"Нос". Сатирический детектив

«У порядочного человека нос не оторвут!»

Текст: Людмила Дмитриева

Сценическую версию знаменитой повести Гоголя представил молодой режиссер из Лысьвы Вахтанга Харчилава. В главной роли дебютировал на березниковской сцене молодой актер Алексей Корсуков.

...Петербургский коллежский асессор Ковалев в один злочастный для себя день 23 марта 1832 года таинственным образом лишается носа и впадет в отчаяние, так как без этой части физиономии не может показаться ни в приличном светском обществе, ни в официальных учреждениях. А карьера, статус, положение — вещи для него в жизни приоритетные. Случай смешной, анекдотичный, но страдания-то героя подлинные, настоящие! Однако куда бы герой со своим горем ни пришел, везде натыкается на равнодушие и душевную черствость.

Жанр спектакля Вахтанг Харчилава определил как «сатирический детектив». Увлекая зрителей перипетиями загадочной истории о пропаже носа, режиссер не жалеет обличительных красок в изображении чиновничьего Петербурга, даже сознательно утрирует гоголевских персонажей. Так частный пристав, проявивший абсолютное равнодушие к беде асессора Ковалева, вдруг заговорил по-английски, что его еще больше отдаляет от просителя. А доктор, к которому несчастный пришел на прием, ведет себя как настоящий садист: варварски вырывает зуб, вставляет «по рассеянности» гусиное перо в шею, раздает зуботычины. Квартальный надзиратель (в длинном сером плаще и черных очках, с красной книжицей, которую всем сует при появлении, он навевает определенные ассоциации) виртуозно берет взятку у потерпевшего.

Грязно-белые балахоны на актерах, такого же цвета мебель на сцене и прочий реквизит призваны, по замыслу художника-постановщика Марии Белогорцевой (Москва), передать безликую атмосферу одетого в серый камень Петербурга, но в ярко-синем небе, освященном оранжевым цветом уличных фонарей, есть и некий потусторонний фантастический флер.

После премьеры корреспондент «Вечерки» взяла мини-интервью у режиссера Вахтанга Харчилавы.

— В литературе известен такой жанр, как «ироничный детектив». А сатирический — ваше изобретение?
— В повести «Нос» Гоголя очень много заложено смыслов, произведение невероятно сложное, но при этом несценичное. Поэтому не так много его театральных постановок. Из многообразия тем, заложенных в гоголевском тексте (религиозная, социальная, философская), вычленили две. По сюжетной линии это детектив, потому что неизвестно, как и куда нос пропал (мы можем только подозревать, только строить догадки, выдвигать версии), а по содержанию — сатира.

Исходной идеей спектакля стала потеря души, бездушие.

— Действие начинается с богослужебного пения. В первой сцене герой издевательски отказывает нищенке в милостыне, за что потом, может быть, и поплатился потерей носа.
— Это одна из версий. Действие в повести происходит 25 марта. Я специально навел справки и узнал, что в 1832 году в этот день был церковный праздник Вознесения. Гоголь, как известно, был очень религиозным человеком. Сочувствуя главному герою, я над ним одновременно смеюсь, потому что он так ничего и не понял. Ковалев — абсолютно земной персонаж, не духовный. Потеряв часть физического тела, он очень переживает, не воспользовавшись предоставленной ему возможностью задуматься над своей душой.

— Есть эпизод, не совсем понятный зрителям, не владеющим языком жестов. О чем говорит глухонемая девушка?
— У девушки тоже есть физический недостаток, но она прекрасна в своих душевных проявлениях. «Мне непонятна такая реакция на чужое горе, кому-то оно доставляет радость. Я этого не понимаю, решительно не понимаю, к чему эти дерзкие анекдоты. Над кем смеетесь? Над собой смеетесь», — говорит она.

— В спектакле очень богатый музыкальный ряд.
— Мы использовали музыку из репертуара американского оркестра Tin Hat Trio. Мне показалось, что в ней есть что-то гоголевское. Вроде и то время, а вроде и наше. Мы не погружались полностью в XIX век, но и не надевали на актеров джинсы и шорты, попытавшись создать такой мир, в котором бы все гармонировало, создавало иллюзию вневременности.

КСТАТИ
Постановка «Нос» осуществлена при поддержке Министерства культуры, молодежной политики и массовых коммуникаций Пермского края. Грант выделен на поддержку молодых режиссеров и на создание спектаклей для старшеклассников с целью стимулировать у школьников интерес к классике. На генеральном прогоне 16 ноября в зрительном зале сидели студенты медицинского училища. И хотя после антракта часть их бесследно исчезла, оставшиеся аплодировали стоя и кричали «Браво».


Источник: «Березники Вечерние»
Фото Игоря Фалько
Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс