих сверстников, занимался в аэроклубе, мечтая о профессии лётчика. Затем служба в армии, учёба в Оренбургском лётном училище. Правда, свой первый экзамен на управление самолётом Гагарин не сдал. Проблемой стал его малый рост (165 см). Чтобы его компенсировать, Юрий клал на сиденье подушечку, которая к концу полёта предательски съезжала. Менялся угол обзора, и пропадало мистическое чувство последних десяти сантиметров, без которого посадить самолёт невозможно.

Уже готовы были документы на отчисление Гагарина, но высокое начальство решило дать настойчивому и старательному юноше ещё один шанс. Ему подобрали правильную «подставку», и Гагарин сдал экзамен на отлично, после чего отправился служить лётчиком в Мурманскую область.

Вскоре к нему присоединилась молодая жена Валентина. Они вместе приспосабливались к сложным условиям Крайнего Севера, радовались отдельной комнате в деревянном бараке и рождению дочки Елены, которую молодой отец с удовольствием нянчил, возвращаясь из сложнейших рейсов. Вместе они переживали за будущее, ведь военно-воздушные силы в те времена сокращали.

Узнав о том, что формируется спецгруппа по подготовке к космическим полётам, Гагарин подал рапорт с просьбой допустить его на комиссию.

Из воспоминаний Юрия ГАГАРИНА:
- Врачей было много, и каждый строг, как прокурор. Приговоры обжалованию не подлежали - кандидаты в космонавты вылетали с комиссии со страшной силой. Браковали терапевты и невропатологи, хирурги и ларингологи. Нас обмеряли вкривь и вкось, выстукивали на всём теле «азбуку Морзе», крутили на специальных приборах, проверяя вестибулярные аппараты... Сложная аппаратура находила все, даже самые минимальные изъяны в нашем здоровье.

В его организме таковых не нашли, и он прошёл дальше. Потом была вторая комиссия, беседы с психологами, изучение личного дела - и вот в день своего 26-летия, 9 марта 1960 года, Гагарин сообщает жене о том, что его приняли в отряд космонавтов. Молодая семья перебирается в Подмосковье, в недавно построенный Звёздный городок. Их жизнь меняется навсегда...

ЛУЧШИЙ ИЗ ЛУЧШИХ
Каждый из потенциальных 20 космонавтов был молод, силён, здоров, и каждый, конечно же, мечтал стать первым. Юрий Гагарин смог выделиться даже среди этих «сверхлюдей». Не было такой области, в которой Гагарин стал бы первым: кто-то лучше него прыгал с парашютом, кто-то был более выносливым, кто-то - более спокойным. Но была в этом парне какая-то удивительная гармоничность, редкое сочетание множества достоинств, а так же поражавшие окружающих собранность и хладнокровие. Главный конструктор первых искусственных спутников Земли Сергей Королёв относился к нему с отцовской заботой. «Юра – настоящий русский парень: честный и добросовестный, открытый и жизнерадостный, смелый и талантливый, дорожащий своим добрым именем и очень любящий людей», - говорил Сергей Павлович, обычно очень резкий в суждениях о других. И, когда выбор был сделан, никто и мысли не допустил, что могло сложиться иначе: Гагарин - пилот, Титов - дублёр.

«Собирай бельишко, в космос лечу», - шутливо сказал Гагарин жене за неделю до полета. «Когда?» - выдохнула Валя. «14 апреля», - ответил Гагарин. Точной даты он тогда не знал... Попрощавшись с женой и дочками, младшей из которых, Галине, исполнилось всего две недели, он отправился к неизведанному. Шансов на благополучное возвращение было не так уж много - любой технический недочёт мог привести к катастрофическим последствиям.

«ПОЕХАЛИ!»
На Байконуре сохранился скромный деревянный домик со спартанской обстановкой, в котором Гагарин и Титов провели ночь перед стартом. Пожалуй, только им и удалось тогда уснуть. «Как это у вас получилось?» - спросили у них утром. «Как учили», - ответил своей любимой фразой Юрий. В кабине корабля «Восток» Гагарин напевал «Ландыши», шутил с Королёвым и старался подбодрить тех, кто оставался на земле. Свидетели первого полёта вспоминают: «Нам сообщили, что у Гагарина пульс - 64, дыхание - 24, мы же слышали стук собственных сердец, а пульс у нас, вероятно, зашкаливал за сотню. С затаённым дыханием продолжаем слушать переговоры и команды: Королёв: «Даётся зажигание, Кедр, я Заря-1». Гагарин: «Понял вас, даётся зажигание». Королёв: «Полный подъём». Гагарин: «Поехали!»

Один виток вокруг Земли занял 108 минут. Они пролетели очень быстро и навсегда изменили человечество. Гагарин стал первым, кто увидел своими глазами мир, казавшийся когда-то бескрайним. «Облетев Землю в корабле-спутнике, я увидел, как прекрасна наша планета. Люди, будем хранить и приумножать эту красоту, а не разрушать её», - эти слова он часто повторял, вернувшись из космоса.

Полёт прошёл не совсем гладко: пропадала радиосвязь, уже в атмосфере на 10 минут задержалось отделение тормозного устройства от кабины, и поэтому приземление первого космонавта произошло не возле Сталинграда, а на 100 км севернее - возле Саратова. А первыми, кто встретил Гагарина на Земле-матушке, были две женщины - бабушка с внучкой. Увидев диковинную фигуру в оранжевом скафандре, они испуганно попятились. «Свой я, свой», - успокоил их первый космонавт. Вскоре своим он стал для всего мира.

ЧЕЛОВЕК МИРА
В 10 часов по московскому времени Юрий Левитан зачитал официальное сообщение о важнейшем событии. Люди бросали дела, выбегали на улицу, всех охватило невероятное ликование.

«Величайшее достижение», «Многократное «ура!», «Телеграммы и приветы со всего мира», «Сказка стала былью», «Колумб космоса» - газеты пестрили заголовками, комментариями, фотографиями и стихами. А через два дня после приземления Гагарин открывает митинг на Красной площади. Многотысячная толпа встречает своего героя цветами и радостными криками. Потом приёмы, пресс-конференции, медицинские обследования... Только через несколько дней Гагарин смог остаться наедине с женой.

«Я даже не предполагал, что так будет. Ну, слетаю, ну, вернусь, но что вот та-а-ак?!» - растерянно произнес он. Дальше - больше: его приглашают во многие страны, и он за два года объездил весь мир: Чехословакия и Болгария, Япония и Бразилия, Куба, Финляндия... Его ждали везде и всюду стремились чем-нибудь да наградить. Особенно отличилось либерийское племя кпелле, где Гагарин стал почётным вождём аборигенов. «Хвастаются большевики», - ехидно писала буржуазная пресса. Но, согласитесь, было чем хвастаться. Да и крестьянский парень вёл себя с удивительным достоинством и находил общий язык как с сильными мира сего, так и с простыми людьми. А его замечательная улыбка сияла и сияет для всех людей планеты.

НА СМЕНУ «ВОСТОКУ» - GEMINI
Американцы ответили лишь три недели спустя после гагаринского старта – первый астронавт Америки совершил суборбитальный полёт 5 мая 1961 года. Повторить советский успех оказалось нереально: маломощная ракета-носитель Redstone была не в состоянии вытянуть на орбиту даже крошечную капсулу Mercury. Всё-таки королёвская ракета Р7 дала СССР серьёзную фору.

Американским «гагариным» стал 20 февраля 1962 года Джон Гленн. Он пилотировал корабль Friendship 7, выведенный на околоземную орбиту ракетой-носителем Atlas-D. Американцам оставалось гордиться лишь тем, что на Mercury астронавты осуществляли по- садку в капсуле, а Гагарин и его коллеги по «Востоку» катапультировались на высоте 7 км.

От катапультного кресла вскоре отказались - Королёв решил вновь утереть американцам нос и запустить в космос первый в мире многоместный аппарат. Трёхместный «Восход» был фактически доработанным «Востоком». Мир аплодировал новым советским достижениям: первый многоместный корабль, первый полёт без скафандров и, наконец, март 1965 года - Алексей Леонов становится первым человеком в открытом космосе.

Это был, однако, второй и последний пилотируемый полёт «Восхода». Умер Королёв, а тем, кто продолжил его дело, стало ясно: «Восход» - это тупик. В том же марте 1965 года в космос отправилась первая пилотируемая миссия на новом американском двухместном корабле, созданном по программе Gemini (ракета-носитель Titan).

Этот космический транспорт давал возможность не только проводить длительные орбитальные полёты и выходить в открытый космос, но и маневрировать на орбите, чего не могли ни Mercury, ни «Восток», ни «Восход».


По материалам журнала «Биография»
Источник: корпоративная газета ВСМПО-Ависмы «Металлург»
Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


люди