Концы в воду

Текст: Елена Огородова

Валерий Попов знает толк в ловле рыбы. Эту науку он постигал с самого детства, когда вместе с друзьями-мальчишками, выстругав себе нехитрое удилище из ивового прутика, бегал на берег Камы и ее заливов. Вряд ли тогда он представлял себе, что это увлечение станет его профессией. Сейчас Валерий – егерь Березниковского общества охотников и рыболовов.

ЗАЯДЛЫЙ РЫБАК
Рыбак рыбаку рознь. К примеру, мой сосед, довольно угрюмый человек – летом с удочкой, зимой с коробом за плечами и коловоротом в руках – почти все свое время проводит на местных водоемах, круглогодично обеспечивая свою семью свежей рыбкой. И хотя жена частенько ругает его «за эту вредную привычку», домашние коты безоговорочно поддерживают своего хозяина.

Этот образ так часто мелькает у меня перед глазами, что уже сложился определенный стереотип заядлого рыбака. Однако после встречи с Валерием он канул в воду. Открытый, приветливый, спокойный и деловитый, мой новый знакомый сразу располагает к себе собеседника. Я специально назначила встречу с ним на рыбалке, с тайной надеждой выведать «клевые» места и некоторые секреты рыбацкого мастерства. И хоть я не рыбачка, но чувство здорового азарта мне тоже не чуждо.

В назначенный день, как назло, поднялся ветер, разгоняя волну на Каме и сводя на нет все усилия рыбаков. Тем не менее тихое местечко было найдено – старое Усолье, второй мост. Здесь внизу за насыпью дороги ветра совсем не чувствовалось, только слышно, как где-то над головой шелестят листвой придорожные кустарники. Поплавок мерно покачивался на воде, то ныряя вниз, то появляясь над водой. Напротив нас в лучах заката горели купола Никольского храма.

Время от времени над заливом раздавался колокольный звон, наполняя воздух благодатью. Текли минуты блаженства…

«БОНДЮЭЛЬ» НА КРЮЧОК
– А вот интересно, какая рыбка водится в здешних водоемах, – выйдя из состояния нирваны, поинтересовалась я у Валерия и его напарника, которого он с большим уважением величал Старый. – Да всякая, начиная от ерша и до стерляди, – рассказывает он. Правда, большая она здесь не вырастает, но сантиметров до 40 стерлядь ловили. Даже сомы здесь есть, но тоже попадаются не очень крупные. Лет 15 назад рыбаки на катере зацепили осетра, откуда он здесь взялся – совершенно непонятно. А в прошлом году знакомый рыбак поймал удивительную рыбу длиной примерно 60–70 сантиметров, которая не походила ни на одного из обитателей наших водоемов. Пришлось даже заглянуть в каталоги. Нашли. Оказался толстолобик. Возможно, чайки или утки на своих лапках принесли икринку.

Конкретно в этом месте чаще всего ловится лещ, окунь, ерш, подлещик, плотва, или, как ее у нас называют, сорожка. В карьерах, поближе к Соликамскому тракту, ловят карасей и карпов, некоторые их особи могут тянуть килограммов на 5–7.

– Карп – рыба хитрая, – вступает в разговор Старый, – ее просто так не подманишь. Ей на наживку подавай кукурузу, да не простую, а лучше всего «Бондюэль ». А еще она горох любит и семечки.

ЦАПЛЯ, ЯСТРЕБ И «ДВУХРУБЛЕВИК»
Наш неспешный разговор вдруг прервался. В небе прямо над нами летела какая-то длинношеяя птица.

– Это серая цапля, – сказал Валерий. – Она уже лет пять вьет гнездо где-то за ветстанцией. Очень умная птица. Самочка сидит с птенцами, а самец каждый день летает на болота добывать пищу.

Цапля, словно красуясь перед нами, сделала круг и улетела. Не успела я перевести дух от этого зрелища, как в небе появился черный ястреб. Паря и кружась рядом с нами, он, видимо, высматривал себе добычу. Ястреб спустился так низко, что можно было разглядеть его глаза и довольно большой крючковатый клюв. Он камнем кинулся куда-то в кусты, а потом исчез также неожиданно, как и появился. – Они здесь постоянно кружат, мышей, наверное, ловят, – поймал мой взгляд Валерий, вытащив тем временем из воды небольшую рыбку.

Это оказалась полтушка. Рыбаки называют ее еще «двухрублевик», так как раньше за каждую такую рыбку инспектор штрафовал на два рубля. Сняв с крючка сверкающую на солнце чешуей добычу, Валерий бросил ее обратно в воду. Пусть живет. Следом за ней в свою родную стихию отправились и остальные пойманные рыбки – окунек, подлещик, сорожка.

– Да я уже две ночи подряд рыбачу, на еду хватает, – улыбается Валерий, – лишнего мне не надо. Я из-за Старого езжу каждый день, чтобы составить ему компанию. У него ноги больные, а без рыбалки он не может. Вот пока я в отпуске, мы и нагоняем время.

РЫБАЦКАЯ УДАЧА
Рыбаки демонстрируют мне свои снасти. Оказывается, пресловутые фидерные приспособления можно соорудить самим, и тогда простая удочка легко превратится в суперсовременную. Главное здесь – смекалка. А ее русскому мужику не занимать.

– Фидер, – поясняет Валерий, – это основное орудие рыболова, когда течение и глубина не дают возможности использовать другие снасти. Другими словами, он представляет собой донку, где вместо обычного груза используется груз-кормушка. Закидывают такие снасти с помощью специального удилища с катушкой. Такая ловля не менее интересна, чем, скажем, на поплавочную удочку.

Рыбацкая удача очень переменчива, и порой даже опытные ловцы речных обитателей сами затрудняются сказать, от чего она зависит – от снасти ли, от погоды, от опыта или просто от настроения. Наверное, все зависит от того, какой смысл ты вкладываешь в это слово. Лично мне показалось, что впечатления от общения с природой и есть самая большая удача. А большего и не надо. И здесь я полностью согласна с выражением: «Боги не засчитывают в счет жизни время, проведенное на рыбалке». Примерно так переводится изречение, увековеченное еще на древних ассирийских плитах.


Источник: «Березники Вечерние»
Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс