Капричос в усольских тонах

Глава Усольского района Геннадий Шехматов: «Равнодушных на выставке не было».

Текст: Алексей Калитвинский

Невероятно, но факт: в Усолье выставлена самая знаменитая в мире «сюита офортов на причудливые сюжеты» гениального художника.

ИРБИТ FOREVER!
«Капричос» – серия из 80 офортов, опубликованная в 1799 году, в настоящее время в полном собрании есть лишь в трех российских музеях. Ирбитский государственный музей изобразительных искусств – один из них. Что само по себе удивительно. Причем питерский Эрмитаж и Московский музей изобразительных искусств им. Пушкина офорты Гойи имеют в виде книг, сшитыми, а ирбитчане – в первозданном виде. Именно из Ирбита приехала в Усолье выставка, которую ждали с нетерпением. Так что нам повезло, мы можем посмотреть на листы, хранящие
печать веков.

На открытии выставки было сказано много теплых слов в адрес меценатов, чья поддержка помогла «Палатам Строгановых» вновь подтвердить высокий уровень музея. Это ООО «ЛУКОЙЛ-Пермь», ОАО «ОХК «УРАЛХИМ», ЗАО «АГРОСОЛЬ» и конечно же администрация Усольского района.

Но центром притяжения в этот вечер был директор Ирбитского музея изобразительных искусств Валерий Карпов. Это ему в свое время посчастливилось закупить коллекцию офортов в Западной Европе. Имея в своем собрании такое бесценное богатство, как графика Гойи и Дюрера, другие оригинальные произведения XVI–XX веков – а их более 13 тысяч – ирбитский музей постоянно устраивает передвижные выставки, ведет большую просветительскую работу.

Собравшимся было интересно узнать, что начинал Валерий Андреевич без малого 40 лет назад… с развалин здания, в котором ему предложили создать выставочный зал. И он создал, только не выставочный зал, а музей с международным признанием.

– Наряду с уникальными коллекциями, – сказал директор Усольского историко-архитектурного музея Станислав Хоробрых, – у наших соседей из-под Екатеринбурга есть механизмы продвижения произведений искусства в самые различные аудитории. Если в больших городах такой опыт и обмен им распространяются все шире, то в небольших делаются лишь первые шаги. Ирбит и Усолье очень похожи, поэтому для нас опыт коллег бесценен.

ЭТО ВСЁ О НАС!
И вот наконец суровый охранник отошел в сторону, двери выставочного зала распахнулись, и публика получила доступ к коллекции. Первое впечатление – Гойя зло, саркастически высмеял Испанию: пороки простых людей, лицемерие дворянства, придворные круги, правящую чету, церковь, инквизицию. Но только ли Испанию? Вот офорт № 42. Согбенные спины людей и восседающие на них ослы.

«Ты, которому невмоготу, – приписал сам Гойя к этому сюжету. – Разве не ясно, что эти верховые суть верховые животные?» Нет сомнений, на чьей стороне симпатии художника. Гойя по-прежнему злободневен. Впрочем, выводы посетители сделают сами. Вдумчиво осмотреть всю экспозицию в многолюдности дня открытия выставки – задача нереальная. Сюда надо прийти еще раз и еще…

Колорит выставки можно выразить словами того же Гойи: «Сон разума рождает чудовищ». И как хорошо, что в соседнем зале музея расположилась выставка Жанны и Николая Заграбовых «Вечное путешествие». В их творчестве – торжество жизни. Соседство таких разных экспозиций как бы подчеркивает вечную борьбу добра и зла, тьмы и света.

КСТАТИ
Офорт - разновидность гравюры на металле, техника станковой графики глубокой печати, позволяющая получать оттиски с печатных форм («досок»). Техника изготовления офорта включает в себя несколько операций. На металлическую пластину наносится кислотоустойчивый состав из воска, лака, специальных смол и прочих добавок, известных только мастерам. Художник с помощью гравировальной иглы процарапывает на воске рисунок, подобно тому, как он чертит карандашом по бумаге. Затем доска подвергается травлению кислотой, действующей лишь на процарапанные места. Отсюда происходит название техники (eau-forte – смесь кислот, известная в России как «царская водка»). Для того чтобы при печати штрих получился разной толщины, часть рисунка снова покрывают лаком, а на оставшуюся второй раз воздействуют кислотой. Со временем техника офорта усложнялась и совершенствовалась, художники научились получать в гравюре эффект рисунка кистью, протравливая доски сквозь асфальтовую или канифольную пыль – «акватина». Именно эту технику в сочетаниис резцом и применил Франсиско Гойя.


Источник: «Березники Вечерние»
Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс