ЕГЭ на наркотики

Должны ли подростки, помимо общеизвестного выпускного экзамена, проходить еще одно школьное испытание – тест на наркотики? Вопрос, предложенный Дмитрием Медведевым и широко обсуждаемый общественностью, нашел поддержку в Минобрнауки. Министр образования Андрей Фурсенко заявил, что относиться к такому тестированию школьники должны как к «прививке от туберкулеза». Соответствующий документ находится на согласовании в заинтересованных федеральных органах исполнительной власти. Ожидается, что уже через два года это войдет в обязательную школьную «программу». Об отношении к такой «прививке» мы спросили у жителей города.

Александр, оперуполномоченный межрайонного отдела УФСКН России по Пермскому краю:
– Я думаю, что тестирование на наркотики в школах необходимо в качестве одной из мер профилактики. Сегодня уже подростки употребляют гашиш, марихуану, а 60–70 процентов из них потом переходят на более сильные наркотики. И если это выявлять на ранней стадии, будет построена система дальнейшего лечения и реабилитации, мы сможем их в какой-то степени оградить от этого. Только тестировать должны в обязательном порядке, смысла в добровольном я не вижу. Поставлены в известность в случае возникновения проблемы должны быть определенные лица – директор школы и контролирующие органы. Только система эта, разумеется, должна быть проработана, продумана, а не пущена на самотек. Эта мера лучше, чем бездействие, по крайней мере, мы можем попытаться влиять на ситуацию.

Юлия Сидорова, журналист:
– Если ты доверяешь своему ребенку, зная, что он не «полезет» в это, к чему такие тесты? С другой стороны, лишним тестирование на наркотики не будет, но только не за счет родителей. У некоторых из них есть повод волноваться: ребенок где-то пропадает, например, ведет себя слишком закрыто. Здесь, в первую очередь, и должна помочь школа. Мне с этим повезло: обе школы, в которых учатся мои дети, постоянно поддерживают связь с родителями, держат их в курсе. Это тоже своего рода «тестирование». А та мера, о которой вы говорите, имеет и негативную сторону – круг посвященных. Насколько я знаю, тестирование должно быть анонимным, но, разумеется, родители, нарколог будут поставлены в известность в случае положительного результата. А у нас, как известно, то, что знает маленькая компания, не становится секретом для остальных.

Лариса Пасхалова, директор гимназии № 9:
– В нашей гимназии эксперимент по тестированию проводился в старших классах в 2009–2010 годах в рамках губернаторской программы. Закупались тест-полоски и предлагались школьникам в начале учебной недели, после выходных. Знаете, негативного отношения со стороны детей не было: у нас тест прошли 100 процентов старшеклассников. Да и предварительная беседа с родителями с участием наркологов, педагогов показала пользу такого мероприятия. Было даже высказано пожелание, чтобы мы несколько снизили возрастной ценз – проводили тестирование, начиная с восьмого класса. Так мы и сделали. Но там родители это восприняли по-другому, посчитав, что их дети еще юны для таких проблем. Тем не менее я одобряю обязательное тестирование. Ведь наша прямая задача как педагогов – учить детей, направлять, когда они оступаются. А как мы можем направлять, не зная проблемы? Предложить пройти такой тест дома решится не каждый родитель – это может оскорбить ребенка. А когда это уже в обязательном порядке и для всех – совсем другое дело. Но главное – должна быть адекватная обратная связь, не унижающая ребенка. В первую очередь в тестировании заинтересованы родители, поэтому, возможно, только они и должны знать о результатах. Школа, наверное, нет. Но результаты эксперимента, который у нас проводился, были анонимны для всех. Для кого это делалось, непонятно. Поэтому все должно быть тщательно продумано. Когда в стране столько детей встает на этот путь, мы обязаны что-то делать для спасения нашего будушего. Тестирование – это не панацея, а только один из шагов, который поможет нам приблизиться к решению проблемы.

Ольга Малышева, педагог-организатор Станции юных натуралистов:
– На мой взгляд, этим не решить проблему наркомании у подростков. Уже сейчас анонимно выявляют юных наркозависимых, в городе ведется статистика. Нужно применять другие меры профилактики наркомании, которые будут давать ребенку возможность как-то проявлять себя и не приобщаться к наркотикам. К примеру, в наше учреждение, безусловно, приходят разные дети, но все они стремятся что-то познать, чем-то интересуются.

Полина Курмакаева, депутат городского молодежного парламента:
– Тестирование на наркотики нужно, и не только школьников, но и студентов. Ведь у современной молодежи много соблазнов. Некоторые хотят испытать что-то новенькое, в результате пробуют наркотики. Другое дело, что изменит это обязательное тестирование? Пока человек сам не поймет, что это губительно для организма, он не остановится, а когда поймет – будет поздно. Здоровье – это подарок, его нужно беречь.Большинство участников опроса, проведенного Федеральной службой по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН) РФ, поддержали введение обязательного тестирования школьников на наркотики. По словам директора департамента обеспечения межведомственного взаимодействия ФСКН РФ Владимира Голубовского, об этом свидетельствуют цифры, полученные ведомством по результатам обработки около 10 тысяч анкет, заполненных пользователями на сайте ФСКН. Введение тестирования поддерживают 76% респондентов. Более 40% выступают за повышение ответственности за наркопреступления. 23% участников опроса сообщили, что им поступали предложения попробовать наркотики. Напомним, ранее опрос на эту тему проводил Всероссийский центр изучения общественного мнения. Согласно его данным, идею тестирования школьников на наркотики поддерживают 83% россиян. При этом 57% респондентов выступают «безусловно за» введение такого тестирования, 26% - «скорее за».Наталья Князева, главный специалист отдела школьного образования комитета по вопросам образования:
– Неоднозначно отношусь к введению обязательного тестирования. Лично мне как родителю, который всегда доверительно относится к своему ребенку, всегда находится с ним на связи, такая процедура была бы неприятна. Считаю, что родителям нужно больше внимания уделять своим детям. Хочется верить, что внимание со стороны школы тоже не позволит «пропустить » ребенка. Я работала школьным учителем, всегда видела своих учеников, какие-то происходящие с ними перемены. Соглашусь, что какой-то категории детей обязательное тестирование пойдет на пользу. Лучше на ранней стадии выявлять наркозависимость, пока ребенок не втянулся. Но что с этим делать дальше, если учесть, что не существует принудительного лечения? Думаю, нужно вкладывать средства не в кампанию по обязательному тестированию, а в воспитательный процесс, в развитие дополнительного образования.

Виталий Голубцов, 14 лет, ученик школы № 2:
– К введению обязательного тестирования на наркотики отношусь хорошо. Считаю, что нужно с раннего возраста выявлять наркозависимых подростков. Выявив таких учеников на ранних стадиях, помочь преодолеть эту пагубную зависимость им будет легче.

Ирина Бармина, руководитель реабилитационного центра для наркозависимых «Школа жизни» в поселке Яйва:
– Считаю, что обязательно нужно выявлять наркозависимых детей как можно раньше. Ведь они все больше втягиваются в пагубный процесс. Начинают с марихуаны, амфетаминов, со временем переходят на героин. Сегодня большая смертность от наркотиков. Обитатели нашего центра рассказывают сколько раз становились свидетелями этому прямо на «варочных» квартирах (где варят наркотики). Обязательное тестирование, выявление наркотической зависимости у ребенка позволит родителям действовать: поменять его окружение, обратиться за медицинской, психологической, духовной помощью. Хорошо, что сегодня в наших краях работает два реабилитационных центра – в Вогулке и Яйве, но плохо, что нет структур, которые помогали бы устроиться в дальнейшей жизни тем, кто прошел курс реабилитации. Мне кажется, что работу с наркозависимыми людьми на государственном уровне нужно налаживать на всех этапах: от обязательного тестирования, лечения – до реабилитации и помощи в последующий за ней период, чтобы человек снова не сбился с пути.

ЛУЧШЕ ЗАНЯТЬСЯ ПРОФИЛАКТИКОЙ
Заместитель главного врача ГУЗ «Краевая психиатрическая больница № 4» Дмитрий Мазунин:
– Я, конечно, против таких «акций» в школах. Во-первых, непонятно, с какой целью это будет делаться. Если только для статистики – тогда достаточно нашей. У нас в больнице с диагнозом «наркомания» находятся на лечении трое несовершеннолетних, а всего на учете стоит 682 пациента. Поверьте, для детей этого возраста данная проблема еще не так актуальна: подавляющее число больных наркозависимостью (до 95%) – люди 20–35 лет. Боюсь, что вложения в школьные мероприятия не окупятся, а получат обратный эффект в случае обязательного тестирования. В подростковом возрасте, когда человек еще только формируется как личность и только все пробует в прямом и переносном смысле, подобные мероприятия могут оказать сильное психологическое давление, если не сломать его.

Понятно, если делаться это будет через общественное учреждение, – о результатах станет известно всем вокруг. А зачем выносить на всю школу то, что могло быть эпизодическим явлением? Чаще всего в этом возрасте так и происходит. Гораздо разумнее родителям присматриваться к своему ребенку и точно такое же тестирование предложить ему у нас в больнице. А еще лучше бюджетные средства перенаправить на усиленную профилактику – спорт, культуру, образование, духовное развитие. Я имею в виду не одноразовые мероприятия, которые у нас проводят и которые больше напоминают рекламные акции, те, на которые молодежь приходит и с пивом, и со всем остальным.

Что же касается введения обязательного тестирования школьников, которое я не отношу к профилактике, то это вообще очень сложный вопрос и с юридической точки зрения. Законодательно мы можем это делать только с согласия самого лица. Для детей до 15 лет требуется согласие родителей. Вопрос о технике забора материала и контроля над этим процессом также весьма интересен и остается открытым. Юридических, медицинских, психологических тонкостей очень много. Возможно, такое тестирование необходимо лишь при приеме в военные вузы (и его, действительно, проводят), другие негражданские институты, где безопасность и ответственность превыше всего.


Источник: «Березники Вечерние»
Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс