Год 2011, предпоследний

Подведение итогов года – традиционное занятие прессы в декабре. Не только, конечно, прессы, но, в основном, именно её, поскольку в декабре заканчивается год календарный. А у финансистов, например, свой финансовый год, и у налоговиков тоже. А, например, у политиков год вообще за единицу измерения не считается (ну, кроме как фальшиво или искренне поздравить прозябающий под политиками народец), там сезоны. А у солдат срочной службы – от приказа до приказа. А церкови отмеряют Рождествами или, как у некоторых, от Хиджры до Хиджры.

Безусловно ещё и всякий рядовой обыватель, присев за праздничный стол, начинает вспоминать пережитое да прожитое в календарном году, но на самом-то деле для каждого отдельного человека его собственный очередной год начинается и заканчивается в День рождения. Разве что отечественная милиц… ой… полици… нет, не привык пока язык, в общем, полимилиция тоже считает свои заслуги в борьбе с …. тут существуют разномнения, поэтому оставим многоточие, и повторим: тоже считает свои заслуги в борьбе с … по календарному году. Но и то, итоговые отчёты они сдают в январе. То есть, календарно – в следующем году.

И только пресса, из года в год, из декабря в декабрь упрямо доказывает практическую значимость двенадцатимесячного календаря, публично подводя итоги истекшего календарного года. Отмечают главные события календарного года. Как будто историческое значение состоявшихся событий, если они были действительно имели историческое значение, померкнет уже в следующем году и станет уже неважным. Всё равно что – главным событием 1825 года стал мятеж декабристов на Сенатской площади, а в 1826, 1827 и последующих годах это уже не имело никакого значения.

Или, вот ещё, выбирают персон года. Словно значимость нынешней «персоны года» превратится в тыкву, как только часы пробьют двенадцать. Вот, например, «Ведомостями» (как читателями, так и самой редакцией) одной из персон года назван Алексей Навальный. И вот, произнёс кто-нибудь поздравительную речь с телеэкрана (не берусь даже предсказать, кто это будет в этот раз, хотя, вероятнее всего, президент Медведев), отстукали двенадцать раз часы на Спасской башне и всё, кирдык. Навальный снова у подножия календарной горы, среди миллионов таких же среднестатистических жителей России, и снова ему предстоит карабкаться вверх, чтобы к следующему декабрю занять место в рейтинге…

В общем, уже несколько лет Ваш корреспондент весьма пренебрежительно относится ко всякого рода «подведениям итогов» в прессе (или в том, что всё ещё называет себя прессой, хоть местной, хоть региональной, хоть федеральной). Но… главный редактор попросил, почти слёзно, стукнув кулаком по столу и пригрозив лишить новогоднего подарка, пришлось соглашаться. Честно предупредив, что напишу, как захочу. Тем более, что по большому счёту итожить нечего. Всё только начинается. Или близится к финалу. Что, собственно, одно и то же – начинается финал.

Год падения диктаторов? Ну да, 2011 год был в этом смысле урожайным. Кого-то из водосточной трубы вытащили, кто-то в бронепоезде тихо помер (эх, хороший заголовок пропал: «Смерть в бронепоезде»), кого-то негромко освистали где-то там, хотя нет, освистывали не его, а вообще другого, и звали её Хилари Клинтон, но всё равно – и дальше будут падать, и это неизбежно, и не только диктаторы, потому что мировой политэкономический катаклизм только расправляет плечи. Вот одна моя знакомая начала рожать 31 декабря, а рожала 12 часов и ребёнок появился на свет только 1 января. Представьте, что в 00-00 часов акушеры стали бы подводить итоги. Так и здесь – разница исключительно количественная, не качественная – смешно подводить итоги, если роды нового мира только начинаются. «Новый мир» подразумевается в самом широком смысле.

Знаменательные выборы в России? Они являются продолжением давно начавшегося, давно предсказанного (и раньше всех – «Иной газетой») процесса, и процесс этот ещё не закончился, а когда и как закончится, Бог весть, доктора до сих пор не исключают кесарево. Один провал в Березниках засыпан, но тут же появился ещё один? Тоже – неизбежный и спрогнозированный процесс. Причём нетрудно предсказать, что процесс совсем-совсем не завершился, а только-только разогревается, как двигатель автомобиля, долго простоявшей на холоде. Перемены в березниковском медиа-пространстве? В данном случае можно говорить много и с удовольствием, но – всё в рамках закономерного процесса, который никак, совсем никак не зависит от календаря.

О да, разумеется, у огромного количества людей произошли перемены в собственной жизни. У Вашего корреспондента, например, или у Ольги Романовой с Алексеем Козловым, или у Дмитрия Рыболовлева с футбольным клубом «Монако», или у Ксении Айтаковой, или у Николая Новичкова, и у сотен, тысяч, миллионов других людей, как говорится, имя им – Легион. Даже Божена Рынска, вон, попробовала на вкус репрессивную машину родного государства. Но это тоже – не итог, а только начало новых житейских этапов или этапов жизни. И у каждого оно – личное.

Впрочем, есть несколько моментов минувшего года, которые действительно хотелось бы отметить. Не в качестве итогов года, а потому, что в 2011 году они были, и практически наверняка будут иметь значение для всего дальнейшего.

Для Березников это – практически официальное признание существования интернет-сообщества, и не некоего «сообщества», а конкретно Березниковского Форума в качестве реального фактора общественной, публичной, социально-политической жизни города Березники. Две официальные встречи мэра города Березники Сергея Дьякова с «блоггерами» (ну, не разбирается Петрович в нюансах интернет-терминологии, в его возрасте это простительно) – тому свидетельство. А последнюю встречу даже по официальному березниковскому телевизору показали. Этого достаточно для вывода, даже если не считать других доказательств, которые перечислять слишком долго.

В этом смысле, даже и об итоге можно сказать. Правда, не за год. Это – финишная черта всей официальной политики, проводившейся в Березниках, начиная с 2005 года. Знаково. Значимо. Напомню, кстати, что Березники мы берём за типичный образец небольшого индустриального города современной России

Событие, которое стоит отметить для Перми – массовость протестных митингов. До выборов и после выборов. Такой численности всякие протестные мероприятия в столице края не набирали, пожалуй, с 1991 года. И спасибо лоялистам – своими дохлыми сборищами по разнарядке со всего Прикамья – они ещё сильнее оттенили, высветили, показали выпукло и наглядно рост политической активности в Перми. Подытоживать здесь нечего, только начало, хотя может быть и не начало, но всё равно событие заметное, стоит отметки. То же, кстати, и для Москвы. Впрочем, про Москву и без меня много сказано.

Для России… Нет, не митинги, не пресловутая рокировка, ни даже выборы (выборы вообще ерунда при нашем современном феодальном устройстве). Владимир Путин, объясняясь с журналистами правительственного пула прессы, сказал, мол, с «оппозицией» говорить невозможно – ни лидера, ни общей платформы, ничего. В общем, не с кем вести переговоры. И похож он был в этот момент на генерала разбитой армии, который бродит среди трупов по полю проигранного сражения в поисках того, равного по званию и титулу, которому можно с честью отдать шпагу. Кому можно сдаться. Ибо сдаться уважающий себя генерал должен без урона для чести мундира, то есть равному. Или сильнейшему. И желательно на приемлемых условиях (сохранение, там, регалий, орденов, отсутствие оскорблений со стороны конвоя, а лучше и вовсе отпуститься под честное слово). Ибо сражение проиграно. А сдаваться некому. Равновеликих нет, единого командования нет, либо мелочь партизанская, либо вовсе неорганизованная масса… Проблема, однако.

То, что такая проблема возникла у самого главного начальника в России (Дмитрия Анатольевича, понятно, уже в расчёт не берут даже мелкие чиновники), это событие. Оно, конечно, было спрогнозировано (кстати, «Иной газетой» ещё в 2008 или 2009 году, правда, только для Березников), но 2011 год достоин того, чтобы быть отмеченным в этой связи. Впрочем, может быть, Владимир Владимирович просто выискивает тот самый враждебный центр, по которому следует нанести решающий удар, чтобы «всё это прекратить», но это практически то же самое. Вот в любимых наших Березниках, если уж на то пошло, такой центр нашли. Назвали его: «блоггеры». Шесть лет воевали, теперь переговоры начали. У Путина, согласитесь, задача труднее. Но то, что он об этом задумался – уже замечательно. От слов «имеет смысл заметить».

А в каком смысле и для кого минувший, 2011 год был предпоследним – в смысле политическом, геолого-промоечном или в смысле календаря майя – это мы узнаем чуть позже. В следующем, 2012 году. Пока же могу сказать только: время от времени хорошо сделать паузу в своем стремлении к счастью и просто быть счастливым. Это сказал кто-то из мудрецов. Кто – не помню, да разве это важно? Главное, хорошо сказал.

С Новым годом вас, дорогие господа, товарищи, граждане, сограждане, соотечественники, соратники, коллеги и всё прогрессивное человечество. С Новым, 2012 годом.


Автор – основатель и специальный обозреватель «Иной газеты – Город Березники»
Персональный блог автора на Blogber: http://blogber.ru/andrei-luchnikov
Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


итоги года

Постфактум