"Белые ночи" – дорого очень!
Текст: Александра Москвина
Долгожданную симфонию под названием «лето» небесные дирижёры решили отложить до июля. Видимо, даже природа не выдержала то ли напора, то ли вакханалии «Белых ночей». Первым многотонных потоков не выдержали накопители воды в куполе шапито, громко представленного как главная фестивальная арена. В итоге брезентовая крыша рухнула, оставив цирковых зарубежных артистов буквально на улице...
«Мы, конечно, понимали, что это может случиться, – развёл руками министр культуры Пермского края Николай Новичков, – но надеялись на лучшее…» Но не пронесло. Пришлось срочно вызывать строителей и менять купол, прочности которого, правда, хватило лишь на пару дней, после чего вода с очевидным удовольствием смыла и этот оплот дизайнерской халтуры. При этом в первый раз несколько тонн воды обрушилось на несчастного рабочего сцены, которого вынесли из шапито на носилках, а во второй – на уборщицу, которая в это время мыла полы. Как она не пострадала, бедняжка, – до сих пор загадка.
НИКТО НЕ ХОТЕЛ ВЕРИТЬ В ТВЕРЬ
В результате заговора духов воды зрителям пришлось больше трёх недель «загорать» на мокрой траве под открытым небом. Стоит ли удивляться, что пространство перед главной фестивальной ареной почти хронически пустовало. Исключение составили лишь те (тёплые!) дни, когда на эспланаде распевали участники хорового фестиваля «Певческое поле Прикамья» да «жгли» в рамках акции «Музыка свободы» культовый «Ману Чао» (солист группы ChaoLa Venyura) и заматеревший Децл. Почти всё остальное время, куда, когда и в каком направлении ты бы ни шёл, из бывшего шапито неслись нетленки вроде «Мы про…бали СССР! Мы про…бали свою жизнь!» или «Культурной столице наш подарок – г...ндон». Это глашатаи свежих трендов из других городов нашей необъятной родины – Казани, Ульяновска, Тольятти, Уфы, Твери, Кирова, Самары и пр. – представляли в Перми свои Дни культуры. Недаром даже по данным «культурного министра» наименьшим вниманием горожан пользовались концерты типа «Верь в Тверь» и спектакли в «Сцене-Молот». А вот наиболее посещаемыми, по данным Николая Новичкова, оказались «Фестиваль спорта», «Картон-на-Каме», «Певческое поле Прикамья» и ряд других массовых мероприятий. Но если быть до конца объективным, то следует напомнить, что «Картон-на-Каме» – восьмое «воплощение» страны Картонии. Ранее государство, где всё из картона (его возвели в шатре прямо в центре города), было замечено на территории реальных белых ночей и называлось «Санкт-Картония».
ОДЕЖДЫ МЕНЬШЕ, НОГИ ШИРЕ
Однако за всеми этими событиями как-то затёрлось начало «Белых ночей», которое было не менее скандальным. Пока ещё шапито не рухнул под тяжестью грехов, в нём повсеместно царствовал цирк. Современный, со всей Европы, как растолковал идеолог циркового направления фестиваля «Белая магия» Борис Радостев. Мол, весь цивилизованный мир под цирком давно уже подразумевает искусство сложное, противоречивое, синтетическое, дилетантам двумя словами не объяснимое…
В реальности цирк из Финляндии, Бельгии и Хорватии оказался жуткой тягомотиной на псевдо-философские темы. Например, финны из WHS решили «удивить» исчезновением – физическим и метафизическим. Действо протекало в лучших финских традициях – медленно и печально. На деле же артисты, не скрываясь, заходили за кулисы и тут же якобы появлялись на экране. По всему, они решили, что приехали в такой медвежий угол, где до сих пор никто не имеет ни малейшего представления о видеоинсталляциях. Особо впечатлил финал шоу – герой утонул в стакане с водкой. Хеппи-энд по-фински. Истина в вине. Счастье не за горами.
Но это был мужской вариант счастья. Женский показали феминистки из Хорватии. Коллектив Triko привёз в Пермь спектакль «Мэри Поппинс возвращается», который якобы отсылает к любимейшей детской сказке Памелы Трэверс. На поверку оказывается, что никакого отношения к ней он не имеет. В центре сюжета – женщина, которая перевоплощается то в домохозяйку, то в жену, то в девочку, в мать, то в возлюбленную. В финале происходит и вовсе странная метаморфоза: героиня вдруг становится Норой из пьесы Генрика Ибсена «Кукольный дом». Точнее, об этом мы узнаём из текста субтитров на экране. Акт сопровождается акробатическими кульбитами беременной актрисы, за которую всё время боишься, что она вот-вот родит прямо на сцене. Или стопроцентным раздеванием другой, взгромоздившейся на воздушное кольцо, и раздвигающей голые ноги прямо на уровне глаз абсолютно ошалевших зрителей, среди которых были и дети. Нет, перед началом спектакля два придурковатых скомороха – ведущие всех «Белых ночей» – предупредили, что детей желательно вывести из зала, но почему о том, что это – представление для «детей старше шестнадцати» никто не сказал им ещё в кассе?! Цирком в этот вечер в шапито даже не пахло. Что это было, никто так и не понял, но уходили толпами, кто плача, кто смеясь, кто плюясь и негодуя.
ДАЖЕ БЕЛАЯ МАГИЯ ЗДЕСЬ БЕССИЛЬНА
Самым ожидаемым событием «Белых ночей», по опросам пермяков, оказался фестиваль иллюзионистов и современного цирка «Белая магия». Особенно его иллюзионная ветвь. И маги со всего света – чемпион FISM Норберт Ферре, лучший иллюзионист Франции Жером Мурат, манипулятор Виктор Войтко (Украина), чемпион мира Владимир Данилин и Джефф МакБрайд, считающийся вторым в мире после Дэвида Копперфильда, как и положено настоящим волшебникам, не обманули ожиданий. Безусловно, зрители с замиранием ждали от искусника из Лас-Вегаса его непревзойдённого номера с масками. Но увы. Багаж мэтра по ошибке улетел в Германию. Пришлось МакБрайду собирать реквизит буквально «по сусекам»: что-то одолжили пермские коллеги Владимир Данилин и Валерий Бастраков, что-то купили на обычных развалах. В итоге народ повизгивал и от бешеной пляски золотых вееров в его руках, и от полёта «ручных» карт – запущенные в зал, они словно заколдованные, возвращались к хозяину, и от дождя монет, которые сыпались из самых неожиданных мест случайного мальчишки-зрителя, и от пустых пиал, которые вдруг становились полными от мифического дождя и снова пустели. По словам самого Джеффа, последнему трюку его научили американские индейцы…
Закрытие «Белых ночей» превратилось в настоящую первомайскую демонстрацию – с шествием колонн, транспарантами, шарами и речёвками. По обе стороны от тротуара, где проходили виновники нескончаемого месячного шума в центре города, толпились зеваки. Фотовспышки слепили глаза. Не хватало только красной дорожки и – Канны во всём своём гламурном блеске. Обязательным условием смотра сил стало прохождение участников через большую красную «П» на эспланаде. Обряда инициации не избежал никто! Внутри чрева буквы процессия останавливалась и ритуально кланялась по сторонам: по задумке организаторов, это должно было означать приветствие черни, а на деле выглядело как поклонение прожорливому красному идолу.
Но пермяки действительно ликовали! Особенно жители близлежащих домов, для которых фестиваль «наконец-то закончился».
Пятьсот миллионов (!) растворились в призрачном свете белых ночей, словно и не бывало. И пока измученный зрелищами город ошалело переваривает озвученные цифры, власти готовятся к новому крестовому походу: «Белые ночи» решено сделать ежегодным брендом Перми.
Источник: «Пермские новости»
+ Иная газета
Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.
культура
-
27 марта во всем мире отметили День театра. В преддверии праздника мы побывали на репетиции одного из новых спектаклей Березниковского драматического театра
Читайте сегодня
- Пермяк добился ремонта своего дома через суд
- Более 5 тысяч пенсионеров Пермского края получат компенсацию взносов на капитальный ремонт.
- Сергей Будалин присвоил 2 миллиона рублей честных и ответственных березниковцев.
- В эти выходные состоится традиционная Строгановская регата
- Дом разваливается, а управляющая компания слилась из города
- Лето в городе: активный отдых в "Снежинке"
- Внимание: в Березниках планируется отключение воды на сутки
- Скоропостижно скончался атаман Марамыгин