Культпроект напоследок

Текст: Михаил Данилович

Приключения грека в Перми. Даже не грека, а краевых властей. Именно так можно назвать их попытки открыть в Прикамье консерваторию.

Что ни день – новые сообщения о будущем чудо-заведении. На момент сдачи номера в печать известно, что при Высшей школе экономики (экономики!) на базе сельскохозяйственной (!) академии должна открыться музыкальная (!) консерватория. Экономическая музыка села?

Разговоры о том, что у нас появится консерватория, начались сразу после того, как греческий мастер Теодор Курентзис стал работать в театре оперы и балета, т. е. больше года назад. Сообщалось, что Курентзис согласился трудиться у нас при условии, что такое учебное заведение появится. Дальше разговоров дело не заходило.

А О ГЛАВНОМ ПРОМОЛЧАЛ
Кажется, в последнюю неделю власти захотели во что бы то ни стало решить все вопросы с консерваторией. Словно именно эти дни – крайний срок, когда им нужно «подчистить хвосты».

И подчищают, как могут. Всё началось на прошлой неделе в Законодательном собрании края. Вице-премьер Борис Мильграм заявил: будущая консерватория вот-вот откроется. Уже, по словам Мильграма, собраны почти все документы, которые нужны для того, чтобы получить лицензию. Документов надо немало.

Поэтому, очевидно, чиновники хотят открыть консерваторию при другом учебном заведении. А именно – при пермском филиале Высшей школы экономики (ВШЭ). Почему при ней (а не, скажем, при институте культуры), ни в правительстве, ни во ВШЭ не объяснили. Но известно, что у краевой администрации хорошие отношения с этим вузом. Как-то Олег Чиркунов даже назвал его «самым прогрессивным вузом края».

Этот передовик должен открыть факультет исполнительских искусств, в рамках которого и появится музыкальная консерватория. Сразу возникает вопрос: будет ли она полноценной? И каково будет музыкантам с дипломами экономистов?

Но ничего другого в правительстве края не придумали: время-то поджимает.

Не хватает «малого» – здания для консерватории. В нём должна быть специальная акустика. Без этого ни о какой лицензии и речи быть не может. Про здание Мильграм ничего не сказал.

Поначалу казалось, что консерватория обоснуется в нынешней сельскохозяйственной академии (а академия переедет на Липовую гору).

«СНЯЛИ МЕРКИ С МЕРТВЕЦА»
Но вдруг выяснилось, что потесниться придётся не только «сельхозу». В середине рабочей недели наши корреспонденты пришли в Пермский музыкальный колледж – это ещё один сосед оперного театра и академии.

По расписанию должны идти занятия, но тут не до них. Студенты и преподаватели стоят в коридоре. «Что будет дальше?» – спрашивают друг друга.

Волнения начались в конце прошлой недели. Тогда музыкальный колледж посетил всё тот же вице-премьер Борис Мильграм. Как говорят – впервые. Значит, уже подозрительно.

Мильграм был с Еленой Костиной, руководителем агентства по управлению государственными учреждениями (это учредитель колледжа). А также с представителями Теодора Курентзиса. «Они вели себя по-хозяйски, – вспоминает одна преподавательница. – В концертном зале шло занятие. Оно прервалось. Комиссия попросила нашего солиста спеть, чтобы проверить акустику». Зачем они пришли, визитёры так и не сказали. Лишь заметили, что акустика хороша. Очень подозрительно.

Присмотрели здание для будущей консерватории, рассудили в колледже. «Сняли мерки с мертвеца, чтоб сделать гроб», – говорит о гостях из прикамского правительства студент третьего курса Алексей. После этого учащиеся разослали в СМИ открытое письмо. В заголовке так и написали: «SOS!»

ОБЩАТЬСЯ С ЖУРНАЛИСТАМИ ДИРЕКТОР «КАК БЫ НЕ ВИДИТ СМЫСЛА»
Директор колледжа (она, к слову, работает в этой должности только месяц) к нам не вышла. «Как бы не видит в этом смысла, потому что нет никаких официальных документов», – только и сообщила нам секретарь в дверях приёмной.

На следующий день после того, как появилось открытое письмо Пермского музыкального колледжа, уже знакомый нам Борис Мильграм заявил в эфире «Эха Перми»: «Борис Мильграм ни разу, никогда, нигде не говорил, что музыкальный колледж будет передан консерватории, которая формируется».

Зачем, спрашивается, приходил в колледж? «Посмотреть, как он вообще выглядит, – продолжает чиновник. – И если бы я увидел, что он выглядит плохо, я бы вам об этом честно сказал и сказал бы: «Ребята, освобождайте это помещение, плохо у вас там всё, я сделаю лучше». Я этого не увидел».

Значит, всё-таки приглядывался к помещению? И неужели так просто от него откажется?

«МЫ ПОСТУПАЛИ ИМЕННО СЮДА»
В колледже предполагают, что их заставят переехать к Центральному рынку, в здание педагогического училища №4. Если это случится, лицензия колледжа аннулируется, потому что её давали под то здание, которое есть у учебного заведения сейчас. Колледж фактически перестанет существовать. Студенты не получат дипломы.

Если дипломы всё-таки будут, то непонятно, какого статуса. Педагогического училища №4?

Кроме того, никому не хочется расставаться с нынешним зданием. «Нам оно тоже нравится! Почему мы должны отсюда уезжать?» «Мы поступали именно в этот колледж и в это здание», – рассуждает одна из студенток.

Пермский музыкальный колледж – единственное в крае учреждение среднего звена. «Ниже» – музыкальные школы. «Выше» – институт культуры, педуниверситет, а также консерватории в других городах: Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге. «Трёхуровневая система музыкального образования признана лучшей во всём мире», – считает преподаватель Галина Баталина. Убери колледж, который «посередине», – о профессиональных музыкантах на пермской земле можно забыть.

Да и, в конце концов, зачем создавать новое, обрекая на неопредёленность старое?

А ЕСЛИ КУРЕНТЗИС УЕДЕТ?
Сельхозакадемия, где тоже может поселиться консерватория, хранит молчание. Но в лучшем ли она положении? Что будет с лицензий, дипломами?
А главное – ради чего переезжать?

«А вдруг, – поговаривают педагоги, – Курентзис скоро уедет из Прикамья, что тогда?» «Уедет, уедет», – кивают другие. Не будет ни консерватории, ни того, что ради неё загубят.

Причём мало кто уверен, что у нас получится создать музыкальную консерваторию. Одни говорят, что для полноценного учебного заведения нужны несколько таких зданий, как у того же музыкального колледжа. Иначе – нет смысла. Другие – что «с нуля» создать консерваторию невозможно: институт культуры, к примеру, идёт к этому маленькими шажками. Например, открывает консерваторский факультет – и только.

Но Борис Мильграм и компания неутомимы. Не получилось с «сельхозом» – принялись за музколледж. Не вышло с ним – вернулись к сельхозакадемии.

Лишь бы где-нибудь открыть консерваторию или то, что можно будет так называть. Как обычно, всё делается безо всякого обсуждения с людьми. Ни тебе бумаг, общественных слушаний, презентаций. О планах краевых властей (о том, что, где и когда будет) знают только сами краевые власти, если знают. Но вот о чём, похоже, не догадываются – каких дров могут наломать. Такого «единения» сельского хозяйства, экономики и музыки, наверное, никогда не было и не будет. Каких ещё жертв потребует «искусство»?

ДОСЛОВНО
Из открытого письма студентов Пермского музыкального колледжа: «Учитывая высокие требования к зданию и потенциальные вложения в проект, кажется логичной постройка собственного здания консерватории, удовлетворяющего всем требованиям инициаторов проекта, взамен очередному торговому центру».

Из интернет-блога Бориса Мильграма: «Мы действительно очень близки к осуществлению заветной мечты ценителей музыки в крае (появлению консерватории. – ред.). Думаю, к концу марта мы сможем проинформировать о точных датах первого набора и прочих подробностях и деталях лицензирования этого учебного заведения».


Источник: «Пермские новости»
Фото с сайта obouka.ru
Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс