B Кудымкаре не хотят быть ближе к Европе

Текст: Марина Сизова

B столице Коми округа, похоже, снова намечается скандал вокруг всё ещё недостроенного драматического театра. Не успели утихнуть страсти по задержке строительства здания, проблемам финансирования и всевозможным нарушениям и интригам, как возникли новые дебаты – теперь уже вокруг дизайна театра.

На последнем отборочном этапе рассматривались два проекта – из Пензы и Венгрии. Говорят, в краевом министерстве больше склоняются к венгерскому варианту, в то время как в Кудымкаре лучшим считают проект, предложенный пензенцами.

Вчера вечером рабочая комиссия из семи человек, в которую входят два вице-премьера правительства Пермского края Владимир Цветов и Борис Мильграм, директор Кудымкарского театра Анатолий Четин и ведущие архитекторы Кудымкара и Перми, должна была выбрать один из вариантов.

СИЛКОМ В ЕВРОПУ?
Первоначально конкурсной комиссии были представлены шесть вариантов дизайна кудымкарского драмтеатра. На конечном этапе, 22 апреля, члены комиссии остановились на концепциях дизайн-проектов двух компаний – ООО «Персональная творческая мастерская» под руководством А. А. Бреусова (Пенза) и ООО «Центрально-Европейская инвестиционно-консалтинговая фирма «Aquincum International» (Венгрия).

Перед тем как принять решение, 13 мая, в прошлую пятницу, в Кудымкаре проводились общест­венные слушания по выбору лучшей концепции.

На слушания пришли больше сотни горожан. Пришло бы, наверное, и больше, поскольку театр – это гордость округа, театр в Коми любят все. Но, во-первых, время было выбрано неудобное – 12 часов дня. Во-вторых, смогли прийти лишь жители Кудымкара, а нужно было бы привлечь к обсуждению жителей всего округа. В-третьих, сам институт публичных слушаний у кудымкарцев утратил доверие: свежи ещё впечатления от относительно недавних общественных слушаний по отмене прямых выборов мэра города, когда горожане высказались большинством голосов за прямые выборы, а в итоге было принято совершенно противоположное решение, которое не прошло только чудом.

На публичных слушаниях по театру большинство участников склонилось к пензенскому варианту. За него выступает и коллектив театра. Артисты уже определились, в каком здании им было бы удобно и уютно работать. Пензенский вариант – он более «понятен», более банален, он классический, традиционный. Такой, каким мы привыкли видеть театр, – торжественный, помпезный, сверкающий, патетичный, праздничный. Как внутри, так и снаружи. Так же «празднична» и прилегающая территория. По замыслу пензенцев, лесок, окружающий театр, нужно проредить (как можно бережнее – поскольку парк был заложен ветеранами войны в честь Победы) и «открыть» проход к главному фасаду театра. Тем более что сегодня этот маленький парк в центре города захламлён и замусорен.

Венгерский проект – более авангардный, в европейском стиле, больше напоминающий суровую мрачную средневековую крепость в глухом лесу. (Да и внутри здания как-то тоже темно и глухо.) Коми-пермяк – дитя леса, потому он, мол, и должен быть ближе к природе. По этому проекту даже центральная городская площадь, располагающаяся рядышком со зданием театра, будет засажена деревьями. «Куда уж ближе к природе? – взмолились кудымкарцы на слушаниях. – У нас и так весь город зелёный».

«Первое впечатление от пензенского варианта: таким и должен быть театр! – говорит архитектор Кудымкара Елена Чугайнова. – Представительность и роскошь во всём: фасады в классическом стиле, стильные интерьеры. Авторы проекта попытались связать современность, классику и нацио­нальные элементы декора».

И самое главное: он какой-то тёплый, солнечный, так считают в Кудымкаре.

И ссылаются на то, что национальный театр – это душа народа. Коми-пермяки славятся своей открытостью, простотой, дружелюбием. Европейский замок в столице Коми округа – это, конечно, оригинально, заманчиво, ново, не банально, но это чуждо. Это сурово, излишне брутально и мрачно.

«Саркофаг», «дзот», «бункер», «крепость», «мавзолей» – такие ассоциации вызвал предложенный венгерцами вариант у жителей города.

Поэтому, когда в городе пополз слух, что вице-премьеру правительства Пермского края Борису Мильграму больше по душе пришёлся проект из Венгрии, в Кудымкаре всполошились и заопасались: столько лет ждали нового здания и на тебе – вот такой вот форс-мажор, новый театр будет не таким, каким бы его хотели видеть в Коми округе.

Среди жителей округа срочно стали проводиться социологические опросы – какой вариант дизайна им нравится больше – и начали собираться подписи и голоса в поддержку пензенского варианта. И вот тогда – то ли из-за поднятой шумихи, то ли по намеченному заранее плану – краевые власти решили провести публичные слушания по выбору лучшего варианта дизайна.

ДОРОЖЕ – ЗНАЧИТ, ЛУЧШЕ?
Да, венгры, конечно, это такие же финно-угры, как и коми-пермяки. Да, конечно, их проект авангардный, модерновый, сурово красивый. Да, Венгрия – это, конечно, Европа, а ведь Пермь так хочет стать культурной столицей Европы.

Но Кудымкар не хочет силком в Европу. Кудымкар не боится обвинений в провинциализме, банальности, «культурной отсталости», в боязни всего нового, модного. Кудымкар хочет классику. Авангард – это хорошо, а классика – вечна. Тем более что театральный репертуар – в основном классический.

«Наверняка венгерский проект хорошо бы вписался в архитектурный ансамбль мегаполиса, став островком среди шума и загазованности, – говорят в столице округа, – но в Кудымкаре очень мало красивых зданий. Зачем нам бункер в центре города?» Хотя и «типового» классического театра, какие встречаются во многих крупных городах, кудымкарцам тоже не хотелось бы. Идеальным был бы вариант, больше отражающий национальную самобытность коми-пермяков.

Самый главный вопрос, конечно – во сколько обойдётся дизайн театра. На строительство здания ушло уже больше 400 миллионов рублей. Каких затрат потребует воплощение того или другого дизайн-проекта, почему-то держится в тайне. По неподтверждённым данным, проект пензенцев обойдётся в 350–400 миллионов рублей. Проект венгерцев тянет на 1,5 миллиарда (!) рублей, на такие деньги можно было два кудымкарских театра построить.

Однако уже сегодня понятно, что больше 450 миллионов рублей на окончание строительства выделено не будет. Вчера, 19 мая, на Законодательном собрании Пермского края депутаты проголосовали за выделение Кудымкарскому драмтеатру именно такой суммы. Вчера вечером рабочая группа также должна была определиться с выбором лучшего проекта дизайна. По мнению специалистов, оба проекта – и венгерский, и пензенский – нуждаются в доработке.

Не знаем, какие обязательства краевое правительство взяло перед Москвой по срокам строительства, но краевые власти пообещали жителям округа, что строительство здания должно быть закончено к 1 мая 2011, а сам театр должен быть открыт в декабре этого года.
График строительства уже смещён на месяц, теперь все строительные работы обещают закончить к концу мая. Скорее всего, будет смещён график и по отделочным работам.

«Мы ждали одиннадцать лет, мы готовы подождать ещё и до февраля–марта 2012-го», – говорит директор театра Анатолий Четин.

Главное сейчас, по его словам, даже не завершить строитель­ство – уже понятно, что стройка будет окончена, главное – оправдать надежды жителей округа, так долго дожидающихся здания нового театра. Театр даже готов отложить на год празднование своего 80-летнего юбилея до того времени, когда зритель сможет по достоинству оценить новое здание.

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс