Платок на роток, но болото уже потекло

Нежно любимый нами город Березники в Пермском крае вновь привлёк внимание и оказался в федеральных лентах. На этот раз в связи с аварией на металлургическом комбинате, известном так же как «Ависма» и «березниковский филиал ОАО «ВСМПО-Ависма». В результате аварии погибли три человека, несколько десятков человек пострадали в той или иной степени, город буквально до конца недели жил в состоянии официально объявленного режима чрезвычайной ситуации.

Имела место быть и негативная реакция, скажем так, определённых кругов на поднявшуюся информационную волну. По той же причине, что и в предыдущих случаях. Напомним, что уже несколько недель подряд Березники оказываются, если не в центре внимания, то, как минимум в поле зрения отечественных медиа, причём вплоть до федерального уровня.

В связи с гибелью человека на засыпке одного из провалов. В связи с аварией на водопроводных сетях, оставившей без воды почти весь 150-тысячный город. В связи со случаем выявления сифилиса у одного из воспитанников детского сада. В связи с гибелью в Дагестане березниковского бойца СОБР. В связи с этапированием в березниковскую ИК-28 осуждённой участницы Pussi Riot Марии Алёхиной. Авария на «Ависме» на данный момент значится последней в списке. Но нет никаких гарантий, что список не продолжится.

Причём характерно, что местная пресса в освещении событий заметно отстаёт от региональных и федеральных коллег. Пожалуй, лишь с «Ависмой» туземные медийщики сработали с ними ноздря в ноздрю (простите невольный каламбур). Причём сложно даже оценить – по своей ли вине более-менее удачно сработали, или потому что упомянутая негативная реакция, скажем так, определённых кругов была не столь очевидной, как, например, в сюжете про сифилис в детском саду.

Дело в том, что именно ожидание, предвкушение этой самой негативной реакции, скажем так, определённых кругов, ожидание, замечу, едва ли не естественное и привычное, сформировавшееся исторически за последнее десятилетие, именно оно вынуждало и, пожалуй, вынуждает до сих пор березниковских медийщиков тормозить. Сдерживать свои журналистские порывы даже в том низкокачественном и малопрофессиональном состоянии, в котором они присущи местной прессе сейчас (речь, разумеется, о среднем уровне березниковской журналистики, когда совокупный вес одного слона и тысячи муравьёв даёт средний вес одного муравья более одного килограмма).

Конечно, ещё недавно ситуация была много хуже (почему мы и говорим об «исторически сложившемся»), когда почти что на все березниковские медиа существовала де-факто единая редакция, и та – не профессиональная, а отдел пиара известной корпорации. Тогда не то что опасались негативной реакции на какое-либо журналистское действие, а само действие было возможно лишь после указания пиарщиков и по плану пиарщиков, а наказуема не только инициатива, но и сама мысль об инициативе. Поэтому проще было совсем не думать, а делать, что скажут.

Сейчас - поскольку вожжи ослабли, да и прежних пиарщиков след почти что простыл – думать приходится и даже что-то делать, и даже без команды. Но думается и делается всё равно с привычной оглядкой (в этом смысле, наверное, поколение должно смениться). И, как показывает тот же сюжет с сифилисом, не без оснований. Напомню, после волны сообщений и последующих разъяснений, уточнений и в каком-то смысле опровержений, местные чиновники даже привлекли прокуратуру и полицию к розыску и наказанию «виновников распространения недостоверной информации». Поиск «виновников» затронул и некоторые медиа. А вмешательство карательных органов в происходящее на информационном пространстве неприятно и влияет на качество журналистской работы само по себе. Хотя бы уже потому, что голова (а это основной инструмент журналиста) работает хуже, когда над ней висит дамоклов меч.

В случае с выбросом хлора и гибелью людей на «Ависме» негативная реакция тоже была, но не столь выразительная и, в любом случае, не настолько груба. В публичном пространстве дело и вовсе ограничилось анонимными призывами на Березниковском Форуме, мол, хватит обсуждать, надо слушать только официальные источники и, наконец, «модераторы, закройте тему». Здесь образуются довольно любопытные коллизии и можно немало времени уделить нюансам, но сейчас обойдёмся без этого занятного разговора. Потому что гораздо важнее – с точки зрения профессионально-журналистской философии как обобщающей дисциплины – сам факт более мягкой негативной реакции.

То есть, понятно, что, как бы то ни было, и как бы вежливо ни улыбались, и с какой бы наружной искренностью откликались на общественный запрос на информацию (а интерес прессы это и есть, собственно, выражение общественного запроса), всё равно – определённым, скажем так, кругам оно неприятно. Неприятно отвечать на вопросы, неприятно сообщать о неприятностях и трагедиях, тем паче, неприятно читать-слушать-смотреть, как и, немаловажный аспект, что пишут-говорят-показывают в прессе. Ну, и множество отдельно взятых граждан, имеющих в Березниках такой мощный ресурс для выражения собственного мнения как Берфорум. Неприятно, но приходится.

О причинах не нужно гадать. Во-первых, не утаишь – информация уходит в официальные источники регионального и федерального уровня, которые более-менее открыты для прессы и граждан А во-вторых, Березники уже попали в поле зрения региональной и федеральной прессы, попали не один раз, и, соответственно, закрепились в их списке, условно говоря, локаций-ньюсмейкеров. Грубо говоря, в списке городов, которые дают новости. Или, по крайней мере, информационные поводы. Проще говоря, запомнились. И… всё. Ящик Пандоры открывается только в одну сторону.

Теперь уже никуда не денешься – если местные СМИты ещё по привычке побаиваются, да и накричать на них можно, то с пермскими, а, тем паче, с федеральными журналистами оно не работает, а совсем наоборот. Как обидятся, да как понесут по кочкам, по кочкам, по маленьким дорожкам, что в ямку – бух. Согласитесь, нетрудно представить главного редактора газеты «Березниковский рабочий» или Березниковского Ти-Ви, которому (или которым, всем вместе, бывало и такое) устраивают порку в березниковской мэрии или, скажем, в местном подразделении какой-либо компании (нет, я имею в виду не только «ту самую»). А теперь попробуйте представить в такой же ситуации, да хоть Мамонтова, хоть Носика, хоть Познера. Смешно, правда?

Такой расклад существовал и раньше. Но Березники ещё не были притчей во языцех, и иной раз даже Вашему корреспонденту, даже уже и после первого провала, приходилось объяснять иногородним коллегам, что Березники – это не маленькая станция на железнодорожном направлении «Москва-Соликамск» и не просто город рядом с Пермью, в котором сгорела «Хромая лошадь». Теперь же Березники – это Березники. Имя собственное. Повышенное внимание федералов и регионалов к аварии на «Ависме» - тому подтверждение. Потому что, на самом деле, далеко не всякая трагедия на просторах нашей бескрайней Родины получает такое внимание.

В этой связи не удержусь, отдам дань конспирологии – если верна гипотеза, что сюжет с сифилисом в детском саду был результатом информационного вброса после Березниковской Засухи (ну, чтобы надавать по рукам всяким «клеветникам» и «распространителям», подорвать доверие к независимым источникам информации, приучить иногороднюю прессу отбрасывать березниковские инфоповоды, как сомнительные), то вброс дал прямо противоположный эффект. Березники попросту запомнились ещё крепче и интерес к Березникам стал увереннее и основательнее. Т.е. если данная гипотеза верна, то автора такой провокации (вбросить, чтобы обожглись и на будущее заткнулись) я бы посоветовал гнать взашей. Впрочем, это лишь гипотеза, она может быть и не верна. Но суть-то не меняется.

И вот это самое «во-вторых», неоспоримый факт существования – теперь уже крепкого и долгоиграющего – интереса и внимания не просто посторонних, а региональных и федеральных медиа к Березникам является более важным, чем даже невозможность скрыть какую-либо негативную, скандальную или просто информацию. Более важным именно с нашей профессиональной точки зрения.

Потому что этот факт неизбежно влечёт (уже повлёк и дальше будет больше) изменение информационной политики местных властей и местных подразделений компаний и корпораций. Придётся, уже приходится становиться более открытыми и, как бы ни хотелось накинуть платок на каждый роток, более доброжелательными (хотя бы внешне) и т.д. Более честными, в конце концов. И придётся, уже приходится учиться работать в новых обстоятельствах и по-новому. Понятно, что некоторым, скажем так, кругам хотелось бы восстановить прежнее безмятежное состояние, когда – либо хорошо, либо ничего, но… Даже умозрительно на это потребуется столько сил, энергии и, самое главное, финансовых вложений, причём с ненадёжным результатом, что дешевле и проще построить в Березниках подлинный Город Солнца (не путать с характерной риторикой прежних времён насчёт «Солнца надежды нашей» и т.д.).

Ящик Пандоры открывается только в одну сторону, и болото, в которое превратилось с 2004 по 2010 годы информационное поле Березников, уже потекло. И старые дамбы размылись, а новую не построить.

Одновременно это приведёт, уже заметно движение в этом направлении, и к изменению редакционных политик местных СМИ. Просто потому, что в противном случае – если более честная, более точная, более оперативная информация о березниковских реалиях будет появляться у регионалов/федералов – местные медиа просто не выживут. Правда, здесь процесс, видимо, будет происходить медленнее и мучительнее, и, иногда кажется, необходимо будет, чтобы попросту сменилось поколение журналистов. Тем не менее, и этот процесс неизбежен.

Как неизбежен и результат указанных процессов: максимально открытые власть и корпорации и максимально свободная пресса. На местном уровне. Локально-автономно от общероссийских тенденций. Вероятность, что Березники как населённый пункт, как город и промышленный центр не доживут до той поры прекрасной, в расчёт брать не будем, как чрезмерно пессимистическую и обесценивающую любые разговоры о будущем.

… За несколько часов до трагедии на «Ависме» березниковский мэр Сергей Дьяков встречался с приехавшей в Березники корреспонденткой московского журнала The New Times Юлией Чернухиной (чудесная журналистская фамилия, не правда ли?). Не знаю, конечно, о чём был разговор и, тем паче, не знаю, о чём и когда будет статья. Рискну предположить, едва ли и разговор был, и статья будет о том, как припеваюче живут Березники. Было бы глупо – для обеих сторон. Но это лишь предположение. Тем не менее, помнится, в 2008 году, когда в Березниках несколько дней находился корреспондент журнала «Forbes» Александр Братерский, встречаться с ним местные управители отказались наотрез. По моей личной оценке: попросту побоялись сказать что-нибудь несанкционированное. Могли себе позволить.

Процесс пошёл...


Автор – основатель и обозреватель «Иной газеты – Город Березники»
Персональный блог автора на Blogber: http://blogber.ru/andrei-luchnikov

Рубрика предназначена исключительно для чтения журналистов и тех, кто по непонятным причинам мечтает заняться этим ремеслом. За чтение рубрики иными лицами редакция ответственности не несёт. Редакция может вступать в переписку с читателями. Мнение авторов материалов может совпадать с мнением редакции. Все совпадения являются неслучайными. Подбор материалов для рубрики производится лично Андреем Лучниковым.
Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


Школа Лучникова